Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СТО­ЛЫ­ПИН­СКАЯ АГ­РАР­НАЯ РЕ­ФОР­МА




 

В на­ме­ре­ния Сто­лы­пи­на не вхо­ди­ло ни вос­ста­нов­ле­ние аб со­лю­тиз­ма, ни унич­то­же­ние на­род­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва - он стре­мил­ся лишь к ус­та­нов­ле­нию в Рос­сии кон­сер­ва­тив­ной, но стро­го кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии. Его меч­той бы­ла мо­гу­чая, цен­тра­ли­зо­ван­ная им­пе­рия, эко­но­ми­че­ски здо­ро­вая и куль­тур­но раз­ви­тая. "Вы хо­ти­те ве­ли­ких пе­ре­мен,-ска­зал Сто­лы­пин, об­ра­ща­ясь к ле­во­му, на­по­ло­ви­ну со­циа­ли­сти­че­ско­му боль­шин­ст­ву II Ду­мы,- а я хо­чу ве­ли­кую Рос­сию."

Имен­но эта уто­пи­че­ская меч­та бро­си­ла стра­ну в оке­ан но­вых по­тря­се­ний, ибо фа­таль­ная ошиб­ка Сто­лы­пи­на за­клю­ча­лась в его не­по­ни­ма­нии ре­аль­но­го по­ло­же­ния Рос­сии, ко­гда выс­шее со­сло­вие, ко­то­рое еще не сфор­ми­ро­ва­лось, как еди­ная си­ла, не мог­ло стать по­сред­ни­ком в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду пра­вя­щим мень­шин­ст­вом и тру­дя­щи­ми­ся мас­са­ми.

Прав­да, бы­строе раз­ви­тие го­ро­дов и про­мыш­лен­но­сти ве­ло к то­му, что го­род­ское "третье со­сло­вие" на­чи­на­ло иг­рать оп­ре­де­лен­ную роль в со­ци­аль­ной и эко­но­ми­че­ской жиз­ни стра­ны. В де­рев­не же та­кой со­ци­аль­ной стра­ты не бы­ло. Вы­бо­ры в I Ду­му по­ка­за­ли, что кре­сть­я­не не спо­соб­ны бы­ли иг­рать роль со­ци­аль­но кон­сер­ва­тив­но­го клас­са.

В то же вре­мя ча­ст­ная соб­ст­вен­ность дво­рян на зем­лю прак­ти­че­ски из­жи­ла се­бя. Эта сис­те­ма ста­ла на­столь­ко эко­но­ми­че­ски не­эф­фек­тив­ной, что ее до­ля в об­щем про­из­вод­ст­ве не со­став­ля­ла и 10%. Хо­те­ли они то­го или нет, но и пра­ви­тель­ст­во и кон­сер­ва­то­ры бы­ли вы­ну­ж­де­ны в кон­це кон­цов при­нять факт ес­те­ст­вен­но­го упад­ка зем­ле­вла­дель­че­ско­го дво­рян­ст­ва.

По­сле рос­пус­ка I Ду­мы ре­ше­ние зе­мель­ной про­бле­мы пе­ре­шло в ру­ки Сто­лы­пи­на. Сто­лы­пин имел твер­дые взгля­ды от­но­си­тель­но об­щи­ны, ху­то­ров, от­ру­бов и пу­тей их на­са­ж­де­ния, что со­ста­ви­ло стер­жень его аг­рар­ной про­грам­мы. Кро­ме то­го, он был сто­рон­ни­ком серь­ез­ных мер по рас­про­стра­не­нию на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ока­зав­шись во гла­ве пра­ви­тель­ст­ва, он за­тре­бо­вал из всех ве­домств те пер­во­оче­ред­ные про­ек­ты, ко­то­рые дав­но бы­ли раз­ра­бо­та­ны, но ле­жа­ли без дви­же­ния. В ито­ге Сто­лы­пи­ну уда­лось со­ста­вить це­ло­ст­ную про­грам­му уме­рен­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. 24 ав­гу­ста 1906 г. пра­ви­тель­ст­во опуб­ли­ко­ва­ло дек­ла­ра­цию, в ко­то­рой пы­та­лось оп­рав­дать свою по­ли­ти­ку мас­со­вых ре­прес­сий и воз­ве­ща­ло о на­ме­ре­нии про­вес­ти важ­ные со­ци­аль­но­по­ли­ти­че­ские ре­фор­мы. Под­роб­нее пре­об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма бы­ла из­ло­же­на Сто­лы­пи­ным во II Ду­ме 6 мар­та 1907 го­да.

