Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа и сущность права




а) Происхождение институтов уголовного права. Кровная месть

Вотношениях между родами (кровнородственными группа­ми) случались конфликты, вспыхивала вражда, принимавшая формы войны, нападения с целью убийства, уничтожения имущества. Древние люди, члены рода, остро, болезненно реа­гировали на каждое враждебное действие со стороны, не склонны были забывать и прощать нанесенные им обиды. Достаточно было оскорбить, унизить, избить, а тем более ра­нить или убить одного из членов рода, чтобы весь родствен­ный коллектив дружно встал на его защиту. Каждый, кто при­надлежал к родственной группе, считал себя обязанным защи­щать сородича, пострадавшего от нападения чужаков. Главное состояло в том, что «наших бьют», а этого, считал член кров­нородственного коллектива, не должно быть ни при каких об­стоятельствах. Вместе с тем он чувствовал себя соответчиком, когда кто-то из его сородичей наносил обиду другому роду. Система отношений между родами, при которой каждый че­ловек внутри коллектива защищал всех, а все — каждого, группа действовала сплоченно в случаях вражды с чужаками, строится на принципе взаимной коллективной ответственности родов за действия своих членов. Отдельный человек и его роль в конфликтных событиях вначале вообще не принимаются во внимание либо традиционно отодвигаются на второй план.

Активно действуют только кровнородственные группы; в меж­групповом соперничестве они или побеждают, или терпят по­ражение. Система межродовых отношений в древности вопло­щала в себе и другой важный принцип — самопомощи. Его суть в том, что каждая группа, защищая себя от враждебных действий других родов, опирается на собственные силы, пола­гается только на свой опыт, возможности и ресурсы в органи­зации преследования обидчиков и расправы над ними. Поряд­ки «частного преследования и расправы», сложившиеся во времена первобытности, существовали в пережиточных формах очень долго, уживались даже с раннегосударственной властью.

Именно система межгрупповых отношений, для которой характерны коллективная ответственность, самопомощь, «част­ное преследование и расправа», означала широкую практику кровной мести, через которую прошли, по-видимому, все наро­ды мира. Речь идет о совокупности обычно-правовых институ­тов, которые регулировали отношения между группами в свя­зи с убийствами и другими серьезными преступлениям против рода. Эти институты возникли из кровнородственных отноше­ний, они постоянно изменялись в соответствии с ролью кров­ного родства на различных этапах развития социальной и культурной среды. Институты кровной мести и их пережит­ки оказались настолько живучими, что во многих регионах мира они существуют и в наше время, периодически усилива­ются при определенных обстоятельствах. Кровную месть мож­но определить как состояние длящегося насильственного кон­фликта между двумя кровнородственными группами (родами, большими и малыми семьями), которое характеризуется сери­ей убийств с той и другой стороны в порядке возмездия за причиненные обиды. В древности такой конфликт представ­лял собой в типичном случае цепь кровомщении, отдельным звеном в ней были «убийство и ответное убийство». Если пер­воначально одна группа мстит, а другая преследуется, то впо­следствии роли могли поменяться, нередко происходило и так, что каждая из враждующих групп была одновременно мстящей и преследуемой.

Изначальный смысл кровной мести состоял в необходи­мости сбалансировать силы столкнувшихся родов, сильная реакция родичей на убийство или смерть близкого им чело­века толкала их к желанию ослабить род обидчика, «взять» жизнь одного из его членов по принципу «жизнь за жизнь». С этим связывались самые первые правила кровной мести — правила эквивалентности («равное за равное»), которые не­гласно признавали все участники событий. В случае убийства сильного воина и удачливого охотника род обидчиков дол­жен был поплатиться равноценной фигурой, но никак не подростком либо человеком с физическими недостатками. Женщины в большинстве случаев исключались из числа тех, кому можно было мстить. Родичи убитого намечали будущую жертву, сообразуясь со статусом и достоинствами покойного, а вопрос о том, какое отношение обреченный на месть чело­век имел к реальному убийству, их просто не интересовал. Мстят не убийце лично, а его роду. Первоначально месть могла распространяться на любого и каждого члена враждеб­ного рода, соответственно, и состав мстителей был предельно широким, включал в себя всех способных носить оружие родственников. Множество вовлеченных в конфликт людей с той и другой стороны, а также невозможность точно со­блюсти правила эквивалентности приводили к неуправляемо­сти процессов кровной мести, к их затягиванию. После акта мщения потерпевшая группа очень часто находила, что ее потери больше, чем полагалось, что к ней теперь переходит право мстить и преследовать. Первоначальный конфликт ред­ко заканчивался «разменом убийств», он возобновлялся с ка­ждой очередной обидой. Бывало, что прадеды начинали кровную месть, а правнуки ее продолжали, вражда длилась до полного изнеможения групп либо прекращалась с уничто­жением одной из них. Но в некоторых случаях, обычно под давлением миролюбивых соседей, она завершалась примире­нием, со временем постепенно забывалась.

