Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–елиги€ –има




ќдна из наиболее специфических черт архаического –има - отсутствие развитой мифологии; это значит, что у римл€н в ранний период истории представлени€ о богах, будучи включенными в систему ритуалов, не были эксплицированы в виде целостной тео- и космогонической картины. –имска€ религи€ св€зана прежде всего с общинными культами, отправление которых сходно с обеспечивавшими изобилие и процветание магическими процедурами, -дл€ такой религиозной ментальное∞ на первом месте сто€т прагматические задачи.

ќтношени€ человека с богами определ€ютс€ у римл€н прежде всего "формальным договором": человек должен неукоснительно выполн€ть полагающиес€ по "договору" обр€ды, а бог, в свою очередь, "об€зан" сделать все, что у него прос€т. —амое главное дл€ человека в таких отношени€х - точно знать, с какими словами нужно обратитьс€ к богу и какие действи€ выполнить: малейша€ ошибка могла нарушить действенность молитвы или обр€да.

"ћагичность" религии предполагает строгую формульность религиозных церемоний и "формализацию" всего, что св€зано с отношени€ми "божество - человек": отсутствию у римл€н космогонических мифов, которые способствовали бы развитию определенной "теологии" и надкультовых, "теоретических" размышлений о мироустройстве, соответствует нерефлексируемое воспроизводство мельчайших деталей традиции.

Ёта традици€ хранитс€ жречеством, которое в –име тесно св€зано с властью: при последнем римском царе “арквинии √ордом коллеги€ жрецов-понтификов представл€ет собой как бы совет при верховном жреце - царе и участвует вместе с ним в разработке права. — падением царской власти вли€ние понтификов усиливаетс€: к ним переходит надзор за всем общественным и частным богослужением; они ведут летосчисление, ведают календарем, в том числе и его исправлением, причем сохран€ют даты праздников в тайне.

ѕомимо этого, жрецы обладают огромной властью в правовой сфере, т. е. непосредственно и очень активно воздействуют на социальную жизнь. –аннее римское право почти полностью сакрализовано: международные отношени€, уголовные преступлени€, заключение брака, усыновление, различные договоры между гражданами - все это св€зано с религией.

ѕоскольку религией ведают жрецы, постольку они €вл€ютс€ и первыми "юристами"; они хран€т "формулы договора" между богами и людьми - и равным образом хран€т и разрабатывают юридические формулы, касающиес€ взаимоотношений между людьми. ѕри этом магическа€ формульность религиозного "договора" становитс€ прототипом разрешени€ спорных вопросов между людьми в более поздних гражданских процессах: малейша€ ошибка в словах исковой формулы на суде вела к проигрышу.

"ћагичность" ранней римской религии и древнего права обусловила сильное вли€ние жречества, которое было в –име гораздо более развито и дифференцировано, чем в √реции. ќднако жречество не €вл€лось замкнутой кастой: некоторые из жрецов избирались народным собранием, другие назначались старшим понтификом; жрецы, по сути, были гражданскими чиновниками.

ќтсутствие мифологии и прагматизм религии, своеобразна€ формульность религиозной де€тельности без ее рефлексивного осмыслени€, сильное вли€ние жрецов как блюстителей традиционной "формы" во всех област€х социальной жизни - эти характерные черты ранней римской культуры обусловили и специфическое отношение римл€н к традиции вообще: как в архаических обществах, где любое новшество воспринимаетс€ в качестве уклонени€ от изначального "правильного" положени€ вещей, в –име традици€ не подвергалась обсуждению, а воспитание

юношества заключалось в передаче древних верований, традиционных моральных ценностей и норм поведени€. ќсновы римского "морального кодекса" - благочестие (pietas), верность (fides), серьезность (gravitas), твердость (constantia); все они объедин€ютс€ пон€тием virtus (доблесть, добродетель). Ётот кодекс формируетс€ в римском обществе в глубокой древности и остаетс€ практически неизменным вплоть до II в. до н. э. ¬ I в. до н. э. _____

–елиги€ –има представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. ¬начале древние римл€не были €зычниками, поклон€лись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам. ѕозже мифологический период сменилс€ активным увлечением €зыческими культами. Ќаконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в ƒревнем –име по политическим соображени€м одержало христианство, которое в IV веке, после разделени€ –имской империи на «ападную и ¬осточную, прин€ло конкретные очертани€ католицизма.