Не­ко­то­рые ме­ро­прия­тия пра­ви­тель­ст­во на­ча­ло про­во­дить в спеш­ном по­ряд­ке, не до­жи­да­ясь со­зы­ва Ду­мы. 27 ав­гу­ста 19­06г был при­нят указ о пе­ре­да­че Кре­сть­ян­ско­му бан­ку для про­да­жи кре­сть­я­нам час­ти го­су­дар­ст­вен­ных зе­мель. 5 ок­тяб­ря по­сле­до­вал указ об от­ме­не не­ко­то­рых ог­ра­ни­че­ний кре­сть­ян в пра­вах, чем бы­ли окон­ча­тель­но от­ме­не­ны по­душ­ная по­дать и кру­го­вая по­ру­ка, сня­ты не­ко­то­рые ог­ра­ни­че­ния сво­бо­ды пе­ре­дви­же­ния кре­сть­ян и из­бра­ния ими мес­та жи­тель­ст­ва, от­ме­нен за­кон про­тив се­мей­ных раз­де­лов, сде­ла­на по­пыт­ка умень­шить про­из­вол зем­ских на­чаль­ни­ков, рас­ши­ре­ны пра­ва кре­сть­ян на зем­ских вы­бо­рах. Указ 17 ок­тяб­ря 1906 г. кон­кре­ти­зи­ро­вал при­ня­тый в 1905 г. по ини­циа­ти­ве Вит­те указ о сво­бо­де ве­ро­ис­по­ве­да­ния, оп­ре­де­лив пра­ва и обя­зан­но­сти ста­ро­об­ряд­че­ских и сек­тант­ских об­щин. Пред­ста­ви­те­ли офи­ци­аль­ной церк­ви ни­ко­гда не про­сти­ли Сто­лы­пи­ну то­го, что ста­ро­об­ряд­цы по­лу­чи­ли та­кой ус­тав в то вре­мя как со­от­вет­ст­вую­щее по­ло­же­ние о про­во­слав­ном при­хо­де за­стря­ло в кан­це­ля­ри­ях. 9 но­яб­ря 1906 г. был из­дан указ "О до­пол­не­нии не­ко­то­рых по­ста­нов­ле­ний дей­ст­вую­ще­го за­ко­на, ка­саю­щих­ся кре­сть­ян­ско­го зем­ле­вла­де­ния и зем­ле­поль­зо­ва­ния". Пе­ре­ра­бо­тан­ный в III Ду­ме, он стал дей­ст­во­вать как за­кон от 14 ию­ня 1910 го­да. 29 мая 1911 г. был при­нят за­кон "О зем­ле­уст­рой­ст­ве".

По­след­ние три ак­та со­ста­ви­ли юри­ди­че­скую ос­но­ву ме­ро­прия­тий, во­шед­ших в ис­то­рию как "сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма".

Эко­но­ми­че­ская це­ле­со­об­раз­ность этой ре­фор­мы, на­зван­ной сто­лы­пин­ской, хо­тя ее про­ект был раз­ра­бо­тан еще до не­го, не вы­зы­ва­ет со­мне­ний [5]. Ре­фор­ма до­вер­ша­ла то, что нуж­но бы­ло сде­лать еще в 1861 го­ду. В ре­фор­ме бы­ли за­ло­же­ны идеи Ва­луе­ва, Ба­ря­тин­ско­го, Бун­ге и др.(это еще XIX в.). В на­ча­ле XX в Вит­те счи­тал, что вы­ход из об­щи­ны мо­жет быть толь­ко доб­ро­воль­ным, по­это­му ре­зуль­тат еще бу­дет ви­ден очень и очень не ско­ро. Еще вес­ной 1905 г. Кри­во­ше­ин А.В. (ми­нистр зем­ле­де­лия в пра­ви­тель­ст­ве Сто­лы­пи­на) пре­ду­пре­ж­дал, что очень нуж­ный пе­ре­ход к ху­то­рам и от­ру­бам - "за­да­ча не­сколь­ких по­ко­ле­ний". Но ме­ж­ду все­ми преж­ни­ми за­яв­ле­ния­ми и ука­зом 9 но­яб­ря ле­жа­ли со­бы­тия 1905-1906 гг. Рас­се­лить кре­сть­ян ху­то­ра­ми и мел­ки­ми по­сел­ка­ми тре­бо­ва­лось не толь­ко по эко­но­ми­че­ским, но и по по­ли­ти­че­ским при­чи­нам. "Ди­кая, по­лу­год­ная де­рев­ня, не при­вык­шая ува­жать ни свою, ни чу­жую соб­ст­вен­ность, не боя­щая­ся, дей­ст­вуя ми­ром, ни­ка­кой от­вет­ст­вен­но­сти,под­чер­ки­вал Сто­лы­пин,- все­гда бу­дет пред­став­лять со­бой го­рю­чий ма­те­ри­ал, го­то­вый вспых­нуть по ка­ж­до­му по­во­ду". И ца­ризм, ощу­тив спол­на эту уг­ро­зу, стал кру­шить об­щи­ну.

