Лекции.Орг
 

Категории:


Построение спирали Архимеда: Спираль Архимеда- плоская кривая линия, которую описывает точка, движущаяся равномерно вращающемуся радиусу...


Деформации и разрушения дорожных одежд и покрытий: Деформации и разрушения могут быть только покрытий и всей до­рожной одежды в целом. К первым относит...


Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки): Структурная и функциональная единица нервной ткани и он состоит из тела...

Тема 2. Возникновение письменности и этапы ее развития



 

План

1. Письмо как вид речевой деятельности. Свойства письма.

2. Возникновение письма. Типы письма.

3. Фонографическое письмо и его виды: консонантное письмо, силлабография и фонемография.

Речь может быть устной или письменной.Их названия свидетельствуют о том, что первая – звучащая речь, а вторая – графически оформленная. Говорящий создает свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга.

Письменная форма обычно обращена к отсутствующему в момент речи человеку. Пишущий не видит своего читателя, он может только представить его себе. На письменную речь не влияет реакция ее читателей. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, исправлять его. Письмо – форма существования языка наряду с говорением, а также таким видами речевой деятельности, как слушание и чтение. Письменная речь вторична, тогда как устная форма изначальна.

Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее на материальном носителе, сохраняя во времени.

Письмо обладает особыми, присущими только ему свойствами.

- графическая оформленность. Информация может быть представлена с помощью знаков определенной графической системы, то есть получает материальное воплощение. При этом графические знаки можно комбинировать, использовать их для выделения частей текста;

- необходимость обучения. Чтобы создавать письменные тексты нужно уметь читать и писать, приобретать необходимые моторные навыки;

- обзорность. Письменный текст можно изучать, возвращаться к нему снова и снова, ссылаться на него;

- хранимость. Информация, будучи графически зафиксированной, может сохраняться долгое время. Это свойство обеспечивает накопление знаний и возможность передачи их во времени пространстве, то есть появляются условия для опосредованного общения;

- воспроизводимость. Письменный текст можно пересказать, переписать, размножить.

Изобретение письма стало мощным фактором развития человека. Письменный период истории человечества количественно уступает бесписьменному (5-6 тысячелетий против многих десятков или сотен тысячелетий), а по темпам движения вперед, по прогрессу бесспорно превосходит его. Письму в этом прогрессе принадлежит исключительная роль. Знание, будучи закрепленным в письменной форме и переданным от поколении к поколению, стало накапливаться быстрее, поскольку сведения, зафиксированные в письменной форме, легче поддаются обработке и усвоению, к ним можно не раз возвращаться. Письмо – величайшее достижение человечества.

Однако письмо имеет и некоторые ограничения. Письмо требует обучения. Письменные источники занимают много места (впрочем, в настоящее время эту проблему можно считать решенной). Письмо требует обслуживания. В современном обществе существуют особые социальные структуры, занимающиеся сохранением и использованием письменных источников – библиотеки, а также специальная отрасль знания – библиография, обеспечивающая систематизацию накопленной информации и облегчающая его поиск.

Письменность - это культурная ценность, имеющая свою историю. В этой истории можно выделять вехи и этапы. Вехами в истории письменности являются предметное письмо и начертательное письмо.

Предметное письмо как предшественник современного письма основано на использовании в качестве знаков различных предметов: палочек, камней, раковин, глиняных геометрических фигурок, нитей с узелками. Ими «записывали» количество скота, продуктов питания и прочих ценностей на ранних этапах исторического развития человека и общества.

Североамериканские индейцы, в частности ирокезы, использовали ракушечное письмо - вампум(от wampumpeag – «нити с раковинами»). Этот способ общения представлял собой полосу переплетенных шнуров с нанизанными на них раковинами. Вампум мог насчитывать до 7 тысяч раковин. Его носили как пояс или использовать в качестве денег, но главным его назначением была передача сообщений от племени к племени. Содержание сообщения выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин.

Интересный и необычный способ передачи информации был изобретен древними инками - создателями громадного государства в Южной Америке. У них было узелковое письмо - кипу(quipu на языке индейцев кечуа – «узел»).Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – кипу-камайокуна. В кипу использовались шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число. Цвет шнура обозначал тот или иной предмет.Скажем, желтый шнур означал кукурузу. Если к нему был привязан синий шнурок (определенная провинция) с определенным числом узелков, то это говорило о величине урожая в провинции. Кипу позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, оружии, дани с побежденных племен, числе воинов, запасах продуктов, учете народонаселения. Кипу использовалось также как прообраз современного календаря.