Архаические формы кровной мести возникли, очевидно, в эпоху формирования раннепервобытной общины, существо­вали во времена расцвета родового строя. Поводом для воз­никновения кровной мести в то время была смерть сородича, а не только убийство. Древние люди, как об этом говорят эт­нографические источники, не знали, что такое естественная смерть, для них любой уход человека из жизни был неестественным, результатом колдовства злых людей. Кто-то из врагов пожелал этой смерти, наслав на жертву порчу с помощью темных сверхъестественных сил. Оставалось узнать, кто это сделал. «Виновный» устанавливался жрецами путем ритуаль­ных действий и гаданий, которые указывали обычно на людей из недружественного рода. За этим следовало объявление кровной мести и длительная вражда. Не удивительно, что в некоторых регионах почти каждая кровнородственная группа состояла в отношениях кровной мести с одной или несколь­кими другими группами. Основной своей задачей мстители считали не наказание убийцы и его рода, но компенсацию потери человеческой жизни в собственной группе. Даже в ар­хаические времена конфликт мог быть погашен, если обижен­ный род соглашался принять от противной стороны одну из так называемых натуральных реституций. По соглашению ме­жду сторонами убийца или его ближайший родственник мог перейти в потерпевший род, где он заменяет покойного, кор­мит его вдову и детей; несколько человек из рода убийцы могли быть переданы обиженному роду в рабство либо, по не­которым обычаям (например, обычай гурра у бедуинов), по­терпевшим отдавали женщину, которая должна была родить им сына, воспитать его до возраста, когда тот будет способен носить оружие. Несмотря на кипение страстей и порывистые действия, кровная месть регулировалась определенными нор­мами и правилами, вытекающими из обычаев местности. Эти правила касались порядка объявления мести, поведения участ­ников, особенно в отношении сторонних групп, переговоров с участием посредников и условий примирения. У каждой из сторон были свои доброжелатели и сочувствующие, но они активно не вмешивались, старались воздействовать на кон­фликт только в сторону его смягчения — этого требовали пра­вила. В качестве института кровная месть могла существовать только там, где враждующие кровнородственные коллективы принадлежали к единой, крупной социальной структуре (на­пример, соседской общине, поселению и др.), вследствие чего они находились в зоне действия единых обычаев, правовых по сути. Поэтому отношения кровной мести можно было регули­ровать, хотя весьма приблизительно, добиваться мирного ула­живания конфликта, хотя и с трудом. Если убийства приводи­ли к вражде между чужими группами, которые не связаны об­щими обычаями, то, как правило, кровная месть не возникала, но происходили военные стычки между племенами и общинами, шли кровопролитные войны с захватом имуще­ства и рабов.

С появлением признаков разложения первобытно-общин­ного строя развитие форм кровной мести приняло определен­ные направления, из которых выделим:

• Сужение состава участников кровной мести с той и дру­гой стороны. Все более строго определялся и ограничивался круг лиц, родственников убийцы, которым можно было мстить. В него входили сам убийца, его отец, сын, братья, дя­ди с отцовской и/или материнской стороны, категории других родичей из этого круга постепенно исключались. Соответст­венно и обязанность мстить ложилась не на всех членов рода, а только на людей, связанных близким кровным родством с человеком, которого убили. Не всякая смерть, но лишь убийство, злое дело, считается теперь достаточным поводом для мести.

• Усиливающиеся потестарные (властные) структуры, пре­жде всего вожди, старейшины соседских общин и поселений, пытаются контролировать конфликт, ограничить его во имя мира и спокойствия в регионе. Развивается система посредни­чества для улаживания споров, возникающих на почве кров­ной мести. В зарождающемся обычном праве возрастает число институтов примирения сторон.

• Под влиянием религиозных культов возникают сакраль­ные способы ограничения кровной мести. Если человек, кото­рому грозит смерть от рук «кровников», укрылся в культовом месте, капище или храме, он недосягаем для врагов, пока там находится. Появились особые поселения и города-убежища (как у древних евреев), власти и жречество которых предос­тавляли защиту преследуемым с тем, чтобы по истечении не­которого времени утихли страсти, появились возможности примирения. Использовалось в этих целях так называемое гостевое право: убийца находил приют у какой-либо группы, которая по законам гостеприимства предоставляла ему вре­менный кров и защиту.

• Примирение кровников сопровождалось дарами, компен­сационными предоставлениями со стороны прощенного лица или лиц в пользу обиженной стороны. Под влиянием обмен­ных и дарообменных отношений между группами возникает институт «платы за кровь», который со временем принимает вид «цены» за жизнь человека определенной социальной кате­гории, становится непременным условием примирения и про­щения. Сознание людей родоплеменного строя с большим трудом мирилось с возможностью откупиться от кровной мес­ти, родственники вначале стыдились брать плату за кровь от­ца, сына, брата и т.д., но на стадиях углубляющегося разло­жения данного строя «плата за кровь» выступает уже широко распространенным способом прекращения кровной мести, особенно в тех случаях, когда она возникала между неравными по общественному положению родственными группами, богатыми и бедными, сильными и слабыми.