Эко­но­ми­че­ская ре­фор­ма бы­ла це­ле­со­об­раз­на, боль­ше то­го, до за­ре­зу не­об­хо­ди­ма. В слу­чае уда­чи она су­ли­ла тем, кто к ней при­спо­со­бил­ся, бо­лее ин­тен­сив­ные фор­мы хо­зяй­ст­во­ва­ния, бо­лее вы­со­кие уро­жаи, бо­лее вы­со­кий уро­вень жиз­ни. Она су­ли­ла проч­ный внут­рен­ний ры­нок для про­мыш­лен­но­сти, уве­ли­че­ние хлеб­но­го экс­пор­та и за его счет - по­га­ше­ние ог­ром­но­го внеш­не­го дол­га. Но все это - в слу­чае уда­чи.

Ме­ж­ду тем ре­фор­ма уже за­ду­ма­на бы­ла не­удач­но. Сто­лы­пин то­ро­пил­ся, под­го­нял эко­но­ми­че­ские про­цес­сы по­ли­цей­ским вме­ша­тель­ст­вом. А вра­ж­да и на­си­лие - пло­хие со­юз­ни­ки в де­лах эко­но­ми­ки.

В ру­ках Сто­лы­пи­на, а точ­нее в ру­ках "Со­ве­та объ­е­ди­нен­но­го дво­рян­ст­ва", ко­то­рый под­дер­жи­вал его, зе­мель­ная ре­фор­ма, хо­тя и име­ла здо­ро­вую ос­но­ву, но по су­ти де­ла пре­вра­ща­лась в ору­дие даль­ней­ше­го клас­со­во­го уг­не­те­ния. Вме­сто то­го что­бы со­дей­ст­во­вать раз­ви­тию сво­бод­но­го фер­мер­ст­ва, за что ра­то­вал Вит­те, по­ло­жить ко­нец при­ну­ди­тель­но­му ха­рак­те­ру об­щин­ной сис­те­мы и за­ко­нам, ущем­ляю­щим гра­ж­дан­ские пра­ва кре­сть­ян, сто­лы­пин­ский за­кон на­силь­ст­вен­но ли­к­ви­ди­ро­вал об­щи­ну в ин­те­ре­сах кре­сть­ян­ско­го "бур­жу­аз­но­го" мень­шин­ст­ва.

По тра­ди­ции, вос­хо­дя­щей к ле­нин­ским ра­бо­там, де­мо­кра­ти­че­ский путь аг­рар­но­го раз­ви­тия ус­лов­но на­зы­ва­ет­ся аме­ри­кан­ским, кон­сер­ва­тив­ный - прус­ским.

Сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма на­хо­ди­лась на прус­ском ва­ри­ан­те. Она и бы­ла за­ду­ма­на во спа­се­ние по­ме­щи­ков. Сто­лы­пин сде­лал раз­ру­ше­ние об­щи­ны пер­во­оче­ред­ной за­да­чей сво­ей ре­фор­мы. Пред­по­ла­га­лось, что пер­вый этап - че­рес­по­лос­ное ук­ре­п­ле­ние на­де­лов от­дель­ны­ми до­мо­хо­зяе­ва­ми - на­ру­шит един­ст­во кре­сть­ян­ско­го ми­ра. Кре­сть­я­не, имев­шие зе­мель­ные из­лиш­ки про­тив нор­мы, долж­ны бы­ли по­спе­шить с ук­ре­п­ле­ни­ем сво­их на­де­лов. Сто­лы­пин го­во­рил, что та­ким спо­со­бом он хо­чет "вбить клин" в об­щи­ну. По­сле это­го пред­по­ла­га­лось при­сту­пить ко вто­ро­му эта­пу - раз­бив­ка де­ре­вен­ско­го на­де­ла на от­ру­ба или ху­то­ра. По­след­ние счи­та­лись наи­бо­лее удоб­ной фор­мой зем­ле­вла­де­ния, ибо кре­сть­я­нам, рас­со­сре­до­то­чен­ным по ху­то­рам труд­но бы­ло бы под­ни­мать мя­те­жи.

Что же долж­но бы­ло поя­вить­ся на мес­те об­щи­ны - уз­кий слой сель­ских ка­пи­та­ли­стов или ши­ро­кие мас­сы про­цве­таю­щих фер­ме­ров. Не пред­по­ла­га­лось ни то­го, ни дру­го­го. Пер­во­го не хо­те­ло са­мо пра­ви­тель­ст­во. Со­сре­до­то­че­ние зем­ли в ру­ках ку­ла­ков долж­но бы­ло ра­зо­рить мас­су кре­сть­ян. Не имея средств про­пи­та­ния, они хлы­ну­ли бы в го­род. Про­мыш­лен­ность, до 1910 г. пре­бы­вав­шая в де­прес­сии, не смог­ла бы спра­вить­ся с на­плы­вом ра­бо­чей си­лы в та­ких мас­шта­бах, а на­ли­чие мас­сы без­дом­ных и без­ра­бот­ных гро­зи­ло но­вы­ми со­ци­аль­ны­ми по­тря­се­ния­ми. По­это­му пра­ви­тель­ст­во до­пол­ни­ло указ, вос­пре­тив ску­пать в пре­де­лах од­но­го уез­да бо­лее шес­ти выс­ших ду­ше­вых на­де­лов, оп­ре­де­лен­ных по ре­фор­ме 1861 го­да. По раз­ным гу­бер­ни­ям этот пре­дел ко­ле­бал­ся в раз­ме­рах от 12 до 18 де­ся­тин. Ус­та­нов­лен­ный для "креп­ких хо­зя­ев" по­то­лок ока­зал­ся низ­ким. Что ка­са­ет­ся пре­вра­ще­ния ни­ще­го рос­сий­ско­го кре­сть­ян­ст­ва в "про­цве­таю­щее фер­мер­ст­во", то та­кая воз­мож­ность ис­клю­ча­лась вслед­ст­вии со­хра­не­ния по­ме­щичь­их ла­ти­фун­дий. Пе­ре­се­ле­ние в Си­бирь и про­да­жа зе­мель че­рез Кре­сть­ян­ский банк то­же не ре­ша­ли про­бле­му кре­сть­ян­ско­го ма­ло­зе­ме­лья. Ре­зуль­та­том та­кой ре­фор­мы мог­ло стать пол­ное и окон­ча­тель­ное ут­вер­жде­ние в Рос­сии по­ме­щичь­е­ку­лац­ко­го ("прус­ско­го") ти­па ка­пи­та­лиз­ма и пау­пе­ри­за­ция боль шей час­ти сель­ско­го на­се­ле­ния. Ка­пи­та­лиз­му по­тре­бо­ва­лись бы мно­гие де­ся­ти­ле­тия для пе­ре­ра­бот­ки всей этой пау­пе­ри­зи­ро­ван­ной со­ци­аль­ной сре­ды, край­не сла­бой в про­из­вод­ст­вен­ном и куль­тур­ном от­но­ше­нии, по­ра­жен­ной аг­рар­ным пе­ре­на­се­ле­ни­ем.