Древнегреческий историк Геродот рассказывает о «дипломатическом документе»,отправленном кочевниками-скифами Дарию. Он состоял из птицы, лягушки, мыши и пяти стрел. Дары их были своеобразным способом передачи информации - предметным письмом. Смысл послания сводился к следующему: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Однако Дарий не смог расшифровать послание. Впоследствии он потерпел поражение от скифов. Приведенный пример говорит о несовершенстве предметного письма. Чтобы добиться адекватности в восприятии передаваемой информации, необходимо соблюдать условие двусторонней идентичности в обозначении используемых предметов.

Начертательное письмо представляет собой систему условных графических знаков, с помощью которых передается необходимая информация.

Начертательное письмо имеет свою длительную историю, в которой можно выделять этапы, говорить о типах письма.

Первым этапом начертательного письма является пиктография, т.е. письмо рисунками. Образцы пиктографического (рисунчатого) письма обнаружены как археологами, так и этнографами. В качестве единицы обозначения пиктография использует схематический рисунок человека, животных, предметов. Результатом труда пишущего становится описание жизненной ситуации (охоты, путешествия), вещей (весла, лодки), существ (людей, животных). Словесное оформление всего этого для пиктографии несущественно, так как пиктограмму можно «читать» и именами (охота), и глаголами (охотиться).

Пиктография не связана с алфавитом и, значит, не связана с обучением чтению или письму, так как нужные для передачи вещи и ситуации достаточно похоже изобразить. Несвязанность пиктографии с формами языка позволяла ей быть удобным средством общения разноязычных племен.

Граница между предметным и рисунчатым письмом расплывчата. Символ пекаря – крендель – может быть выполнен как предмет и укреплен над входом, а может быть нарисован на стене дома. Для примитивного человека изображение вещи было идентично самой вещи, поэтому предметное письмо и рисунчатое было для него в сущности одним и тем же. Но для развития письма весьма существенно, что сообщение отрывается от предмета и переносится на различные материалы для письма, будь то камень, деревянная доска, глиняная табличка или лист бумаги. Потеря предметности, переход к материалу для письма – это важный шаг к начертательному письму.

Таким образом, для рисунчатого письма характерно следующее: 1) оно передает не звуковую сторону сообщения, а его содержание; 2) пиктограмма может содержать в себе и слово, и предложение, и целый текст.

Пиктограммы могут быть двух типов:

- иконические, то есть схожие с изображаемым предметом, например, рисунок птицы;

- символические, то есть не имеющие прямого сходства с предметом, например, рисунок солнца не для изображения солнца, а как символ дня, рисунок звезды – как символ ночи.

Преимущество пиктограммы в том, что ее теоретически может понять любой человек, недостаток – в неоднозначности этого понимания, а также в сложности изображения отвлеченных понятий.

В современном обществе пиктография используется в самых разных сферах. Вспомним, например, дорожные знаки или изображения фигурок спортсменов, используемых при проведении олимпийских игр.

Предметное и пиктографическое письмо не являются письмом в собственном смысле этого слова. С их помощью можно выразить только общий смысл сообщения, но не его точное значение и звучание. О письме можно говорить только в том случае, когда сообщение может быть передано пословно.

Идеография (от греч. idea – мысль) – следующий этап развития письма. Возникает идеография на том этапе развития языка, когда письменный текст уже членится на слова. Как и пиктография, идеографическое письмо не отражает звучания речи, но оно напрямую соотносится с содержанием отображаемой языковой единицы.

Развитие иероглифического письма проходило в странах Средиземноморья и Ближнего Востока и было связано с целым рядом исторических событий. Потребность в развитии письменности обострялась с развитием торговли, передвижений и, наконец, с установлением государственности. Нужно было сделать письмо более доступным для большого количества людей.

Наиболее древним считается письмо шумеров (народа, жившего в Междуречье) – возникшее примерно 5 000 лет назад. К древнейшим относятся также египетское, китайское и критское письмо.