• Появление компенсационных институтов подвело черту под «анархическим» периодом в истории кровной мести. На первый план вместо физических действий выходят правовые формы поведения, усиливается публичный характер мести. Участие посредников и судей в урегулировании отношений кровной мести ослабляет институты самопомощи, постепенйо сводит к минимуму роль родственников в кровных делах. Не­уклонно сужается круг субъектов отношений кровной мести с обеих сторон, в результате чего месть утрачивает многие черты родового института, становится конфликтом двух враж­дующих семейств, сплоченных кланов.

• Выплаты за кровь стимулировали процесс обособления личности в родовом или общинном коллективе. Человек столкнулся с необходимостью знать себе цену. На первых по­рах она определялась принадлежностью его к более или менее сильному родственному коллективу и была примерно равной для всех членов последнего. Но это продолжалось недолго; довольно рано в рамках группы при установлении размера компенсационных выплат за убийство, членовредительство и другие преступления против личности возникли критерии индивидуализирующего характера. Размер выплат за убийство стал зависеть от социального положения, личного авторитета и других качеств убитого. Женщины, как правило, ценились меньше, чем мужчины, простые общинники меньше, чем ста­рейшины и вожди, наконец, бедные меньше, чем богатые. Эта тенденция отражала этапы социального ранжирования, диффе­ренциации общества в процессе образования общественных классов.

По мере ослабления принципа коллективной ответствен­ности за убийство приходило сознание того, что человек, со­вершивший убийство, предпочтительный, а затем — и един­ственный объект мести. С этого последнего момента кровная месть начинает совпадать с наказанием за убийство. На дан­ном переломном этапе люди впервые стали вникать в моти­вацию преступных действий, различать умышленное и не­умышленное (неосторожное) убийство, приближаться к пони­манию индивидуальной вины. От этого зависел исход кровной мести. Если убийца был всем хорошо известен, дей­ствовал публично и дерзко, оскорблял и унижал при этом весь род убитого, то никакое примирение или прощение не было возможным. Прощать и принимать «плату за кровь» можно было по крайней мере на первых порах, только за не­умышленное убийство, например при несчастном случае на охоте, во время военных рейдов, состязаний и игр. В подоб­ных ситуациях убийца выражал скорбь и сожаление по пово­ду случившегося, корил себя за неосторожность, принимал участие, в том числе и материальное, в похоронах погибше­го, в обеспечении его вдовы и детей. Практика кровной мес­ти учила людей проводить различия в степени вины, сначала приблизительные, а затем все более тонкие. Вот почему в од­них случаях примирение достигалось легко, в других давалось с трудом, после громадных усилий посредников и миротвор­цев, но часто оно приходило поздно после многих лет изну­рительной вражды, серии кровопролитных актов, серьезного ослабления одного или обоих родов. Любые представления о вине и виновности могут складываться только на базе при­знания принципа индивидуальной ответственности преступ­ника за свои действия. Архаические формы кровной мести воплощали в себе коллективную ответственность рода за дей­ствия своих членов, тогда как поздние уже основывались, правда, не всегда последовательно на индивидуальной ответ­ственности и вине. Произошел, в сущности, громадный по­ворот в сознании людей, благодаря которому «частная месть и расправа» в условиях раннего государства были постепенно заменены публичным преследованием преступлений и систе­мой публичных наказаний за них.

История поздних форм кровной мести совпала с появле­нием и укреплением первичных государственных структур, су­ществованием раннего государства. Эти эпохи характеризуются тем, что процессы вытеснения кровной мести, ее замены вы­платами и платежами за кровь, предоставляемыми в качестве удовлетворения родственникам убитого, получили активное продолжение. Но если раньше размеры платы за кровь опре­делялись по соглашению сторон с учетом прецедентов, суще­ствующих в данной местности, а попытки добиться как мож­но более высокой платы считались делом чести рода, то те­перь в обычном праве устанавливались более твердые расценки, резко различающиеся в соответствии с социальным статусом убитого. Больше платили за жизнь сильных и бога­тых людей, меньше — за лично зависимых и бедных. Развер­нутые «прейскуранты», указывающие, сколько следует платить за жизнь лиц той или иной общественной категории вошли в состав многих первых писаных памятников права, всякого рода «правд», «судебников» и т. п. Другой важной «новизной» этого периода было то, что со временем на часть платы за кровь стала претендовать королевская, княжеская и иная пуб­личная власть, которая считала себя вправе брать с преследуе­мого убийцы штраф за нарушение общественного мира. Что­бы избежать кровной мести, убийца и его родичи, согласно «Русской правде» (XI в.), должны были платить «виру» в кня­жескую казну и «годовщину» родственникам убитого. Частное преследование и расправа не уживались с государственными началами, дело шло к отмене кровной мести. В Древней Руси это произошло при правлении Ярославичей, сыновей князя Ярослава Мудрого. Но здесь мы уже находимся в области до­кументально засвидетельствованной истории права и государ­ства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 392 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2285 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.