Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура и цивилизаци€. ≈динство и противоречие




—ознание специфическое свойство высокоорганизованной материи. — этой позиции оно предстает как социальна€ форма отражени€, интегрирующа€ в себе все его последовательно возникающие в процесс эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение), информационность (физиологическое отражение), субъективность (психика), идеальность (сознание человека). —ознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. —ознание индивида формируетс€ в многообразных общественных отношени€х, в его де€тельности, в непосредственных усили€х самой личности. —пецифическим качеством и высшим выражением сознани€ у человека как члена общества €вл€етс€ его самосознание. ќно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной де€тельности, осмыслени€ своих поступков и отношени€ к другим люд€м. ”никален духовный мир и сознание личности. Ќо каждый человек тыс€чами различных нитей св€зан с социальными общност€ми разного уровн€. “ем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное воспри€тие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней. ¬месте с тем, хот€ общественное сознание и не обнаруживаетс€ вне сознани€ отдельных индивидов, оно вовсе не исчерпываетс€ им.

–азвитие духовной жизни, общественного сознани€, как и других сфер жизнеде€тельности общества на всех его исторических ступен€х, прежде всего подчин€етс€ действию всеобщих, существенных, необходимых, повтор€ющихс€ св€зей и отношений, которые имеют объективный характер т.е. общесоциологическим законам. Ёто закон обусловленности способа производства материальной жизни социального, политического и духовного процессов жизни, закон взаимодействи€ общественного быти€ и общественного сознани€ и др. ƒействуют также социологические закономерности, присущие непосредственно сфере духовной жизни общества, общественному сознанию. Ёто закон преемственности в развитии духовной жизни, закон относительной самосто€тельности общественного сознани€ и др.

 ультура Ч феномен удивительно сложный, многообразный и потому €вл€етс€ предметом внимани€ не только философии, но и целого р€да других наук Ч культурологии, социологии, истории, археологии, этнографии, эстетики и т.д. ¬следствие этого культура как многоаспектна€ проблема рассматриваетс€ в научной литературе крайне неоднозначно и порой противоречиво.

ѕервоначально пон€тие культуры сводилось к воздействию человека на противосто€щую ему природу и вместе с тем к обучению, воспитанию самого человека в процессе его созидательной де€тельности.

»зучение культуры тесно св€зано с пон€тием цивилизации. Ёта проблема, сравнительно недавно приобретша€ злободневный интерес, как и проблема культуры, многоаспектна, и потому в существующей литературе также находит неоднозначное решение.

“ермин "÷ивилизаци€" означает гражданский, государственный. ‘ранцузские философы-просветители называли цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. ¬ XIX в. в ходу было употребление этого слова дл€ обозначени€ высокого уровн€ культуры народов «ападной ≈вропы и даже в качестве характеристики капитализма как общественной формации.

–азличны интерпретации цивилизации в XX ст. –аспространена, в частности, теори€ так называемых локальных, замкнутых цивилизаций, которые присущи тому или иному региону, той или иной стране, тому или иному народу (восточна€, африканска€, западноевропейска€ цивилизаци€ или цивилизаци€ индийска€, китайска€, исламска€ и т.д.). »х множество, они самобытны, неповторимы и несопоставимы, определ€ютс€ географическими, этническими, религиозными и другими особенност€ми.

—уществуют и негативное отношение к цивилизации. Ўпенглер, например, определ€ет цивилизацию как заключительную стадию развити€ любой культуры, свидетельство ее деградации вследствие урбанизации мира и машинизации человека (умира€, культура перерождаетс€ в цивилизацию). ¬ первом случае пон€тие цивилизации употребл€етс€ оп€ть-таки как синоним культуры, второй (формационный подход) как определенный этап всемирной истории человечества. ¬ формационном аспекте цивилизаци€ обычно определ€етс€ как такой исторический период в развитии человечества, который характеризуетс€ интенсивным и разносторонним развитием промышленности, техники, науки, искусства, средств св€зи, городского строительства, предметов быта и других культурных ценностей и про€влением соответствующих этому процессу общих черт поведени€ и внешнего облика человека.

—огласно предлагаемой авторской концепции св€зь культуры с цивилизацией следует рассматривать в трех аспектах. ¬ первом аспекте пон€ти€ культуры и цивилизации в соответствии с традиционным подходом трактуютс€ как синонимы, поскольку выражают одно и то же качество: совершенство, достигнутое в той или иной сфере человеческой де€тельности, компетентность, профессионализм. ¬о втором аспекте, когда пон€тие "культура" со всеми своими компонентами философией, наукой, искусством, религией и моралью мыслитс€ как духовный феномен, оно не совпадает с пон€тием "цивилизаци€", которую должно рассматривать как овеществление культуры, т.е. как феномен материальный. ¬ этом аспекте проблема взаимодействи€ культуры и цивилизации рассматривалась нами как проблема соотношени€ науки и техники, науки и современного научно-технического прогресса со всеми его противоречи€ми. Ќаконец, в третьем аспекте цивилизаци€ в широком смысле рассматриваетс€ как историческа€ ступень развити€ человечества, наступивша€ вслед за варварством.

ќсновыва€сь на данном положении, попытаемс€ установить взаимосв€зь цивилизации и культуры. ¬ыше пон€тие культуры выводилось из естественных потребностей труда. ќт первоначальных истоков процесса труда необходимо, видимо, исходить и в генезисе цивилизации. ≈сли в эпоху дикости и варварства господствовала собирательна€ производственна€ технологи€, то цивилизаци€ возникла на почве преобразующей технологии, вызванной неолитической революцией.

¬озникновение цивилизации св€зываетс€ с разделением труда и вытекающим из этого по€влением товарно-денежных отношений как регул€тора производства и распределени€ продуктов труда на базе естественно возникших законов стоимости, а в конечном итоге и по€влени€ собственности как политико-экономической категории.

“аким образом, если труд породил человека, то собственность сыграла решающую роль в переходе человечества от дикости и варварства к цивилизации. ”словием создани€ качественно новой цивилизации €вл€етс€ всестороннее развитие культуры как духовной потенции труда. ћатериализаци€ культуры и всех ее компонентов на практике и есть цивилизаци€. »менно в этом усматриваетс€ кровна€ св€зь культуры и цивилизации, возникших на почве естественных потребностей труда как вечного услови€ человеческой жизни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1541 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

754 - | 570 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.