Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»сламска€ культура и формировани€ основных направлении философии. ( калам, фальсафа, суфизм)




ќсновной проблемой исламской философии €вл€етс€ Ц границы и природа знани€. 3 основных аспекта исламской философии: калам, слово јллаха, фальсафа и суфизм.  алам включает в себ€ философские аспекты. ј фальсафа €вл€етс€ как бы теологическим учением. ¬ VII в. на территории јравии зародилась нова€ мирова€ религи€ Ч ислам, или мусульманство, во многом базирующа€с€ на иде€х иудаизма и христианства. ќсновоположником ислама был ћухаммад (570Ч632), почитаемый мусульманами как пророк и посланник јллаха. —огласно вероучению ислама начина€ с 610 г. и до самой своей смерти ћухаммад получал откровени€ от јллаха и сообщал их люд€м.”же после смерти ћухаммада его сподвижники собрали эти высказывани€ в единую книгу Ч  оран, котора€ стала св€щенной книгой дл€ всех мусульман и почитаетс€ ими как божественное ќткровение. ѕри этом  оран считаетс€ вечным или же созданным јллахом при сотворении мира. Ќе€сность и частично даже противоречивость текстов  орана потребовала их осмыслени€ и истолковани€, что способствовало зарождению и развитию мусульманской теологии (богослови€). ѕопытки рационального осмыслени€ вероучени€ ислама привели к изучению и использованию идей и методов античной (греко-римской) философии, что повли€ло на развитие мусульманской философии. ѕервой формой мусульманской философии стал калам, с X в. развиваетс€ мусульманский перипатетизм (аристотелизм) Ч восточный и западный. ¬ажное место в мусульманской философии зан€ла мистическа€ философи€, и прежде всего суфизм. —лово Ђкаламї в буквальном переводе с арабского означает Ђбеседаї или Ђрассуждениеї. Ёто название в мусульманской философии получило течение, развивавшеес€ с начала VIII в. по XV в. —торонников калама называют мутакаллимами.  алам представл€ет собой первую попытку рационального обосновани€ религиозных идей ислама.  алам часто называют Ђмусульманской схоластикойї.  ак и европейска€ схоластика в христианском мире эпохи —редневековь€, калам играл в мусульманской культуре роль Ђслужанки богослови€ї. —уфизм Ц это течение »слама. —уфизм, €вл€етс€ неотъемлемой частью ортодоксального ислама. —уфизм Ч это мистическое течение в исламе, зародившеес€ в VIIIЧIX вв. ѕомимо религиозно-философских воззрений, суфизм включает в себ€ определенную систему психотренинга и аскетической практики. √лавной целью, к которой стрем€тс€ суфии, €вл€етс€ сли€ние с Ѕогом, что может быть достигнуто благодар€ любви к Ѕогу и его интуитивному постижению в состо€нии экстаза. ƒл€ этого в суфизме практикуетс€ умерщвление плоти, бесконечное повторение определенных молитвенных формул, особые танцы, включающие многочасовое кружение на месте т.д. —вои идеи суфии чаще всего излагают в виде притч, анекдотов и стихов с двойным смыслом. ќтношение суфизма к другим философским и религиозным учени€м хорошо иллюстрирует притча о слепых, захотевших узнать, что такое слон. ќформление суфийского философского учени€ произошло в работах »бн-јраби (1165Ч1240) по прозвищу ¬еликий шейх суфизма. ¬ его учении нашло завершение суфийское учение о единстве быти€, т.е. Ѕога (“ворца или ѕервоначала), и “ворени€. Ѕог присутствует везде и во всем. ƒух суфи€ должен Ђсбросить цепи множественностиї, которые присущи всем материальным объектам и в том числе человеческим телам, и тогда может прийти к единению с абсолютом, т.е. Ѕогом (јллахом). “акое решение данной проблемы привело в суфизме к переосмыслению р€да фундаментальных проблем, например проблемы причинности, проблемы взаимоотношений вечности и времени. ¬рем€ (как и у мутакаллимов) понимаетс€ как атомарное, состо€щее из отдельных мгновений, но при этом суфии считали, что каждое мгновенье этого времени есть фиксаци€ вечности. ј так как в каждое мгновенье происход€т два противоположных событи€ Ч уничтожение и возникновение всех вещей, Ч то в результате получаетс€, что в каждый атом времени мир вещей уходит в вечность, но в то же самое мгновение возвращаетс€ во временной р€д. “аким образом, врем€ существует не только вместе с вечностью, но и €вл€етс€ условием существовани€ вечности. —уфизм оказал большое вли€ние на мусульманскую философию (особенно эпохи позднего —редневековь€).

