Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологические войны

 

„еловечество вступило в организованный период пси≠хологических войн во врем€ ѕервой мировой войны, ког≠да были созданы соответствующие структуры в ¬еликоб≠ритании, —Ўј, ‘ранции, »талии. ѕропаганда такого рода покоитс€ на двух элементарных операци€х:

- отбор новостей под определенным углом зрени€ дл€ последующей передачи своему населению или противнику,

- увеличение или преуменьшение значимости событи€ в соответствии с избранной точкой зрени€.

Ёти операции в сильной степени опираютс€ на достоверное событие, чем соответственно повышаетс€ эффективность воздействи€. ¬торой составл€ющей дос≠товерности можно считать высокий профессионализм ра≠ботающих в этой сфере специалистов.

ќдной из типичных ошибок в области психологичес≠кой войны €вл€етс€ коррекци€ вражеской пропаганды в св€зи с тем, что пропагандист одновременно восстанав≠ливает в пам€ти своей аудитории и негативные аргумен≠ты своих противников.  ак и в рекламе, от пропагандис≠та требуетс€, чтобы его сообщение было позитивным, а не негативным. ѕропагандист должен представл€ть толь≠ко свою точку зрени€.

ѕервой такого рода организацией профессионалов был  омитет  рил€ в —Ўј, созданный в 1917 г. Ёто был "гражданский вариант" военной структуры, сам же  риль был главным редактором газеты.  рилю очень помогло то, что он пользовалс€ доверием президента ¬ильсона; это давало возможность выступать координатором всей этой де€тельности в масштабах страны. (»нтересно, что подобные неформальные св€зи €вл€ютс€ немаловажным элементом американских бюрократических структур, в результате чего они и работают совсем по-другому). »з комитета  рил€ затем вышло большое число специалис≠тов именно в области паблик рилейшнз. Ёто пон€тно, поскольку они получили навыки определенной "активной коммуникации", если не сказать "агрессивной", которые нелегко в полном объеме примен€ть в мирной жизни.  стати, многие британские специалисты по паблик ри≠лейшнз выросли из подобной же работы во врем€ ¬торой мировой войны, когда оказалось, что из-за определенно≠го дефицита товаров в послевоенный период им не наш≠лось применени€ в области рекламы. ƒл€ периода ѕер≠вой мировой войны в —Ўј характерным было то, что, при отсутствии не только телевидени€, но и радио, глав-

ным стали печатные средства информации: памфлеты, листовки, газеты. Ќо одновременно была развернута и очень сильна€ сеть устных выступлений. √руппа лиц с помощью "четырехминутных" выступлений в школах, церкв€х и т.д. доносила информацию во все точки стра≠ны.  ак пишут √. ƒжоветт и ¬. ќ'ƒоннелл, таким обра≠зом была возрождена традици€ устной коммуникации [502, р. 166]. “ексты этих выступлений с помощью телег≠рамм поступали из вышеназванного  омитета  рил€. —ам ƒж.  риль называл свой инструментарий достаточно воинственно Ч "бумажными пул€ми".

ƒж. Ѕраун указывает на следующие цели подобной пропаганды во врем€ войны [442, р. 82]:

1) мобилизовать и направить ненависть против врага;

2) убедить свой народ в правильности действий союз≠ников и поддержать дух сражающихс€;

3) развивать дружбу с нейтральными странами и уси≠лить ощущение того, что не только союзники идут вмес≠те в этой борьбе, а и другие страны потенциально готовы помочь;

4) развить чувство дружбы с наци€ми, которые сража≠ютс€ вместе с нами.

ѕо пункту 2 был интересный опыт работы с "нейтра≠лами" в рамках специального нейтрального подкомитета. »звестные британцы предоставили этому подкомитету адреса своих знакомых, в результате по этим адресам с 1914 по 1918 г. было разослано более 250 тыс€ч памфле≠тов, буклетов и другой подобной продукции.