В ре­аль­ной жиз­ни из об­щи­ны вы­хо­ди­ла в ос­нов­ном бед­но­та, а так­же не­ко­то­рые го­ро­жа­не, вспом­нив­шие, что в не­дав­но по­ки­ну­той де­рев­не у них есть на­дел, ко­то­рый мож­но те­перь про­дать. В 1914 г. бы­ло про­да­но 60% пло­ща­дей че­рес­по­лос­но ук­ре­п­лен­ных в том го­ду зе­мель. По­ку­па­те­лем зем­ли ино­гда ока­зы­ва­лось кре­сть­ян­ское об­ще­ст­во, и то­гда они воз­вра­ща­лись в мир­ской ко­тел. Ча­ще по­ку­па­ли зем­лю за­жи­точ­ные кре­сть­я­не, ко­то­рые са­ми не все­гда спе­ши­ли с вы­хо­дом из об­щи­ны. По­ку­па­ли и дру­гие об­щин­ни­ки. В ру­ках од­но­го и то­го же хо­зяи­на ока­зы­ва­лись зем­ли и ук­ре­п­лен­ные, и об­ще­ст­вен­ные, что за­пу­ты­ва­ло по­зе­мель­ные от­но­ше­ния. По­сколь­ку сто­лы­пин­ская ре­фор­ма в це­лом не раз­ре­ши­ла аг­рар­но­го во­про­са и зе­мель­ное утес­не­ние воз­рас­та­ло, не­из­беж­ной бы­ла но­вая вол­на пе­ре­де­лов, ко­то­рая долж­на бы­ла сме­сти мно­гое из сто­лы­пин­ско­го на­сле­дия. И дей­ст­ви­тель­но, зе­мель­ные пе­ре­де­лы, в раз­гар ре­фор­мы поч­ти пре­кра­тив­шие­ся, с 1912 г. во­зоб­но­ви­лись.

На ху­то­ра и от­ру­ба то­же да­ле­ко не все­гда вы­хо­ди­ли "креп­кие му­жи­ки". Зем­ле­уст­ром­тель­ные ко­мис­сии пред­по­чи­та­ли не во­зить­ся с от­дель­ны­ми до­мо­хо­зяе­ва­ми, а раз­би­вать на ху­то­ра или от­ру­ба все се­ле­ние. Что­бы до­бить­ся от кре­сть­ян со­гла­сия на раз­бив­ку, вла­сти при­бе­га­ли к бес­це­ре­мон­ным ме­рам дав­ле­ния. Кре­сть­я­нин же со­про­тив­лял­ся не по "тем­но­те сво­ей", как счи­та­ли вла­сти, а ис­хо­дя из здра­вых жи­тей­ских со­об­ра­же­ний. Кре­сть­ян­ское зем­ле­де­лие очень за­ви­се­ло от ка­при­зов по­го­ды. Имея по­ло­сы в раз­ных мес­тах, кре­сть­я­нин обес­пе­чи­вал се­бе еже­год­ный сред­ний уро­жай: в за­суш­ли­вый год вы­ру­ча­ли по­ло­сы в ни­зи­нах, в дожд­ли­вый - на взгор­ках. По­лу­чив весь на­дел в од­ном от­ру­бе, кре­сть­я­нин ока­зы­вал­ся во вла­сти сти­хии. Ху­то­ра и оту­ба во­об­ще не обес­пе­чи­ва­ли подъ­е­ма аг­ри­куль­ту­ры, пре­иму­ще­ст­во их пе­ред че­рес­по­лос­ной сис­те­мой хо­зяй­ст­ва не до­ка­за­но. Ме­ж­ду тем ху­то­ра и от­ру­ба счи­та­лись то­гда един­ст­вен­ным, при­чем уни­вер­саль­ным сред­ст­вом по­вы­ше­ния кре­сть­ян­ской аг­ри­куль­ту­ры. А аль­тер­на­тив­ные сред­ст­ва, вы­дви­ну­тые са­мой жиз­нью, по­дав­ля­лись. Ре­фор­ма за­тор­мо­зи­ла на­чав­ший­ся с кон­ца XIX в. пе­ре­ход сель­ско­го об­ще­ст­ва от ус­та­ре­лой трех­поль­ной сис­те­мы к мно­го­поль­ным се­во­обо­ро­там. За­дер­жи­вал­ся и пе­ре­ход на "ши­ро­кие по­ло­сы", при по­мо­щи ко­то­рых кре­сть­я­не бо­ро­лись с чрез­мер­ной "уз­ко­по­ло­си­цей".

