Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јктуальность прекрасного




 

≈ще более важное указание, вывод€щее нас за пределы, современной эстетики, мы извлекаем из второй части наших размышлений, св€занных со словом Ђискусство" ѕод искусством подразумеваетс€ Ђпрекрасное искусствої. Ќо что такое Ђпрекрасноеї?

—егодн€ пон€тие прекрасного используетс€ в самых различных значени€х, хот€ в нем и сохран€етс€ нечто от старого, изначального смысла греческого слова calon.

¬ определенной ситуации с пон€тием прекрасного мы св€зываем то, что осв€щено традицией, признано в обществе, или же нечто в этом роде. ƒругими словами Ч

то, чем можно любоватьс€ и что на это было рассчитано. ¬ нашей €зыковой пам€ти продолжает жить выражение Ђпрекрасна€ нравственностьї, с помощью которого в немецком издеализме (Ўиллер, √егель) характеризовалась греческа€ государственность и греческие нравы, противосто€щие механическому бездушию современной государственной машины. Ёто выражение нельз€ понимать буквально. ќно означает не то, что нравственность пошла навстречу помпезности и декоративному великолепию, а лишь то, что она представлена и присутствует во всех формах совместной жизни, пронизывает все и таким образом позвол€ет человеку в его собственном мире обнаруживать самого себ€. » дл€ нас это определение Ђпрекрасногої как пользующегос€ всеобщим признанием и одобрением еще остаетс€ убедительным. ≈стественно, что с точки зрени€ нашего понимани€ прекрасного нельз€ спросить, почему нечто нравитс€. ѕрекрасное €вл€етс€ своего рода самоопределением, излучающим радость самовыражени€, не св€занным ни с пользой, ни с целесообразностью. ѕожалуй, достаточно о Ђпрекрасномї.

√де же встречаетс€ прекрасное в том виде, какой убедительно раскрывает его сущность? „тобы очертить реальный горизонт проблемы прекрасного, а может быть и сущности искусства, важно с самого начала помнить, что дл€ греков космос, пор€док мироздани€, и был, собственно говор€, нагл€дным выражением прекрасного как такового. Ёто Ч пифагорейский элемент в греческом понимании прекрасного. — наибольшей степенью нагл€дности пор€док олицетвор€ет устройство небосвода. ѕериодичность смены лет, мес€цев, а также дн€ и ночи дает неизменные константы дл€ постижени€ пор€дка и в нашей жизни Ч по контрасту с неопределенностью и изменчивостью нашего собственного образа жизни.

¬ таком ракурсе, особенно у ѕлатона, пон€тие прекрасного глубоко высвечивает нашу проблематику. ¬ диалоге Ђ‘едрї, использу€ форму величественного мифа, ѕлатон описывает назначение человека, его ограниченность в сравнении с божественным и обреченность на земные т€готы телесно-инстинктивного существовани€. ќн рисует царственное шествие душ, воспроизвод€щее ночное шествие звезд, подобное движению по небосводу колесниц, управл€емых олимпийскими богами. „еловеческие души также управл€ют колесницами и следуют за богами, каждодневно участвующими в этой процессии. —верху, с высшей точки небосвода, открываетс€ широкий вид на истинный мир. “о, что можно увидеть оттуда, это уже не наше изменчивое, беспор€дочное, так сказать, тленное познание мира, а истинные константы и устойчивые формы быти€. ¬ то врем€ как боги при встрече с истинным миром полностью отдаютс€ этому зрелищу, человеческие души, образующие неустойчивые упр€жки, распадаютс€. “ак как инстинктивное начало в человеческой душе уводит ее взгл€д в сторону, ей удаетс€ лишь краем глаза взгл€нуть на вечный пор€док. ѕосле этого души людей низвергаютс€ на землю и разлучаютс€ с истиной, сохран€€ о ней смутное воспоминание.