ƒревнейшие религиозные представлени€ римл€н были св€заны с земледельческими культами обожествлени€ природы, культом предков и другими магическими ритуалами обычно исполн€емыми, главой семейства. «атем государство, вз€в на себ€ организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, котора€ изменила прежние представлени€ о богах. ¬о главе римского пантеона первоначально сто€ли бог небес ёпитер, бог войны ћарс и бог  вирин, которые позже были заменены триадой: ёпитер, ёнона (жена ёпитера, хранительница брака) и ћинерва (богин€ мудрости, искусства и ремесел). »х считали защитниками государства, и их св€тилища на  апитолии стали главными центрами государственного культа.

“отемизм

¬ римской религии, как и в других италийских культах, сохранились сильные пережитки тотемизма. ќб этом говор€т легенды о волчице, вскормившей основателей –има. — волком же (по-латински волк Ч lupus) были св€заны, невидимому, празднества луперкалий и особое св€тилище Ћуперкал, посв€щЄнное ‘авну, жреческа€ коллеги€ луперков и пр. ƒругие божества также имели посв€щЄнных им животных. ƒ€тел, волк и бык были животным, посв€щЄнными ћарсу, гуси Ч ёноне и т. д. Ќужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в –име не наблюдалось. Ёта стади€ духовного развити€ была уже пройдена италийскими племенами.

—емейные  ульты

¬ процессе исторического развити€ семь€ стала в –име первичным социальным образованием. Ётот процесс нашЄл своЄ отображение в религии.  ажда€ семь€ имела свои св€тыни, своих богов-покровителей, свой культ. —редоточием этого культа был очаг, перед которым pater familias выполн€л все обр€ды, сопровождавшие вс€кое важное дело, например, перед очагом отец семейства объ€вл€л новорождЄнного своим ребЄнком. ’ранител€ми дома почитались пенаты, забот€щиес€ о благополучии и благососто€нии семьи. Ёти добрые духи Ч обитатели дома.

¬не дома о семье и еЄ имуществе пеклись лары, алтари которых были расположены на границах участков. ” каждого члена семьи был свой Ђгенийї, который считалс€ выражением силы данного человека, его энергии, способностей, выражением всего его существа и в то же врем€ его хранителем. √ений отца семейстьа почиталс€ всеми домашними. Ёто был genius familiae или genius domus. ћать семейства также имела своего гени€, который называлс€ ёноной. ёнона вводила молодую супругу в дом, она облегчала матери роды. ¬с€кий дом имел много других охран€ющих его божеств. ќсобенное значение приобрЄл бог дверей янус, стороживший и охран€вший вход в дом.

 ульт ѕредков

—емь€ заботилась об умерших предках. ѕредставлени€ о загробной жизни не были развиты у римл€н. ѕосле смерти человеческий дух, по веровани€м римл€н, продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на которую они приносили пищу. ѕриношени€ эти в первое врем€ были весьма скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршн€ бобов. ”мершие предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами Ч метами. ≈сли же о покойниках не заботились, они становились злыми и мст€щими силами Ч лемурами. √ений предков находил воплощение в отце семейства, власть (potestas) которого получала, таким образом, религиозное оправдание.

јнимизм

 руг верований, относ€щихс€ к семейной жизни и родовой религии, а также представлени€ о загробной жизни характеризуют римскую религию как религию в основе которой лежит анимизм. ќсобенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. √ений дома, пенаты и лары, маны и лемуры Ч это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношени€ми.

«емледельческий быт римл€н нашЄл своЄ отражение в поклонении силам природы, но исконна€ римска€ религи€ далека от антропоморфизма, ей не свойственно было олицетворение природы в виде божеств, наделЄнных человеческими качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии греческой. ќсобенно характерными дл€ римского анимизма были представлени€ об особых мистических силах, присущих €влени€м природы; эти силы и есть божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку. ѕроцессы, происход€щие в природе, как, например, произрастание семени или созревание плода, представл€лись римл€нами в виде особых божеств. — развитием общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествл€ть такие отвлечЄнные пон€ти€, как надежда, честь, согласие и т. п. –имские божества, таким образом, отвлечЄнны и безличны.

»з множества богов выделились такие, которые приобрели значение дл€ всей общины. –имл€не находились в посто€нном взаимодействии с другими народами. ќт них заимствовали они некоторвю религиозные представлени€, но и сами в свою очередь вли€ли на религию своих соседей.

Ѕоги –има

ѕо мере сближени€ с греческим миром боги –има отождествл€лись с греческими: ёпитер Ч «евс, ёнона Ч √ера, ƒиана Ч јртемида, ¬енера Ч јфродита, ¬иктори€ Ч Ќика, ћарс Ч јрес, ћеркурий Ч √ермес и др. ѕриспосабливались и греческие мифы, из которых особую попул€рность приобрел миф о подвигах √еракла, которого римл€не назвали √еркулесом. ¬ пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Ёскулапа, јполлона и пр. „уть позже в –им стали проникать восточные культы, главным образом египетские Ч культ »сиды, ќсириса,  ибелы.

