Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа человека и право. Антропологические основы права




Введение

Природа человека и право. Антропологические основы права

Философский смысл и обоснование прав человека

Личность и право. Гуманистическая природа права

Механизмы формирования правовой личности

Заключение

Литература

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 5 -71.

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 231-254 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 351 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.


Введение

Любое правопонимание опирается на соответствующую кон­цепцию природы (сущности) человека. Особенно ярко эта связь выражалась в классической философии права XVII —XVIII ве­ков. В ней представления о природе человека выступали как предельные основания для суждений об общей правомерности властных решений, антропология всегда несла в себе общий кри­терий правомерности. Данное обстоятельство обусловило воз­никновение в рамках философии права такого раздела, как пра­вовая антропология, в пределах которой решался бы вопрос об общем критерии правомерности.

Что представляет собой правовая антропология, каковы ан­тропологические основы правопорядка в целом и прав человека в особенности, что представляет собой «человек юридический», как связаны между собой личность и право? Эти и другие вопро­сы будут рассмотрены в данном разделе.

Природа человека и право. Антропологические основы права

Феномен права теснейшим образом связан с человеком, его сущностью, смыслом человеческого бытия. «Ответы на все фи­лософские вопросы права, — пишет представитель правового экзистенциализма Э. Фехнер, — предопределяются ответом на вопрос о смысле человеческого бытия». В этом высказывании выражена антропологическая позиция по отношению к праву. Суть последней состоит в представлении о праве как явлении, без которого человек не может существовать, с одной стороны, и выявлении в структуре человеческого бытия таких моментов, ко­торые порождают правовые отношения (право), — с другой сто­роны. Это обстоятельство делает возможной собственно право­вую антропологию.

Что же представляет собой правовая антропология? Как из­вестно, философской антропологией называется часть филосо­фии, в которой изучается человек как особый род сущего, ос­мысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются способы человеческого существования.

Философская антропология является фундаментом современ­ной моральной и правовой философии[1]. Именно обращение к сущности человека позволяет обосновать идею права, критерий справедливости, то есть решить фундаментальный вопрос фило­софии права. Данное обстоятельство позволяет выделить в рам­ках философии права такой раздел, как правовая антропология.

Типичными для правовой антропологии являются рассужде­ния одного из ее основателей Г. Гроция, выделившего в природе человека такую склонность, как влечение к общежитию, не зави­сящее от идеи пользы. Идея права, по Г. Гроцию, связана с указа­нием на назначение человека. С его точки зрения, то, что соот­ветствует сущности человека, является моральным, а то, что поддерживает мирное и стройное общежитие, является правомер­ным. Поскольку же такое стремление к общежитию есть склон­ность, заложенная в человеческой природе, то и идея права явля­ется идеей моральной как одно из проявлений сущности человека.

Таким образом, правовая антропология указывает на основа­ния права в человеческом бытии. В целом же правовую антро­пологию можно определить как учение о способе и структуре бытия человека как субъекта права, или, более кратко, — уче­ние о праве как способе человеческого бытия.

Одной из центральных проблем правовой антропологии яв­ляется выявление антропологических предпосылок правовой теории. Исследование этого вопроса оказывается возможным по­тому, что существует закономерность корреляции «образа чело­века» и «образа права». Суть ее заключается в том, что тот или иной «образ права» (правопонимание), а также определяемая им правовая система ориентируются на определенный «образ человека» (концепцию природы человека) и от него ведут свой от­счет как от исходной точки.

Рассмотрим, как решался вопрос об антропологических осно­ваниях правовой теории тремя ключевыми фигурами новоевро­пейской философии права - Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо, И. Кан­том, и каковы были практические последствия такого решения.

Согласно Т. Гоббсу, человек — это абстрактный индивид (равный таким же абстрактным индивидам), который руковод­ствуется исключительно своими интересами. Необходимость же правопорядка, то есть общих для всех людей норм, осознается им лишь под влиянием страха перед насилием со стороны таких же индивидов, и этот страх оправдывает механическую силу государства, соединяющую индивидов в одно целое. В итоге субъектом правопорядка оказывается совершенно иммораль­ный, эгоистический индивид, стремящийся превратить другого в средство и договаривающийся с ним лишь под угрозой собствен­ной безопасности. Следовательно, образу человека, который ру­ководствуется исключительно собственными интересами и ори­ентируется на поиски только личной выгоды и счастья, соответ­ствует такой образ права, где собственно правовая реальность подменяется реальностью государственных предписаний.

