Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’арактеристика литературы эпохи эллинизма




ЁЋЋ»Ќ»—“»„≈— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ » ≈√ќ  ”Ћ№“”–ј

завоевание ѕерсии јлександром ћакедонским (334 Ч 330 гг.) открывают новую эпоху греческой истории.

ќгромна€ держава, созданна€ јлександром, распалась немедленно же по его смерти и после длительных войн была поделена между его полководцами. ќбразовалс€ р€д новых государств, в которых власть принадлежала македонским завоевател€м, опиравшимс€ на армию из македонских и греческих наемников. “аковы ≈гипет (монархи€ ѕтолемеев), —ири€ (монархи€ —елевкидов) и более мелкие государственные образовани€ в ћалой јзии (¬ифини€, ѕергам и др.). √осударства эти, в которых происходило скрещение греческих и восточных элементов, прин€то называть эллинистическими, а весь период от јлександра ћакедонского до установлени€ римского владычества в ѕередней јзии и ≈гипте Ч эпохой эллинизма, т. е. распространени€ эллинства и внедрени€ эллинской культуры в страны, завоеванные македонцами.

Ђ¬ысочайший внутренний расцвет √реции, Ч писал ћаркс, Ч совпадает с эпохой ѕерикла, высочайший внешний расцвет Ч с эпохой јлександраї.[1] –амки греческого мира расширились до пределов »ндии и Ёфиопии, но ведуща€ политическа€ роль в этом мире принадлежит уже эллинистическим странам, а не старым греческим общинам.

в целом европейска€ √реци€ переживает период экономического и политического упадка. √реческое рабовладельческое общество вступило в ту фазу своего развити€, когда олигархи€ крупных земельных собственников и рабовладельцев может сохранить свое господство, лишь опира€сь на военную силу извне. ѕеремещение центров средиземноморской торговли на восток и отлив туда населени€, непрерывные войны, острые революционные вспышки (особенно на рубеже III Ч II вв.) Ч все это ускорило упадок √реции, ¬ эллинистических государствах местное (не греческое) население находитс€ под властью государ€, который €вл€етс€ собственником всей земли и ему воздаютс€, по восточному обычаю, божеские почести. расцвет эллинистических государств был кратковременным.

Ёллинистические страны постепенно станов€тс€ добычей –има

“ипичной государственной формой €вл€етс€ уже не полис, а военно-бюрократическа€ монархи€. »з государств, обладавших политическим весом в эпоху эллинизма, только остров –одос, крупный центр торговли невольниками, сохранил устройство демократического полиса. —охранилс€ Ч с некоторыми изменени€ми Ч демократический строй и в јфинах, но јфины уже не играли видной политической роли, остава€сь лишь культурным центром, городом философов и художников.

¬ли€тельнейшие философские системы эпохи, материалистическа€ философи€ Ёпикура (341 Ч 270) и эклектически колеблющеес€ между материализмом и идеализмом учение стоиков, обе Ч возникшие на рубеже IV и III вв., €рко отражают это наступившее изменение общественной установки. ѕопул€рна€ в низовых сло€х греческого общества школа киников выступала с проповедью опрощени€, преодолени€ страстей и потребностей, как средства стать независимым от окружающей обстановки, и киник ƒиоген, о невзыскательном образе жизни которого ходили многочисленные анекдоты (Ђфилософ в бочкеї и пр.), именовал себ€ Ђкосмополитомї, т. е. Ђгражданином мираї. ”чение это в своих радикальных ответвлени€х было направлено против всех социальных устоев полиса; киники отвергали рабство, собственность, брак, официальную религию, всю духовную культуру верхов и требовали равенства людей без различи€ пола и племенной принадлежности. ћатериалистическое понимание природы служит у Ёпикура средством борьбы с ложными представлени€ми, мешающими индивидуальному счастью, с суевери€ми и страхом смерти. ¬ажнейшие из этих ложных представлений Ч вера в бессмертие души и в сверхъестественное управление миром, страх перед богами. Ѕогов Ёпикур, правда, не отрицает, но считает, что они ведут блаженное существование в Ђмеждумири€хї, не вмешива€сь в дела мироздани€. ѕеред мудрецом, освободившимс€ от верований толпы, открываетс€ возможность Ђпри€тнойї жизни, построенной на отсутствии страдани€ и страха. ¬ысшее Ђнаслаждениеї Ч это Ђбезм€тежностьї (Ђатаракси€ї), внутренн€€ независимость и душевное спокойствие, св€занное с Ђнезаметной жизньюї в тесном кругу друзей. √осударство полезно в той мере, в какой оно обеспечивает спокойную жизнь индивида, и мудрец лишь в исключительных обсто€тельствах принимает добровольное участие в государственных делах. Ёпикур осуждает злоупотреблени€ отцовской властью, жестокое обращение с рабами, отрицательно относитс€ к бракам, заключаемым ради обогащени€. ‘илософи€ Ёпикура имеет глубоко гуманный характер. ¬ действительности имеет место обратное- Ёпикур требовал душевного спокойстви€, господства над стремлением к физическим удовольстви€м;