В боль­шин­ст­ве сво­ем кре­сть­я­не за­ня­ли не­бла­го­же­ла­тель­ную и да­же вра­ж­деб­ную по­зи­цию в от­но­ше­нии сто­лы­пин­ской ре­фор­мы, ру­ко­во­дству­ясь дву­мя со­об­ра­же­ния­ми. Во-пер­вых, и это са­мое глав­ное, кре­сть­я­не не хо­те­ли ид­ти про­тив об­щи­ны, а сто­лы­пин­ская идея о "под­держ­ке силь­ных" про­ти­во­ре­чи­ла взгля­ду кре­сть­я­ни­на на жизнь. Он не же­лал пре­вра­щать­ся в по­лу­соб­ст­вен­ни­ка зем­ли за счет сво­их со­се­дей. Во-вто­рых, бо­лее сво­бод­ная по­ли­ти­че­ская ат­мо­сфе­ра, воз­ник­шая по­сле ма­ни­фе­ста 17 ок­тяб­ря, от­кры­ва­ла пе­ред кре­сть­ян­ст­вом но­вые воз­мож­но­сти эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия с по­мо­щью коо­пе­ра­тив­ной сис­те­мы, что бо­лее со­от­вет­ст­во­ва­ло ин­те­ре­сам кре­сть­ян­ст­ва.

Сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ная аб­ст­ракт­ность за­мыс­ла сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы в зна­чи­тель­ной ме­ре объ­яс­ня­лась,кро­ме дру­гих при­чин, тем, что ее раз­ра­ба­ты­ва­ли лю­ди, не­дос­та­точ­но хо­ро­шо знав­шие де­рев­ню.

Не­смот­ря на ста­ра­ния пра­ви­тель­ст­ва, ху­то­ра при­жи­ва­лись толь­ко в не­ко­то­рых за­пад­ных гу­бер­ни­ях, вклю­чая Псков­скую. От ру­ба, как ока­за­лось, бо­лее по­до­шли для гу­бер­ний се­вер­но­го при­чер­но­мо­рья, Се­вер­но­го Кав­ка­за и степ­но­го За­вол­жья. От­сут­ст­вие силь­ных об­щин­ных тра­ди­ций там со­че­та­лось с выс­шим уров нем раз­ви­тия аг­рар­но­го ка­пи­та­лиз­ма, ис­клю­чи­тель­ным пло­до­ро­ди­ем поч­вы, ее од­но­род­но­стью на боль­ших про­сто­рах и низ­ким уров­нем аг­ри­куль­ту­ры. В этих ус­ло­ви­ях пе­ре­ход на от­ру­ба про­шел без­бо­лез­нен­но и бы­ст­ро при­нес про­из­вод­ст­вен­ную поль­зу.

Сто­лы­пин очень гор­дил­ся сво­ей ро­лью зе­мель­но­го ре­фор­ма­то­ра. Он да­же при­гла­сил за­ру­беж­ных спе­циа­ли­стов по аг­рар­но­му во­про­су, что­бы они изу­чи­ли ра­бо­ту, про­де­лан­ную им и его пра­ви­тель­ст­вом в де­рев­не. За 5 лет, с 1907 по 1911г.г. сис­те­ма кре­сть­ян­ско­го зем­ле­поль­зо­ва­ния пре­тер­пе­ла зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. Не­мец­кий экс­перт по аг­рар­но­му во­про­су про­фес­сор Ауф­ха­ген поз­же пи­сал: "Сво­ей зе­мель­ной ре­фор­мой Сто­лы­пин раз­жег в де­рев­не пла­мя гра­ж­дан­ской вой­ны."

