После того, как мусульманам удалось вырваться из окружения и добраться до ущелья, между ними и многобожниками какое-то время ещё продолжались отдельные мелкие стычки, но развивать наступление многобожники не решились. Они остались на поле боя и принялись обезображивать трупы убитых мусульман, отрезая им уши, носы и половые органы и вспарывая им животы. Так, например, Хинд бинт Утба разрезала живот Хамзы и извлекла оттуда его печень, намереваясь съесть её, однако она не смогла сделать этого и выбросила печень Хамзы, после чего принялась делать связки из ушей и носов погибших мусульман.
Тем временем к ущелью, где укрылись мусульмане, подъехал Убайй ибн Халаф, принявшийся похваляться и заявлять, что он убьёт посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, своей рукой бросил в него копьё, попав в незащищённое место между шлемом и панцирем и ранив его в ключицу. Из-за полученной раны Убайй не раз падал со своего коня и вернулся к курайшитам, ревя от боли подобно быку, а когда на обратном пути в Мекку он добрался до Сарифа,[58] то умер от полученного ранения.
После этого многобожники под командованием Абу Суфйана и Халида ибн аль-Валида попытались добраться до мусульман по горному склону, однако в бой с ними вступил Умар ибн аль-Хаттаб с группой мухаджиров, и мекканцы были сброшены вниз, а в некоторых сообщениях говорится о том, что при этом Са‘д ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, убил троих из числа нападавших.
По одним сведениям, в сражении при Ухуде погибли двадцать два многобожника, а по другим – тридцать семь. Что же касается мусульман, то они потеряли убитыми семьдесят человек: погиб сорок один хазраджит, двадцать четыре аусита, четверо мухаджиров и один иудей, но приводятся также и другие цифры.
После вышеупомянутой неудачной попытки атаковать мусульман, предпринятой Абу Суфйаном и Халидом ибн аль-Валидом, многобожники стали готовиться к возвращению в Мекку.
Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то когда он добрался до ущелья, Али, да будет доволен им Аллах, принес ему воды, но он не стал пить её, так как от неё исходил неприятный запах, а омыл ею лицо и полил себе голову. Тут рана Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, открылась, и полилась кровь, которую никак не удавалось остановить. Тогда Фатима, да будет доволен ею Аллах, сожгла кусок циновки и посыпала рану пеплом, после чего кровотечение прекратилось, а потом Мухаммад ибн Маслама принёс Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, свежей воды, и он напился, благословив его за это. После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидя совершил полуденный Намаз, и мусульмане также совершали его сидя.
А через некоторое время жёны мухаджиров и ансаров, да будет доволен ими Аллах, в том числе Аиша, Умм Айман, Умм Сулайм, Умм Сулайт и другие, принесли бурдюки с водой и напоили раненых.
«ДНИ МЕНЯЮТСЯ, И ВОЙНА ПЕРЕМЕНЧИВА»
Когда приготовления многобожников к возвращению в Мекку были закончены, Абу Суфйан приблизился к горе и закричал: «Есть ли среди вас Мухаммад?», но никто не ответил ему. Потом он спросил: «Есть ли среди вас Ибн Абу Кухафа?»[59], но не получил никакого ответа. Потом он спросил: «Есть ли среди вас Умар ибн аль-Хаттаб?», и опять ответом ему было молчание, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мусульманам отвечать ему.
Потом Абу Суфйан сказал:
– Так, значит, теперь вы избавлены от этих людей?
Тут Умар, да будет доволен им Аллах, не стерпел и отозвался:
– О враг Аллаха! Те, кого ты назвал, живы, ибо Аллах не дал исчезнуть тому, что еще доставит тебе немало огорчений!
Абу Суфйан сказал:
– Ваших убитых изуродовали, а я не приказывал делать этого, но и не запрещал.
А потом он сказал:
– Да возвысит Хубал![60]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подсказал мусульманам ответ, и они сказали:
– Аллах выше и могущественнее!
Абу Суфйан сказал:
– У нас есть аль-Узза![61]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова подсказал ответ:
– Аллах – наш Покровитель, а у вас нет покровителя!
На это Абу Суфйан сказал:
– Этот день – за день Бадра, дни меняются, и война переменчива!
Умар, да будет доволен им Аллах, ответил:
– Не равны мы вам, ибо наши погибшие – в Раю, а ваши – в Огне!
На это Абу Суфйан сказал:
– Заклинаю тебя Аллахом, о Умар, скажи, убили ли мы Мухаммада?
Умар, да будет доволен им Аллах, ответил:
– Нет, и сейчас он опровергнет твои слова!
Абу Суфйан сказал:
– Я верю тебе больше, чем Ибн Кум‘е! Мы встретимся с вами в Бадре в следующем году!
И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел одному из своих сподвижников сказать:
– Считай, что мы с вами договорились об этом!
МНОГОБОЖНИКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ДОМОЙ,