—тоический идеал во многом приближаетс€ к эпикуровскому, хот€ стоики дают ему совершенно иное теоретическое обоснование. ќснова счасть€ Ч добродетель, котора€ создает Ђсвободногої Ђсовершенногої, Ђблаженногої мудреца. ЂЅезм€тежностиї Ёпикура соответствует стоическа€ Ђсвобода от аффектовї (Ђапати€ї). „еловек есть часть живого и божественного мирового целого (Ђпантеизмї) и должен воплотить в своей жизни мировой закон, Ђжить согласно природеї. —тоик в первую очередь ощущает себ€ гражданином Ђвысшегої, мирового государства, охватывающего все человечество. —огласно основному принципу —тои, рабска€ дол€ не мешает мудрецу быть Ђсвободнымї, Ђцаремї, и этот мудрец не нуждаетс€ ни в каких внешних услови€х дл€ своего Ђблаженстваї, в то врем€ как носители богатства и власти бывают Ђрабамиї своих страстей. —тоики рассматривали брак как соединение двух равных индивидов дл€ жизненного общени€, удел€ли большое внимание вопросам воспитани€ и требовали одинакового образовани€ дл€ обоих полов. не отвергала полностью народной религии

—тоики верили в неотвратимость рока, Ёпикур придавал огромное значение случайности, скептики рекомендовали воздержание от определенного суждени€ по принципиальным вопросам миросозерцани€, Ч все это служит показателем того, что греческое общество утратило веру в свою способность управл€ть ходом жизни.

≈ще большее политическое значение имела религи€ в восточных эллинистических монархи€х, где она служила опорой царской власти. ќбоготворение царей Ч сперва умерших, а затем и живых Ч было официально проведено и в государстве ѕтолемеев и в государстве —елевкидов.

ќдной из важнейших характерных черт эллинистической религии €вл€етс€ синкретизм, объединение греческих и восточных представлений.

ѕериод расцвета эллинистической культуры, III в., был временем наивысшего подъема точного знани€. ¬ области техники эллинистическа€ эпоха высоко подн€лась над уровнем предшествующего периода, ¬ отличие от аттического периода, когда наука была неразрывно св€зана с философией, эллинистическа€ наука выступает самосто€тельно. Ќаука начинает получать материальную поддержку от эллинистических властителей, и крупнейшим научным центром становитс€ јлександри€, столица греко-египетской монархии. ”же при первых ѕтолеме€х был основан в јлександрии Ђћузейї (т. е. Ђхрам ћузї), нечто вроде дворца науки и литературы.

–одилась нова€ научна€ дисциплина, филологи€. ќсобенное внимание удел€ли александрийские филологи √омеру; ”чреждение имело придворный характер.

≈сли рассматривать культуру и мировоззрение греческого общества эпохи эллинизма как целое, в них нельз€ не заметить многочисленных симптомов упадка по сравнению с полисным периодом. ќслабление социальных чувств, раболепство перед монархами, сужение социальной и философской проблематики и рост безыдейности, распространение мистицизма Ч все это показатели распада. — другой стороны, необходимо суммировать и те стороны эллинизма, которые представл€ют собой прогресс по отношению к прошлому. Ёто Ч гуманизаци€ семьи и быта, 'более свободное положение женщины, обогащение мира личных чувств и рост индивидуального самосознани€, успехи эмпирических наук, уничтожившие р€д превратных представлений о действительности. — положительными сторонами полисной культуры исчезали и многие ее примитивные черты, отчасти унаследованные еще от родового общества

–езко мен€етс€ и содержание литературы. ѕолитическа€ тематика, игравша€ столь значительную роль в прежнее врем€, или совершенно устран€етс€ или мельчает, вырожда€сь в придворное прославление монархов. — другой стороны- учено-антикварный интерес к местным древност€м. ќт вопросов большого общественного захвата литература переходит к более узкой сфере, к семейным и бытовым темам, от социальных чувств к индивидуальным.

¬ изображении внутреннего мира личности, ушедшей в частную жизнь, основное место принадлежит ее интимным переживани€м Ч семейным и дружеским чувствам, жалости и особенно любви. ѕо эллинистической литературе разлита атмосфера гуманного отношени€ к люд€м и м€гкой чувствительности, но переживани€ не отличаютс€ ни глубиной, ни разнообразием; когда поэт желает выйти за пределы мелких обыденных чувств, он по большей части переносит своих героев в необычную обстановку, утопическую или идиллическую, в отдаленные страны или в далекое прошлое, наконец в привычную дл€ греческой литературы сферу мифа.

малый эпос (эпиллий), элеги€, эпиграмма, идилли€.

ѕреобладающими литературными формами здесь остаютс€, как и в аттический период, драма (Ђнова€ комеди€ї) и проза, историческа€ и философска€.

–асцвет эллинистической литературы падает на самое начало периода, первую половину III в. «атем наступают застой и подражательность. Ёллинистические писатели не приобрели у греков значени€ Ђклассиковї и были отвергнуты возобладавшей в римскую эпоху аттикистической реакцией.

ќбща€ характеристика лит-ры эпохи эллинизма.. ¬едущими литературными жанрами станов€тс€: новоаттическа€ комеди€, всевозможные разновидности поэтических жанров (идилли€, эпиллий, эпиграмма), продолжает свою жизнь эпос, хот€ тематика его значительно изменилась, зарождаетс€ проза.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2845 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

425 - | 420 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.