К 1 ян­ва­ря 1916 го­да из об­щи­ны в че­рес­по­лос­ное ук­ре­п­ле­ние вы­шло 2 млн. до­мо­хо­зя­ев. Им при­над­ле­жа­ло 14.1 млн дес. зем­ли. 469 тыс. до­мо­хо­зя­ев по­лу­чи­ли удо­сто­ве­ри­тель­ные ак­ты на 2.8 млн. дес., 1.3 млн. до­мо­хо­зя­ев пе­ре­шли к ху­тор­ско­му и от руб­но­му вла­де­нию (12.7 млн. де­ся­тин). Эти циф­ры нель­зя ме­ха­ни­че­ски скла­ды­вать, т.к. не­ко­то­рые до­мо­хо­зяе­ва, ук­ре­пив на­де­лы, вы­хо­ди­ли по­том на ху­то­ра и от­ру­ба, а дру­гие шли на ху­то­ра и от­ру­ба сра­зу, без про­ме­жу­точ­ной ста­дии. По под­сче­там ле­нин­град­ско­го ис­то­ри­ка В.С.Дя­ки­на, все­го из об­щи­ны вы­шло око­ло 3 млн. до­мо­хо­зя­ев, что со­став­ля­ет при­мер­но 1/3 от об­щей их чис­лен­но­сти в тех гу­бер­ни­ях, где про­во­ди­лась ре­фор­ма. Но не­ко­то­рые из вы­де­лен­цев фак­ти­че­ски дав­но уже не бы­ли до­мо­хо­зяе­ва­ми, т.к. по­сто­ян­но жи­ли в го­ро­де, а ук­ре­пи­ли свой за­бро­шен­ный на­дел толь­ко для то­го, что­бы его про­дать. Дру­гие до­мо­хо­зяе­ва (око­ло 16%), про­дав ук­ре­п­лен­ный на­дел, пе­ре­се­ли­лись в Си­бирь.

Из об­ще­ст­вен­но­го обо­ро­та бы­ло изъ­я­то 22% зе­мель. Зна­чи­тель­ная их часть по­шла в про­да­жу. Ино­гда зем­лю по­ку­па­ло сель­ское об­ще­ст­во, и она воз­вра­ща­лась в мир­ской ко­тел. Бы­ва­ло, что "ми­ро­еды" ску­па­ли че­рес­по­лос­ные на­де­лы и от­да­ва­ли их в арен­ду кре­сть­я­нам-об­щин­ни­кам. Но по­след­ние и са­ми по­ку­па­ли зем­лю. Вла­дея об­щин­ным на­де­лом они, слу­ча­лось, име­ли и не­сколь­ко "ук­ре­п­лен­ных" по­лос. Все за­пу­ты­ва­лось и все по­лу­ча­лось со­всем не так, как за­ду­ма­ло пра­ви­тель­ст­во. Глав­ное же, вла­стям не уда­лось ни раз­ру­шить об­щи­ну, ни соз­дать ус­той­чи­вый и дос­та­точ­но мас­со­вый слой кре­сть­ян-соб­ст­вен­ни­ков. Так что мож­но го­во­рить об об­щей не­уда­че сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы.

Од­ним из вспо­мо­га­тель­ных средств ре­фор­мы, ее ча­стью, бы­ло пе­ре­се­ле­ние. Оно за­слу­жи­ва­ет по­ло­жи­тель­ной оцен­ки не­смот­ря на все ог­ре­хи и не­до­че­ты. Пе­ре­се­ля­лась в ос­нов­ном бед­но­та. Все­го за 1906-1916 гг. за Урал пе­ре­бра­лось бо­лее 3 млн. че­ло­век, бо­лее по­лу­мил­лио­на вер­ну­лось на­зад. Но, не­смот­ря на всю мас­штаб­ность пе­ре­се­лен­че­ско­го дви­же­ния, оно не пе­ре­кры­ва­ло ес­те­ст­вен­ный при­рост кре­сть­ян­ско­го на­се­ле­ния. Зе­мель­ное утес­не­ние в де­рев­не воз­рас­та­ло, аг­рар­ный во­прос про­дол­жал обо­ст­рять­ся.

Оцен­ки ре­фор­мы В.И. Ле­ни­ным уточ­ня­лись по ме­ре то­го, как она раз­во­ра­чи­ва­лась и ста­но­ви­лись бо­лее зри­мы ее пер­спек­ти­вы В 1907 г. Ле­нин под­чер­ки­вал, что нель­зя не­до­оце­ни­вать это пра­ви­тель­ст­вен­ное ме­ро­прия­тие, что " это во­все не ми­раж..., -это - ре­аль­ность эко­но­ми­че­ско­го про­грес­са на поч­ве со­хра­не­ния по­ме­щичь­ей вла­сти и по­ме­щичь­их ин­те­ре­сов.Это путь не­ве­ро­ят­но мед­лен­ный и не­ве­ро­ят­но му­чи­тель­ный для са­мых ши­ро­ких масс кре­сть­ян­ст­ва и для про­ле­та­риа­та, но этот путь есть един­ст­вен­но воз­мож­ный путь для ка­пи­та­ли­ти­че­ской Рос­сии, ес­ли не по­бе­дит кре­сть­ян­ская аг­рар­ная ре­во­лю­ция".(т. 16, с. 266).