Свою теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо строил на тех же антропологических основаниях, что и Гоббс. Так же, как и у Гоббса, индивид у него руководствуется мотивом личного благоразумия, стремлением к самосохранению и счастью. И хо­тя у Руссо индивид уже предпочитает правовой порядок деспо­тической государственности, однако не на безусловных мораль­ных основаниях, а подчиняясь сознанию опасности, которая ему угрожает со стороны этой государственности. К соблюдению об­щих норм не только государство принуждает индивидов, но и са­мо оно принуждается надындивидуальной негосударственной волей. Воля народа ставится выше всякой законности и начинает приобретать те же черты, что и монархический произвол Гоббса. В итоге право теряет свою самостоятельную реальность и низво­дится до оправдания нового произвола.

Таким образом, на основе представлений о человеке как «разумном эгоисте» утвердить примат права по отношению к возведенной в закон воле верховного правителя невозможно, поскольку такой человек не имеет внутреннего критерия для осу­ществления выбора в ситуации нормативно-ценностного кон­фликта, а нуждается во внешней авторитетной опеке.

Исходным пунктом философии права И. Канта является учение о человеке как о существе, принципиально способном стать «господином себе самому» и потому не нуждающемся во внешней опеке при осуществлении ценностно-нормативного вы­бора. Этот человек не разумный эгоист, а моральное существо. Это означает, что автономия (нормативная независимость), или способность «быть господином себе самому», выступает исход­ным и основным смысловым моментом права. И хотя это всего лишь идеальное свойство человека, но оно полагается в качестве природного и тем самым задает критерий правомерности реше­ний власти. В социальном плане морально автономный индивид характеризуется как субъект, который способен по праву проти­востоять экспансии любой чужой воли, возведенной в закон.

Следовательно, только образ «человека морального» оказы­вается способным легитимировать право как безусловную цен­ность, не сводимую ни к каким иным ценностям. Индивиды, принявшие порознь решение жить в соответствии с категориче­ским императивом, делают возможным и право, и всякие согла­шения на основе взаимной выгоды. Философско-правовая тео­рия И. Канта является классическим образцом соответствия «об­раза права» «образу человека».

Какой же «образ человека» должен быть поставлен в осно­вание современной правовой теории? Чем характеризуется че­ловек как особый вид бытия? Какова специфика человеческой природы?

Природу, или сущность человека, часто сводят к разумности, морали, языку, символичности, предметной деятельности, воле к власти, игре, творчеству, религиозности и т. д. В то же время современная философская антропология обнаруживает в челове­ке некое интегральное свойство — его «открытость», незавер­шенность как создания. В отличие от животного человек посто­янно преодолевает свою видовую ограниченность так же, как и социальную ограниченность, постоянно трансцендируя, возвы­шаясь над сложившимися обстоятельствами. В этой незавершен­ности заключается огромный потенциал саморазвития человека. Именно эту «открытость» имел в виду Ж.-П. Сартр, когда писал: «Человек свободен, человек — это свобода»[2]. В этом образе человека как существа свободного, становящегося находит свое оправдание и образ нрава как его непрерывного становления. В свою очередь, право создает условия для реализации потен­циала человека, человеческих возможностей, хотя и не гаранти­руя эту реализацию без собственных усилий человека.

При этом следует помнить, что нельзя абсолютизировать по­иски единой и «истинной» природы человека. Таковой просто не существует. На этот момент обращает внимание американский философ Дж. Лаке, выдвинувший тезис о множественности че­ловеческой природы. Он считает, что утверждения о природе человека, о том, что представляют собой устойчивые человече­ские характеристики, относятся к группе фактов выбора, вклю­чающих в свой состав одновременно объективные и субъектив­ные элементы2. Первые представлены конечным набором ка­честв человечности, служащих объективными основаниями для выбора. Вторые ценностными предпочтениями, от которых зависит окончательный выбор. Так, в основании признания уни­версальности прав человека лежит ценностное предпочтение се­годняшнего цивилизованного человечества, заключающееся в возвышении сходства между людьми над их различиями как не­существенными[3].

