Допрос свидетеля и потерпевшего - одно из наиболее распространенных следственных действий. Он является способом получения, закрепления и проверки такого вида доказательств, как показания названных лиц. По внешности допрос имеет определенное сходство с опросом, беседой, получением объяснений или интервью. Однако допрос существенно отличается от них своей правовой природой и, прежде всего установленным для него законом процессуальным порядком проведения и оформления. Если опросы и подобные им способы получения информации обычно не нуждаются в особых формальностях и правовых гарантиях, то допрос строится так, чтобы порядок его производства по возможности позволял получать в максимальной степени заслуживающие доверия, значимые для дела сведения и в то же время надежно гарантировал права человека и гражданина, оберегал честь и достоинство допрашиваемого.
Важнейшим условием ценности показаний любого лица является их правдивость, которая обеспечивается, прежде всего, добровольностью и моральным долгом дающего показания говорить правду и только правду. Добровольность дачи показаний обеспечивается законодательством. Это прежде всего упомянутые в предыдущем параграфе данной главы учебника ч. 1 ст. 51 Конституции РФ и предписания УПК, связанные с согласием допрашиваемого давать показания и с порядком проведения допросов. К ее (добровольности показаний) гарантиям можно было бы отнести и предписания уголовного законодательства, запрещающие под страхом уголовной ответственности домогаться показаний путем насилия, угроз, подкупа, шантажа, угроз и других незаконных мер (ст. 302 и 309 УК).
Наряду с законодательством важной гарантией получения правдивых, заслуживающих доверия показаний, как уже было отмечено, может служить моральный долг дающего показания говорить правду и только правду. Во многих странах мира такой долг стимулируется необходимостью дачи публичной присяги или клятвы говорить на допросе правду и только правду, а также юридической ответственностью за клятвопреступление. К сожалению, наш законодатель пока что пренебрегает такого рода стимулами для получения процессуально доброкачественных показаний. Он ограничивается лишь установлением уголовной ответственности свидетелей, потерпевших и некоторых иных лиц за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний (ст. 307 и 308 УК), а также требованием соблюдения ряда других положений установленной законом процедуры допроса.
Помимо общих правил производства следственных действий (ст. 164 УПК) и общих правил производства допроса (ст. 189 УПК) процедура эта сводится к следующему. Вызывается лицо на допрос повесткой, в которой должно быть указано: кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Повестка вручается лицу под расписку либо передается с помощью средств связи (например, телефонограммой). В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос (ч. 2 ст. 188 УПК).
Несовершеннолетние, не достигшие возраста шестнадцати лет, вызываются на допрос через законных представителей либо через администрацию по месту их работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК). Военнослужащие вызываются на допрос через командование воинской части.
Вызванное на допрос лицо обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить о причинах неявки. К лицу, не явившемуся без уважительных причин на допрос, могут быть применены, как указано выше (§ 7 гл. 8 учебника), меры процессуального принуждения.
Местом допроса обычно является место производства следствия. При необходимости он может быть проведен и по месту нахождения допрашиваемого (ст. 187 УПК): в больнице, на работе, по месту жительства и т.п.
После выяснения данных о личности допрашиваемого, перед допросом по существу ему разъясняют его права и обязанности, ответственность за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний (см. § 4 гл. 7 учебника). Несовершеннолетние потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и задачу заведомо ложных показаний. Им достаточно указать на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК).
Сам допрос, в особенности, когда речь идет о первом допросе, по установившейся традиции можно условно разделить на три части.
В первой части выясняется отношение допрашиваемого к обвиняемому, потерпевшему и другим сторонам в деле, а также необходимые дополнительные сведения о личности допрашиваемого. Выяснение этих вопросов необходимо для оценки показаний допрашиваемого и выбора оптимальной тактики ведения допроса.
Вторая часть посвящена допросу по существу: допрашиваемому предлагают рассказать все известное ему об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос.
В третьей части допрашиваемому могут быть заданы вопросы с целью получить у него сведения об источниках его осведомленности, о других известных ему источниках тех сведений, которые он сообщил на допросе. Вопросы могут быть также уточняющие или конкретизирующие полученные от допрашиваемого данные. Наводящие вопросы, как отмечено выше, не допускаются.
Несовершеннолетние свидетели или потерпевшие в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет допрашиваются с участием педагогов. При допросе таких лиц вправе присутствовать их законные представители (ч. 1 ст. 191 УПК).
Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат может присутствовать при допросе, при этом он вправе задавать вопросы свидетелю и комментировать его ответы. По окончании допроса адвокат вправе делать подлежащие занесению в протокол допроса заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля (ч. 5 ст. 189 УПК).
Ход и результаты допроса отражаются в протоколе, составляемом в соответствии со ст. 166 и 167 УПК. Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указанием мотивов отвода или отказа (ч. 2 ст. 190 УПК).
Если во время допроса допрашиваемому предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, то об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколе должны быть также отражены данные при этом показания допрашиваемого.
Если в ходе допроса проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол должен также содержать:
- запись о применении соответствующих технических средств в целях фиксации хода и результатов допроса;
- сведения о технических средствах, условиях и длительности их применения, а также о причине и длительности случившихся при этом остановок;
- заявления допрашиваемого лица по поводу применения технических средств.
Если при допросе допрашиваемым лицом были изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, то они должны быть приобщены к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 190 УПК).
По окончании допроса протокол должен быть предъявлен допрашиваемому для прочтения либо по его просьбе оглашен допрашивающим, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.
При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, опечатывается и приобщается к материалам уголовного дела (ч. 9 ст. 166 УПК)*(245).
В протоколе должны быть указаны все лица, участвовавшие в допросе. Они должны подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.
Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола.
Факт отказа от подписания протокола допроса или невозможности его подписания лицами, участвовавшими в допросе, должен быть удостоверен в порядке, установленном ст. 167 УПК.