Ќемецка€ пропаганда не была столь эффективной, поскольку задействованные в ней офицеры старой шко≠лы особо не верили в важность этой работы. √итлер же высоко оценивал действи€ вражеской пропаганды в пе≠риод ѕервой мировой войны.  стати, это стало частью немецкого мифа, что победить германскую армию не уда≠лось на поле битвы, а только с помощью подобных "под≠лых" приемов. ¬о врем€ ¬торой мировой войны нацист≠ские пропагандисты вс€чески нарушали закон пропаганды, напада€ на комментаторов Ѕи-Ѕи-—и, ис≠пользу€ даже их имена.  ак пишет ƒж. Ѕраун:

"Ќападение на высказывани€, сделанные врагом, если вы не находитесь в преимущественной позиции, служит только привлечению внимани€ к этим высказывани€м и создает впечатление, что "нет дыма без огн€". ≈динствен≠ным случаем оправдани€ защитной позиции €вл€етс€ си≠туаци€, при которой атака противника настолько сокру≠шительна, что в целом ответ может дать больше пользы, чем вреда..." [442, р. 97].

¬о врем€ военных действий активно используетс€ так называема€ черна€ пропаганда, котора€ скрывает свой источник. Ќацисты использовали дл€ этих целей три ра≠диостанции, делающих вид, что они вещают с территории ¬еликобритании. »нтерес представл€ет и то, от имени кого они вещали. ќдна станци€ называлась –адио  але≠донии, вещавша€ от имени шотландских националистов против јнглии. ƒруга€ носила в своем имени название "рабоча€" и представл€ла мнение левых сил. “реть€ назы≠валась Ќовое Ѕританское –адиовещание и готовила новостные передачи в духе Ѕи-Ѕи-—и, донос€ до слушател€ немецкую точку зрени€. Ѕыли аналогичные станции, ве≠щающие на ‘ранцию. —оюзники же стали использовать подобные "черные" станции только в конце войны.

 онтрпропаганда Ѕи-Ѕи-—и придерживалась интерес≠ного правила, которое затем примен€лось "√олосом јме≠рики" при вещании на ———–. ¬ещание всегда велось с акцентом, чтобы избежать ощущени€, что с аудиторией говорит "перебежчик". „еловеку с акцентом, как было определено психологами, довер€ли больше.

√итлер в "ћайн кампф" называет р€д принципиальных правил, которым должна следовать пропаганда:

Х избегать абстрактных идей, апеллировать к эмоци€м;

Х посто€нно повтор€ть несколько идей, использу€ стереотипные фразы;

Х необходимо останавливатьс€ на одной стороне ар≠гументации;

Х посто€нно критиковать врагов государства;

Х выдел€ть одного врага дл€ персонального поношени€. √еббельс также формулирует правило упрощени€, ко≠торое активно используетс€ в пропаганде и паблик ри-

лейшнз и сегодн€. ќн пишет: "Ќародные массы обычно гораздо примитивнее, чем мы их себе представл€ем. »с≠ход€ из этого, пропаганда должна всегда оставатьс€ прос≠той и однообразной. ¬ этой изнур€ющей гонке лишь тот способен достичь основных результатов в деле оказани€ воздействи€ на общественное мнение, кто в состо€нии свести все проблемы к простейшей терминологии и у ко≠го достанет мужества посто€нно повтор€ть их в этой простейшей форме, несмотр€ на возражени€ интеллекту≠алов" [66, с. 33]. √итлер также писал в "ћайн кампф": "Ќеправильно придавать пропаганде слишком большую многосторонность" [68, с. 91].