32. ”ниверсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабо€зычной философии. (јль-кинди, јль-‘араби, »бн-—ина, »бн-–ушд). 33. ‘илософи€ »бн-—ина (јвиценна). “еори€ о двойственной истины. »бн –ушда (јверроэса). 34. ‘илософи€ суфизма. јль-√азали и критика восточного перипатетизма в трактате ќпровержение философов. —уфизм ј. ясауви. –одоначальниками исламской философии €вл€ютс€ јль- инди и јль-‘араби. јль- инди (јбу, ёсуф, якуб Ѕен »схак (800-870)) - арабский философ, врач, математик, астролог, основоположник восточного аристотелизма; придерживалс€ философии јристотел€. ћистика суфиев, на первых порах подвергавша€с€ преследовани€м со стороны ортодоксального духовенства, была узаконена аль-√азали (1059-1111)- крупнейшим представителем религиозно-идеалистической философии. ¬ своей критике Ђеретическихї и Ђпротивоверныхї взгл€дов перипатетиков √азали отстаивал нар€ду с мистическим суфизмом положени€ ашаритов, отказыва€сь, однако, прин€ть ихатомистическую теорию.ќдним из вли€тельных представителей суфизма можно считать также»бн аль-јраби (1165-1240).¬ основе восточного перипатетизма лежала философи€ јристотел€, перешедша€ к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а также другие антические учени€, в частности политическа€ теори€ ѕлатона. “олковани€ јристотел€ восточным перипатетиками открывали возможность дл€ атеистической и даже материалистической концепций. “ак, положение о двойственной истине, в скрытом виде содержавшеес€ уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорические толковани€ догматов ислама.ќсновоположником восточного перипатетизма был аль- инди, который первым в арабской философии изложил содержание основных трудов јристотел€. ќн же впервые представил (на основе восход€щей к јлександру јфродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божественному разуму. ƒеизм  инди, его представление о боге как о безликой Ђотдаленной причинеї, развивалс€ в рамках неоплатонической теории эманации аль-‘араби. јль-‘араби (870-950). ѕервый на ¬остоке подн€л вопросы общественной жизни. ÷ель человека Ц счастье. ƒл€ достижени€ счасть€ нужны познание, вол€ и свобода. ¬ол€ св€зываетс€ с чувством познани€, свободы с логическим рассуждением. “олько сообща можно достичь счасть€. Ћегче это сделать в пределах родного города. Ёти его взгл€ды нашли отражение в работе Ђќ взгл€дах жителей добродетельного городаї. ¬ философии јль-‘араби был в основном идеалистом. –еша€ задачу возникновени€ мира и человека из Ѕога, он считал, душа человека есть сущность, полностью отличающа€с€ от тела, не зависит от него. ќднако де€тельность тела невозможна без направл€ющей де€тельности души. „еловеческа€ душа (интеллект) стремитс€ познать сущность Ѕога. ѕознание невозможно без опоры на чувства. Ќо с помощью чувств сущность познать невозможно. Ёто может только разум. –азум от тела не зависит. ќн пассивен. ќн обобщает чувственные данные. –азум абсолютно не зависит от телесности и материальности. ќн Ц чиста€ форма, способна€ и постижению того, что находитс€ вне его, он действует и постигает духовно-космические формы, высшую из них Ц Ѕога.ќнтологическа€ и гносеологическа€ идеи ‘араби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековь€ »бн —ина, утверждавший вечность материи и независимость частных €влений жизни от божественного провидени€.¬ XII веке центр философской мысли перемещаетс€ на «апад мусульманского мира - в »спанию. —воей вершины андалусска€, а вместе с ней и вс€ средневекова€ арабска€ философи€ достигает в творчестве »би –ушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и √азали идеи перипатетизма и создавшего самосто€тельное философское учение. ќтверга€ учение »бн —ины о внедрении форм в материю извне, »бн –ушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи. ќн отрицал также бессмертие индивидуальных душ, счита€ вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийс€ к де€тельному божественному разуму, который воплощает предельную цель человеческого знани€. Ѕольшую роль в истории средневековой философии сыграла разработка »бн –ушдом концепции двойственной истины.