В этой связи концепция множественности человеческой при­роды находится в рамках здорового плюрализма. Она ориенти­рует на толерантное отношение к проявлениям человеческого своеобразия (как индивидуального, так и культурного), но эта терпимость не беспредельна, а ограничивается идеей права. Ибо, исходя из признания множественности человеческой природы, мы должны обеспечить полное оправдание человеческого отли­чия, однако лишь в той мере, в какой это своеобразие не прино­сит нам вреда.

Несмотря на то что «образ человека» зависит от нашего вы­бора, мы все же можем указать если не на качество, то, по край­ней мере, на способ действия, который позволяет выделить чело­века из всех других живых существ. Таким способом действия является «долженствование». Как подчеркивает Е. Агацци, «ка­ждое человеческое действие связано с некоторой «идеальной моделью», с тем, «как должно быть»[4]. Поэтому человек — это существо «долженствующее», постоянно соотносящее свои дей­ствия с идеальными образцами и тем самым устремляющееся к этим образцам, трансцендирующее к ним. Этим ценностно-ори­ентированное поведение человека отличается от простой целена­правленности поведения животных.

Поскольку же сфера «должного» является особенностью собственно человеческого действия, то и мораль, и право как наиболее развитые нормативно-ценностные системы, без кото­рых человек не может быть человеком, оказываются характери­стиками его способа бытия. Трактовка специфики человеческого бытия как бытия существа, ориентирующегося на «должное», раскрывает новые горизонты перед правовой антропологией, в рамках которой, как уже отмечалось, право должно быть пред­ставлено в качестве всеобщего условия человеческого существо­вания.

Традиционно одной из основных задач правовой антрополо­гии является обоснование идеи права как особого нормативного порядка, исходящее из представлений о сущности человека, или человеческой природе. Это предполагает ответ на вопрос: поче­му сфера политического в человеческой жизни (понимаемая как гражданское, общее с другими людьми существование) необхо­димо требует права и почему такое правовое оформление данной сферы оказывается возможным. Здесь требуется оправдание то­го факта, что людей связывают отношения господства, в рамках которых они подчиняются определенным правилам и могут быть принуждены к их исполнению.

При этом обоснование права, хотя и с разной степенью убе­дительности, может осуществляться с различных методологиче­ских позиций. Сторонники деонтологического подхода отказы­ваются от поисков метафизических, или онтологических, основ для утверждения моральных и правовых суждений, считая, вслед за Юмом, что любые попытки выводить смыслы мораль­ных и правовых норм из фактов человеческой природы являют­ся несостоятельными. Критерий же истинности положений в нормативной этике и политической теории они усматривают в их самоочевидности. Сторонники онтологического подхода, наобо­рот, считают, что подлинная естественно-правовая этика выво­дит моральные и правовые нормы из метафизически исходного познания природы человека и места человека в мире.

Оба подхода являются в известной мере крайностями. Сле­дует учитывать, что многие недоразумения возникают из-за иг­норирования различия двух моментов. Во-первых, той очевид­ной истины, что мораль бесспорно основана на человеческой природе, что основные ценности, а также моральные и правовые нормы определяются человеческой природой. Во-вторых, того, что основные ценности и нормы невыводимы непосредственно из человеческой природы. Поэтому мы можем лишь констатиро­вать связь человеческой природы и этических (морально-право­вых) норм, но не можем напрямую выводить их из человеческой природы. Попыткой преодоления односторонностей, характер­ных для рассмотренных позиций, является правовая антрополо­гия, основанная на парадигме интерсубъективности, которая формируется в рамках политической антропологии.

Особенностью данного подхода является сочетание антропо­логического и морального моментов в обосновании права, что позволяет избежать как излишнего натурализма, так и чистого долженствования. Поэтому сама правовая антропология — это всегда этико-антропология, сочетающая в себе моменты дескриптивности и нормативности. Ее основной задачей является не выведение содержания правовых норм из природы человека, а скорее корреляция «образа человека» и «образа права» как фе­номенов, содержание которых зависит от ценностных предпоч­тений, легитимация второго первым. Так, за утопическими кон­цепциями «свободы от господства» обнаруживаются необосно­ванно оптимистические представления о человеке как существе в гораздо большей степени миролюбивом и альтруистичном, чем он является на самом деле. А за позитивистской позицией защит­ников «политического господства» угадываются излишне пессимистические представления о человеке исключительно как об аг­рессивном эгоисте.