Основная единица этого типа письма – иероглиф (от гр. hieroglyphoi – священные письмена). Первоначально слово иероглиф обозначало «священные, высеченные на камне письмена» и относилось преимущественно к египетским иероглифам, употреблявшимся исключительно в среде жрецов.

Каждый иероглиф представляет собой значок, внешний облик которого никак не связан с тем значением, которое он несет. Иероглиф не имеет изобразительности, свойственной пиктограмме. Важнейшим шагом вперед по сравнению с пиктографией является и то, что связь между графическим знаком и значением, который он передает, закреплена, постоянна. Кроме того, для каждой национальной иероглифической системы существует определенный стандартный набор знаков, который и является совокупностью единиц данного письма.

Преимущества иероглифического письма:

1) идеографические знаки применимы для разных языков (шумерское письмо было международным письмом для народов Ближнего Востока. Китайцы и японцы, даже сегодня, не зная языка друг друга, в определенной степени могут общаться при помощи иероглифов);

2) экономия времени и пространства за счет меньшего количества знаков на одинаковый отрезок текста;

3) возможность создания по аналогии с иероглифом идеограммы (например, математические и химические символы).

Недостатки иероглифов:

1) большое количество знаков, которые должны знать и автор и адресат текста;

2) сложность изображения большинства иероглифов.

История развития письменности включает в себя поиски носителя информации и начертательных инструментов. От камней и кусков дерева люди перешли к надписям на специальных материалах. В Египте были придуманы свитки из папируса – материала, изготавливаемого из клетчатки нильского тростника. В других центрах цивилизации подвергалась специальной обработке кожа – пергамент. Наконец, в Китае было изобретена бумага. Вместо насекательных по камню и царапающих по дереву орудий для новых материалов появились пишущие приспособления: кисточка, заостренные палочка, перо; тушь, чернила.

Фонография –тип письма, передающий особенности звучащей речи. Это звуковое алфавитное письмо. Объектом графического знака является фонетическая единица языка. Фонография представляет собой завершающий этап развития письменности, на котором начали различать звук и смысл наименьшей языковой единицы.

В фонографии каждый графический знак обозначает звучащий сегмент, существует общепринятый набор графических знаков, используемый при письме.

Преимущества фонографического письма:

- количество знаков сокращается с нескольких тысяч до нескольких десятков, что значительно упрощает их запоминание;

- точно передается не только общее содержание высказывания, но и все его элементы.

Выделяют три основных вида фонографического письма:

1) консонантное письмо, которое отражает только согласные звуки.

2) слоговое письмо (силлабография), которое передает последовательность звуков в слове.

3) алфавитное (буквенно-звуковое) письмо, или фонемография.

Консонантными были финикийское, древнеарабское, древнееврейское письмо, в них гласные звуки первоначально совсем не отражались.

Слоговое письмо получило широкое распространение в III-II тысячелетиях до н.э. в переднеазиатской клинописи и затем в критском письме. Такое письмо оказалось удобным для тех языков, в которых слова состоят из ограниченного набора слогов. Силлабографической была ассиро-вавилонская клинопись, индийский алфавит деванáгари. Каждый знак для согласного в деванагари предполагает и обозначение гласного звука

Фонемография с помощью графического знака передает фонему – кратчайшую звуковую единицу, выполняющую смыслоразличительную функцию. Письмо с применением фонемограмм получило название алфавитного письма. Единицей письма в этом случае является буква. Фонемография могла возникнуть тогда, когда элементы звуковой стороны языка стали осознаваться как в известной степени автономные от смысловой стороны речи. Сама возможность появления фонемографии заложена в знаковом характере языка, одной из аксиом которого является произвольность языкового знака, т.е. отсутствие мотивированности звукового облика слова его значением. Это позволяет обособлять звуковую сторону языка в автономную систему.

Первой известной в мире фонемографической системой стало древнегреческое письмо. Греки заимствовали многие знаки у консонантного финикийского письма, но сделали революционное нововведение в VIII веке до н. э.: они добавили буквы для передачи гласных звуков. По этой причине древнегреческое письмо называют еще вокалическим. Таким образом, все согласные и гласные фонемы получили обозначение на письме.

В древнегреческом письме первоначально было 27 знаков (см. Приложение). Древнегреческое письмо стало источником создания целого ряда позднейших систем письменности. К нему так или иначе восходят современные системы фонографического письма. Это прежде всего латиница (через этрусское посредство), вероятно, руническое письмо древних германцев, далее славянское письмо в двух его разновидностях – глаголице и кириллице; готское письмо, коптское письмо в Египте. Греческое влияние во многом определило также характер армянского и грузинского письма.