ј теперь о том, что € намеревалс€ сказать. ƒл€ души, обремененной земными т€готами, утратившей крыль€, так что она уже не в силах вознестись к вершинам истинного, остаетс€ лишь один путь, когда у нее снова начинают расти крыль€ и возвращаетс€ способность воспарени€. Ёто путь любви и искусства, любви к прекрасному. ¬ дивных барочных выражени€х описывает ѕлатон эту св€зь переживани€ пробуждающейс€ любви с духовным видением прекрасного и с истинным пор€дком мира. Ѕлагодар€ прекрасному на некоторое врем€ удаетс€ припомнить истинный мир. Ёто путь философии. ѕлатон называет прекрасным самое €ркое и самое прит€гательное, другими словами, нагл€дность идеала.  ак раз то, что столь €вственно выдел€етс€ на фоне всего остального и излучает свет убеждающей истинности и подлинности, и €вл€етс€ тем, что все мы воспринимаем как прекрасное Ч в природе и искусстве Ч и в чем мы убеждены: да, это истинное.

Ќаиболее важным выводом из этого мифа €вл€етс€ мысль о том, что сущность прекрасного вовсе не в противосто€нии действительности или отличии от нее.  расота, сколь бы неожиданно она ни возникала, уже как бы залог того, что истинное не пребывает где-то там, в недос€гаемой дали, а идет нам навстречу в действительности, несмотр€ на всю ее хаотичность и несовершенство, на всю ее неподатливость, на все несуразности, односторонности и роковые заблуждени€, с ней св€занные. ¬ этом заключаетс€ онтологическа€ функци€ прекрасного: перебросить мост через пропасть, раздел€ющую идеальное и реальное. “аким образом, эпитет, прибавл€емый к слову Ђискусствої (Ђпрекрасноеї), €вл€етс вторым важным шагом в ходе нашего размышлени€.

*

„то побудило философию вспомнить о Ђпрекрасномї? Ќа фоне общей рационалистической ориентации на математическую определенность законов природы, признани€ значимости природы дл€ овладени€ ее силами опыт прекрасного, опыт искусства видитс€ областью, где цар€т субъективность и случайность. “аким выгл€дело великое пробуждение XVJI века. Ќа что здесь вообще мог претендовать феномен искусства? ќбращение к античности все же дало нам возможность вы€снить, что и в прекрасном и в искусстве заложен смысл, который невозможно исчерпать с помощью пон€тий.  ак же удостоверитьс€ в их истинности? јлександр Ѕаумгартен, основатель философской эстетики, говорил о cognitio sensitiva, о чувственном познании. ƒл€ нашей великой традиции познани€, начатой еще греками, Ђчувственное познаниеї представл€етс€ чем-то парадоксальным. — познанием мы имеем дело тогда, когда оно, оставив позади себ€ субъективную чувственную обусловленность, постигает в вещах разумное, всеобщее и закономерное. „увственное в своей единичности рассматриваетс€ поэтому лишь как частный случай всеобщей закономерности. “о, что мы, сталкива€сь с ним в жизни, принимаем за ожидаемое и рассматриваем как частный случай всеобщего, конечно же, не €вл€етс€ познанием прекрасного ни в природе, ни в искусстве. «акат солнца, производ€щий на нас неизгладимое впечатление, не просто один из закатов: это тот неповторимый закат, который €вл€етс€ дл€ нас Ђтрагедией небаї. »менно в области искусства впервые вы€снилось, что произведение искусства нельз€ пон€ть как таковое, если оно рассматриваетс€ лишь со стороны его встроенности в другие взаимосв€зи. ≈го истина, обращенна€ к нам, Ч это не про€вление заключенной в нем всеобщей закономерности. Cognitio sensitiva скорее означает, что и в том, что видитс€ только частным случаем чувственного опыта и что мы всегда стараемс€ соотнести со всеобщим, внезапно при виде прекрасного нас что-то как будто останавливает и заставл€ет сосредоточитьс€ на индивидуальном.

 

1. — чем св€зано прекрасное и как можно пон€ть, что оно собой представл€ет

2. ћожно ли спросить, почему прекрасное нравитс€?

3. ƒл€ него необходимо прекрасное?






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

816 - | 603 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.