Вни­ма­тель­но на­блю­дая за об­ста­нов­кой в Рос­сии, Ле­нин уже в 1911 г. под­чер­ки­вал, что сто­лы­пин­ский план бур­жу­аз­но­го аг­рар­но­го строя "не вы­тан­цо­вы­ва­ет­ся" (т.20, с. 190). А в на­ча­ле 1912 г. Ле­нин при­шел к вы­во­ду о бес­пер­спек­тив­но­сти сто­лы­пин­ской ре­фор­мы: "...на­стоя­щая го­ло­дов­ка лиш­ний раз под­твер­жда­ет не­ус­пех пра­ви­тель­ст­вен­ной аг­рар­ной по­ли­ти­ки и не­воз­мож­ность обес­пе­чить сколь­ко-ни­будь нор­маль­ное бур­жу­аз­ное раз­ви­тие Рос­сии при на­прав­ле­нии ее по­ли­ти­ки во­об­ще и зе­мель­ной по­ли­ти­ки в ча­ст­но­сти клас­сом кре­по­ст­ни­ков- по­ме­щи­ков, ца­ря­щих в ви­де пра­вых пар­тий, и в III Ду­ме и а Го­су­дар­ст­вен­ном со­ве­те и в при­двор­ных сфе­рах Ни­ко­лая II."(т. 21, с. 128). Глав­ный урок сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы, по сло­вам Ле­ни­на, со­сто­ял в сле­дую­щем: "Толь­ко са­ми кре­сть­я­не мо­гут ре­шить ка­кая фор­ма зем­ле­поль­зо­ва­ния и зем­ле­вла­де­ния удоб­нее в той или иной ме­ст­но­сти. Вся­кое вме­ша­тель­ст­во за­ко­на или ад­ми­ни­ст­ра­ции в сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние кре­сть­ян зем­лей есть ос­та­ток кре­по­ст­но­го пра­ва. Ни­че­го, кро­ме вре­да для де­ла, кро­ме уни­же­ния и ос­корб­ле­ния кре­сть­я­ни­на от та­ко­го вме­ша­тель­ст­ва быть не мо­жет". (т.22, с.97).

В ка­че­ст­ве ар­гу­мен­та в поль­зу ре­фор­мы ино­гда при­во­дит­ся тот факт, что по срав­не­нию с по­след­ним пя­ти­ле­ти­ем XIX ве­ка в 1909-1913 гг вы­воз хле­ба ко­ли­че­ст­вен­но уве­ли­чил­ся в 1.5 раза, а по стои­мо­сти - в 2 раза. В 1913г. Рос­сия экс­пор­ти­ро­ва­ла 647.6 млн. пу­дов.

По­сле окон­ча­ния ре­во­лю­ции и до на­ча­ла пер­вой ми­ро­вой вой­ны по­ло­же­ние в рус­ской де­рев­не за­мет­но улуч­ши­лось. При­чи­на­ми это­му по­слу­жи­ли:

- пол­ная от­ме­на с 1907 го­да вы­куп­ных пла­те­жей;

- рост ми­ро­вых цен на зер­но - от это­го кое-что пе­ре­па­да­ло и про­стым кре­сть­я­нам; - по­сте­пен­ное со­кра­ще­ние по­ме­щичь­е­го зем­ле­вла­де­ния ве­ло к умень­ше­нию ка­баль­ных форм экс­плуа­та­ции;

На ду­шу на­се­ле­ния Рос­сии в те го­ды про­из­во­ди­лось столь­ко же хле­ба, как в Шве­ции, Фран­ции, Гер­ма­нии. Но эти стра­ны вво­зи­ли хлеб, а Рос­сии еже­год­но экс­пор­ти­ро­ва­ла око­ло 20% ва­ло­во­го сбо­ра зер­на. Про­дол­жа­лась по­ли­ти­ка "не­дое­дим, но вы­ве­зем", на­ча­ло ко­то­рой бы­ло по­ло­же­но в 1887-1892 го­дах.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 929 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2751 - | 2313 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.