Так как на базе греческого письма возникли латинский и кириллический алфавиты, можно считать, что оно явилось предтечей очень многих современных видов письма как в европейских, так и в неевропейских языках.

Латинское письмо, или латиница, (от названия Лацио – области вокруг Рима) возникло около 700 года до н.э. на основе письма этрусков, древнего народа Италии, предшественников римлян. Сами же этруски заимствовали большинство букв у греков, видоизменяя их. В древнейшем латинском письме сначала писали справа налево и лишь позднее перешли на привычное сегодня написание слева направо. В античном письме не было знаков препинания и деления на прописные и строчные буквы. В классической античной латинице было 23 буквы: 18 согласных и 5 гласных. Латинское письмо распространено почти во всей Европе (кроме православных славян и народов России, пользующихся кириллицей), по всей Америке, почти по всей Африке (кроме Северной Африки, где принято арабское письмо, и Эфиопии со своим письмом). В Азии латиница принята в Турции, во Вьетнаме, на Филиппинах, Малайзии, Индонезии. Латиницу используют также Австралия и Океания.

Диакритические знаки, или диакритики(от греческого diakritikos – «служащий для разграничения») – это надстрочные, подстрочные или даже внутристрочные дополнительные знаки алфавита. Их издавна используют в алфавитных или слоговых системах для уточнения произношения. Примером диакритического знака может служить изобретенный Яном Гусом для чешского алфавита «гачек», используемый для обозначения шипящих согласных звуков, которых не было в латинском языке – š, и ž. Благодаря диакритикам в алфавитах, созданных на основе латиницы (а их более 70) от 24 исходных букв было образовано более 150 новых букв. В алфавитах, составленных на основе кириллицы (татарском, якутском и др.) к 33 буквам благодаря диакритикам добавилось около 60 новых знаков. Диакритические знаки отмечают также ударение и тон.

Сегодня фонографическим письмом пользуются около 75% населения земного шара, остальные народы – идеографическим или смешанным письмом. Из народов, пользующихся фонографическим письмом, около 30% использует латиницу, 30% – индийское письмо, 10% – кириллицу, 10% – арабское письмо.

Список использованной литературы

1. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М.: Просвещение, 1990.

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: «Академия», 2004.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2005.

4. Русский язык. Энциклопедия/Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998.

5. Языкознание. Энциклопедический словарь. / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля

1. Каковы особенности письменной речи?

2. Назовите исторические предпосылки возникновения письма.

3. Охарактеризуйте пиктографию как тип письма. Каково значение пиктограммы? Как связано значение пиктограммы с ее начертанием? Где и для чего используются пиктограммы сегодня?

4. Охарактеризуйте идеографию как тип письма. Каково значение иероглифа? Как связано значение и начертание иероглифа? В каких странах идеография является основным типом письма?

5. Каковы преимущества и недостатки пиктографии и иероглифики? В чем общность и различие пиктографического и идеографического типов письма?

6. Охарактеризуйте фонографическое письмо. Каково значение буквы? Назовите необходимые условия создания буквенно-звукового письма

7. На каких основаниях осуществлялся переход от одного вида фонографического письма к другому? Каковы закономерности этого перехода?

 





Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 3575 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. D. Возникновение мира
  2. I. Специфика обществознания и основные этапы его развития
  3. I. Топонимы и их возникновение
  4. II. Этапы эксперементально-практической работы
  5. III. Цель, основные направления и задачи государственной политики и развития местного самоуправления Российской Федерации
  6. IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
  7. Time 0:00:00. стандартизация - форма развития и проведения стандартизации в масштабе государства без государственной формы руководства
  8. V. Механизмы реализации государственной политики в обла­сти развития местного самоуправления в Российской Федерации
  9. Активный и пассивный типы адаптации и их влияние на скорость развития различных Рас
  10. Анализ парциальных программ музыкального развития
  11. Анализ показателей надежности по экспериментальным данным. Основные этапы получения и обработки экспериментальных данных
  12. Анализ этих шести сил позволяет спрогнозировать перспективы развития товара на рынке и грамотно оценить все конкурентное окружение


Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.