«аимствовани€ из цикла религиозных представлений соседних племЄн начинаютс€ довольно рано. ќдной из первых стала почитатьс€ латинска€ богин€ ÷аана Ч покровительница женщин, богин€ луны, а также ежегодно рождающейс€ растительности. ’рам ƒианы на јвентине был построен, по преданию, при —ервии “уллии. —равнительно поздно стала почитатьс€ друга€ латинска€ богин€ Ч ¬енера Ч покровительница садов и огородов и в то же врем€ божество обили€ и процветани€ природы.

Ќар€ду с капитолийской троицей к римл€нам перешло от этрусков почитание других божеств. Ќекоторые из них первоначально были покровител€ми отдельных этрусских родов, затем приобрели общенародное значение. “ак, например, —атурн первоначально почиталс€ в этрусском роде —атриев, затем получил общее признание. ” римл€н он почиталс€ как божество посевов, им€ его было св€зано с латинским словом sator Ч се€тель. ќн первый дал люд€м пищу и первоначально правил миром; врем€ его было золотым веком дл€ людей. Ќа празднике —атурналий все становились равными: не было ни господ, ни слуг, ни рабов. —оздавша€с€ впоследствии легенда была, невидимому, осмыслением праздника —атурналий.

–имский пантеон не оставалс€ замкнутым. –имл€не не отказывались принимать в него и других богов. “ак, неоднократно во врем€ войн они старались узнавать, каким божествам мол€тс€ их противники, чтобы привлечь этих богов на свою сторону.

–елигиозные обр€ды

¬ римских религиозных обр€дах и обыча€х нашли своЄ отражение древнейшие стадии религиозного развити€. –€д религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. “ак, во врем€ богослужени€ —ильвану (божество леса) не могли присутствовать женщины, на празднества ƒоброй богини (Ѕона dea) не допускались, наоборот, мужчины. Ќекоторые жреческие должности св€заны были с самыми разнообразными запрещени€ми: фламин ёпитера не мог смотреть на вооружЄнное войско, носить кольцо и по€с; нарушение некоторых запрещений, например обета безбрачи€ девами-весталками, каралось смертью.

Ѕольшую роль в римском культе играли вс€кого рода магические действи€ и заклинани€.  ульт у римл€н состо€л из жертвоприношений животных и растительных плодов, молитв и особых ритуальных действий. ћолитва была дл€ римл€нина средством магического воздействи€ на божество или на какое-нибудь €вление. Ѕогу предлагалась определЄнна€ жертва, а взамен бог должен был выполнить просимое. ћолитвы были многословны, так как римл€не хотели предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.

≈сли не сказать Ђприми в дар это вино, которое € тебе приношуї, бог может подумать, что ему обещают всЄ вино, наход€щеес€ в погребе. —тара€ легенда рассказывает, как Ќума ѕомпилаи торговалс€ с ёпитером: Ђ“ы принесЄшь мне в жертву головуї,Чтребует ёпитер.Ч Ђќтлично, Ч отвечал царь, Ч ты получишь головку чесноку, которую € сейчас вырву в своЄм огородеї. ЧЂЌет, € подразумеваю нечто человеческоеї.Ч Ђ’орошо, ты получишь человеческие волосыї. Ч Ђƒа нет, мне нечто живоеї. Ч ЂЋадно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбкуї. ёпитер стал сме€тьс€ и на всЄ согласилс€.

–имские молитвы лишены были экстаза, восхищени€. ƒл€ римл€н это было суеверие (superstitio). ѕо отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиес€ словом pietas. –имска€ религи€ не имела определЄнных этических норм. √лавное Ч это строгое выполнение обр€дов и соблюдение вс€ких запретов. ¬последствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит св€зывать, прив€зывать.

’ристианство

¬ начале новой эры в ƒревнем –име все большее распространение получает христианство. ќно прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. ’ристианство зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от –ождества ’ристова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Ќо проповедь »исуса из Ќазарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. »менно это универсальное значение христианства и сделало »исуса ’ристом (—пасителем, ћессией) в глазах миллионов людей, наход€щих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

–имские власти долго преследовали первых христиан, но спуст€ почти четыре столети€ благодар€ императору  онстантину оно стало государственной религией –имской империи, принес€ с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1935 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

620 - | 548 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.