“аким образом, мутазилиты, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой - расчистили почву дл€ зарождени€ чисто философского свободомысли€ перипатетиков.¬торую жизнь арабска€ философи€ обрела в ≈вропе - в де€тельности аверроистов и других борцов против официальной идеологии католицизма.»звестные мыслители и ученые средневековой философииЅлижнего ¬остока.ƒл€ арабского мира характерен более конкретный подход к мирозданию.јрабские ученые разработали самосто€тельную концепцию разума. ѕод разумом они понимали не только способность человека, но и все продукты культуры, €зык и т.д., т.е. рассматривали его в смысле, близком к современному пон€тию ноосферы. — их точки зрени€, разум обладает следующими свойствами:1. –азум божественный как одно из выражений всемогущества и всезнани€ бога, в философии аналогичный творческому, активному началу и законосообразности мира (мировой разум), отличаетс€ от разума человеческого, подобного божественному, но лишь подобного, а, следовательно, несовершенного, ущербного.2. „еловеческийразум может быть потенциальным, то есть существующим как способность, предрасположенность к мышлению (например, у ребенка), и актуальным, то есть уже реализовавшимс€, действующим.3. –азум рассматриваетс€ как приобретенный - сформированный через обучение, систему умозаключений, опыт и т.д., и неприобретенный, идентичный непосредственной интуиции.¬ средневековой арабской философии существовал религиозный мистицизм,представленный в первую очередьсуфизмом. ¬ основе этой доктрины лежит вера в возможность созерцани€ божества и конечного сли€ни€ с ним человека, отрешившегос€ от материального мира.ярким представителем этого направлени€ средневековой арабской мысли €вл€етс€ суфийский философ »бн-јраби. ƒл€ него бог одновременно слит с миром, €вл€етс€ им, неотделим от него и в тоже врем€ внеположен ему, поскольку €вл€етс€ пор€дком, организующим этот мир. ¬ одном из сочинений этого философа сказано: Ђћиропор€док есть целиком Ѕог или целиком “ворение, ибо он (миропор€док) - “ворение в одном отношении, он же - Ѕог в другом отношении, суть же едина. ¬едь воплощенна€ сущность формы, в которой ќн про€вилс€, есть воплощенна€ сущность формы того, кто прин€л сие про€влениеї.ƒругой арабский философ, јль-√азали, пыталс€ найти компромисс между безграничной верой в силу разума и сомнени€ми в его способност€х. ¬ частности, он писал: Ђ— помощью одного только разума невозможно охватить те вопросы, которые требовалось еще разрешить... разум не способен подн€ть завесы над всеми проблемамиї. » в то же врем€ разум способен найти ответы хот€ бы на р€д вопросов, а потому его нельз€ отвергатьї. ќн оспаривал общезначимость закона причинности, затем стал €рым противником философии ("ќпровержение философов") и новооснователем ортодоксальной теологии ("¬оскрешение наук о вере"). √азали был одним из самых известных мыслителей мусульманского средневековь€. »сследователи утверждают также, что √азали повли€л на ‘ому јквинского и на всю схоластику. “рактат √азали содержит основные идеи суфийской системы: идею мистической близости к Ѕогу; идею тарика - пути к этой близости, на котором отмечены "сто€нки", символизирующие определенные качества; идею суфийских идеалов терпени€, бедности, аскетизма, любви и т. п. —делав религию объектом чувств и эмоций, √азали пытаетс€ "оживить"суннитскийтрадиционализм, отставший от требований новой жизни, поэтому он и назвал свой труд "¬оскрешение наук о вере". √азали был первым крупным мыслителем ислама, у которого сомнение в самой возможности знать истину о мире получило законченное философское выражение в его системе взгл€дов. √азали считает сомнение путем к постижению истины.ѕо этим причинам, некоторые исследователи √азали называют его предшественником всего философского скептицизма. ѕричинную св€зь €влений √азали отрицает и в "¬оскрешении наук о вере". ѕо утверждению √азали, творец и причина каждого из названных €влений - јллах. ќн создал такой пор€док, при котором одно €вление может происходить только при наличии другого.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4000 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

432 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.