Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Марксистская трудовая теория антропогенеза




Марксистское учение о человеке наиболее полно было изложено Фридрихом Энгельсом (1820-1895) в работах «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Кроме названных, в той или иной форме марксистское понимание человека и антропогенеза встречается и в ряде других работ, в частности, в написанных Карлом Марксом (1818-1883) «Тезисах о Фейербахе», «Экономическо-философских рукописях» и «Капитале», совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» и др.

Как видно уже из названия первой работы, Маркс и Энгельс полагали, что человек разумный появляется благодаря эволюции человекообразных обезьян. Вследствие того, что главным видом человеческой деятельности в марксистской идеологии выступает производство материальных благ, или труд, главную причину превращения обезьяны в человека разумного основатели марксизма усмотрели в том, что человекообразные обезьяны вместе трудились. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем сходстве с обезьяним, далеко превосходит его по величине и совершенству», - утверждает Ф. Энгельс3. Учитывая это исходное положение, марксистское учение о происхождении человека называют трудовой теорией антропогенеза.

Именно совместная трудовая деятельность, по мнению марксистов, подталкивала эволюцию человекообразных обезьян, обеспечила им высокую приспособляемость к ухудшающимся условиям обитания и выживаемость, а не внутривидовая борьба. Необходимость организовывать и согласовывать свои действия во время охоты (исторически первая форма труда) способствовали зарождению у них мышления, языка и физическому совершенствованию всего организма: появлению прямохождения, которое, в свою очередь, высвободило руки для действий с предметами и помогло развитию кисти, увеличению объема головного мозга. Совместный труд способствовал также превращению животного стада человекообразных обезьян в родоплеменное общество первобытных людей и установлению различных социальных отношений. Так, антропогенез, из чисто биологического процесса превращается в социальный, благодаря чему, развитие человека продолжается уже не в природе, а в обществе.

Дальнейшее развитие материального производства приводит к разложению первобытного общества и возникновению классового общества, основанного на частной собственности на средства производства. В классовых обществах, в соответствии с марксистским учением, отношение собственности, которое определяется как главное экономическое отношение, подчиняет себе все остальные общественные отношения (в частности, семейные и политические). О превращении бесклассового первобытного общества в классовое речь идет в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». При написании этой работы Энгельс использовал оставленный К. Марксом конспект книги американского историка и этнографа Льюиса Моргана (1818-1881) «Древнее общество». В своей книге Энгельс объяснил с помощью марксистской концепции материального производства исторические факты, собранные Л. Морганом.

Энгельс доказывает мысль о том, что выделившийся из животного царства человек разумный перестает быть только биологическим существом. В обществе он может реализовать возможности своего интеллекта, развивать мышление и язык и стать в подлинном смысле слова существом разумным. В обществе же он приобретает навыки жить с другими людьми, приносить пользу обществу и, в свою очередь, использовать результаты общественного труда, - то есть он становится также существом социальным. Констатация этих фактов подвела Энгельса к выводу, что человек становится человеком только в обществе, только в обществе он может развивать свои специфически человеческие свойства и умения: мышление и речь, трудовые навыки и т.д. Если бы человек жил один, ему не нужна была бы речь (как средство общения с другими людьми), он не мог бы выполнять сложные виды трудовой деятельности, требующие объединения усилий и знаний многих людей, он не создал бы культуру - словом, он не стал бы человеком.

Марксисты не были большими новаторами в области философской антропологии, потому что человек не был для них главным предметом философии. Главным предметом философии они считали преобразование мира в соответствии с принципами социальной справедливости, устранение эксплуатации человека человеком, создание такого общественного уклада экономики, где не было бы кризисов, и торжествовал бы принцип справедливого распределения совместно произведенного продукта. Поэтому они в погоне за популярностью так неосторожно обобщили мысль Дарвина и пустили в обиход крылатую фразу, что труд создал из обезьяны человека. На самом деле, Дарвин, на которого они опирались, говорил лишь о родстве обезьян с человеком, да и то не всех, а только высших. Но он отмечал также и родство человека со всеми высшими млекопитающими, с земноводными и т.д. Проводя сходства различных животных видов, он прослеживал линию их эволюции, приведшую к человеку. На этой линии обезьяны и полуобезьяны не предшествуют человеку - они рядом с ним.

В марксистском учении отразились представления о человеке, характерные для ХIХ-ХХ вв., или, как это время называют современные философы, для эпохи индустриального общества, когда ритм жизни в развитых странах подчинялся ритму производства, а человек понимался только как «колесико и винтик» этого процесса. Вот почему трудовая деятельность стала для марксистов главным видом человеческой деятельности, а способность к труду – главной человеческой способностью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3761 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.