Выделяют два фундаментальных вопроса политической (пра вовой) антропологии: 1) «что является главным фактором чело­веческого существования: конфликт или кооперация?»; 2) «что является первостепенным для человеческого общежития: счастье или свобода?»[5]. Это вопросы о способе и цели человеческого су­ществования. Выбор той или иной модели образа человека: как преимущественно конфликтного или преимущественно коопера­тивного существа — влияет на выбор модели легитимации госу­дарства и права: кооперативной или конфликтной. На наш взгляд, в решении этого вопроса нельзя действовать по принци­пу «или-или», ибо природа человека не может быть однозначно сведена либо к конфликту, либо к сотрудничеству. Здесь скорее подойдет синтетическая формула взаимодополнительности при нормативном приоритете одного из них — конфликта (в совре­менных культурно-исторических условиях), что соответствует антропологической формуле И. Канта «необщительная общи­тельность». Очевидно, что подобный метод применим и для ре­шения второго фундаментального вопроса — вопроса о том, что является более фундаментальным основанием: счастье или сво­бода. «Коль скоро в нашей теории, — пишет О. Хёффе, — каж­дому предоставляется свобода устраивать счастье по своему соб­ственному усмотрению, понятие счастья становится не то чтобы неуместным, а излишним; оно преобразуется в понятие свободы волеизъявления»[6].

Свобода понимается как свобода действия, то есть действую­щему субъекту предоставляется возможность самому решать, к чему он стремится и как он будет достигать своих целей. Онаесть допущение, без которого немыслима сама дискуссия о леги­тимации — об оправдании права.

Право, прежде всего, состоит из тех правил, которыми люди руководствуются в их совместной жизни и которые дают право на принуждение в случае их несоблюдения. Это принуждение выступает как наказание в уголовном праве и как признание не­действительности отношений (сделок) в гражданском праве. Эти правила оказываются особо значимыми, когда возникают противоречия интересов, то есть споры. Право в этих случаях играет роль третьей, незаинтересованной стороны, к которой апеллируют для решения споров.

Каковы же антропологические основания пользования людьми определенными правилами? Как уже подчеркивалось выше, таковым основанием служит открытость человека миру, его уни­версальная способность к свободным действиям.

Открытость миру является оборотной стороной такой осо­бенности биологической конституции человека, как недостаточ­ность специализации его способностей, что выражается понятием «недостаточного существа». Она проявляется в таких позитив­ных качествах, как способность к динамическому саморазвитию, практическая приспособляемость к обстоятельствам, наделенность самыми разнородными задатками и способностями. Осно­ванная на таких качествах свобода действий проявляется в том, что человек способен рефлексивно относиться к условиям своей жизни, определенным образом их обозначая и осмысливая. Он способен оценивать эти условия и на основе оценок пытаться их освоить, иными словами либо приспособить их к своим нуждам, либо их преобразовать.

Рефлексивное отношение человека к себе самому и своим действиям означает, что человек способен на сознательный вы­бор среди множества различных возможностей, одной или не­скольких. Это значит, что он способен на свободные поступки. В то же время свободу действий следует истолковывать не в аб­солютном, а в относительном смысле. В силу открытости струк­туры побудительных мотивов и реакций человека ему угрожает опасность насильственной смерти от рук себе подобных, которая имеет ту же антропологическую основу, что и свобода действий. Однако то, какая из способностей возобладает, зависит от харак­тера складывающихся взаимоотношений конкретного человека с другими людьми. На этот процесс оказывает влияние право.

Таким образом, свобода как универсальная способность че­ловека делает право и возможным (понимание сути правил, спо­собности к суждению), и необходимым (необходимое ограниче­ние свободы). Право обосновывается тем, что оно является ин­ститутом, делающим свободу возможной и, с другой стороны, препятствующим трансформации свободы во вседозволенность. Соответственно, между правом и человеком можно зафиксиро­вать следующую зависимость: право есть система правил, де­лающих жизнь человека возможной, в то время как основные факты человеческой природы делают такие правила необходимыми. В тесной связи с пониманием бытия человека как бытия в свободе находится проблематика следующих вопросов темы: об антропологическом обосновании прав человека и о «правовом человеке» как субъекте права.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3265 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2300 - | 2022 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.