–адио стало дл€ √итлера основным средством внеш≠ней пропаганды. ќсобенно мощную радиовойну он раз≠вернул в 1933 г. против јвстрии, призыва€ сбросить су≠ществующее там правительство. –адио активно использовалось во врем€ плебисцита в —ааре в 1936 г., когда √еббельс забросил в страну большое число дешевых радиоприемников, что облегчило воздействие радиопро≠паганды. ƒл€ нацистской пропаганды вообще было ха≠рактерно определенное возрождение устного слова. "√еб≠бельс пользовалс€ фразами √итлера об устном слове как ключе к революционным движени€м прошлого. —остав≠л€€ список революционеров-пропагандистов, √еббельс использовал некоторые имена, вычитанные им у Ћебона, и, кроме того, добавл€л в него кое-что и от себ€: ’рис≠тос, ћохаммед, Ѕудда, «аратустра, –обеспьер, ƒантон, ћуссолини, Ћенин, Ќаполеон, ÷езарь, јлександр. ¬се перечисленные сочетали в себе огромные способности ораторов с революционными иде€ми и блест€щим орга≠низаторским талантом" [66, с. 75]. ¬ ином месте √ерц-штейн пишет: "„асто нацисты упоминали имена ‘ридри≠ха ¬еликого и Ќаполеона, чьи вдохновл€ющие речи, обращенные к войскам, способствовали успешному за≠вершению битв" [66, с. 186]. Ѕыло создано √лавное управ≠ление по делам ораторов, объединившее под своей кры≠шей такие структуры, как "ќрганизаци€ ораторов" и "јгентство по информации дл€ ораторов". Ќазываютс€ такие цифры: с 1 сент€бр€ 1939 года по 15 декабр€ 1940

года было проведено 140 тыс€ч митингов и съездов, прошло 50 тыс€ч фабричных и заводских собраний. ¬ер≠махт стал отправл€ть ораторов обратно на гражданскую службу, предоставл€ть отпуска дл€ участи€ в митингах. ќфициальный журнал "Ќаша вол€ и путь" публиковал подробные статьи о технике, персонале, цел€х и успехах нацистской пропаганды. ¬ нем за€вл€лось, что важней≠шими элементами в системе пропаганды были и остают≠с€ ораторы и митинги.

¬ рамках нацистского рейха активно использовались плакаты с простыми иллюстраци€ми и эффективными слоганами. √итлер вошел во вкус этого способа воздейс≠тви€ еще до того, как нацисты получили в свои руки прессу. “огда это был основной вид коммуникации, где использовалась, в том числе, и свастика. » кстати, сам этот символ был избран √итлером из-за его простоты и эффективности. √еббельс активно использовал отсылки на пафос и героизм, счита€, что именно они в первую очередь могут затронуть сердца. “ак в 1928 г. нацисты ис≠пользовали предвыборный плакат с силуэтом солдата, павшего в первую мировую со словами "Ќационал-соци≠алист, или наши жертвы не напрасны". ¬ кампании 1932 г. "√итлер против √инденбурга" особое внимание было уде≠лено плакатам, листовкам и брошюрам. "ѕлакаты пред≠ставл€ли собой злую сатиру. Ёто были прекрасные ри≠сунки в поразительно €ркой цветовой гамме. ¬раги √итлера €вл€ли собой воплощение зла, √итлер же пред≠ставл€лс€ ангелом-мстителем, заступавшимс€ за поруган≠ную √ерманию. ѕлакаты по€вл€лись повсюду Ч на стенах зданий, в киосках, в окнах партийных учреждений и в окнах всех, кто симпатизировал √итлеру. “емы их были незамысловаты, однако апеллировали они к двум силь≠ным эмоци€м: ненависти и идеализации" [66, с. 257].

√итлеровска€ пропаганда во врем€ войны реализовала идею "лозунг недели". ¬ каждый район отсылалась така€ экспозици€, которую следовало мен€ть с по€влением но≠вой. ¬ 1943 г. призыв √еббельса к тотальной войне соот≠ветственно реализовалс€ в особом вале плакатной пропа≠ганды.

"“емы плакатов отражали приоритеты √еббельса: "ѕо≠беда или большевистский хаос", "“€желые времена, упор≠ный труд, крепкие сердца". ћиллионы огромных (порою размером 90 х 150 сантиметров) плакатов по€вились по всему рейху - на автобусах, поездах, киосках, в магазин≠ных витринах, на фасадах зданий. ¬ том же году после≠довал новый поток плакатов - последних в истории "“ре≠тьего рейха" с надписью "јдольф √итлер - это победа" [66, с. 258-259].

¬ отличие от проигрыша ѕервой мировой войны в об≠ласти пропаганды, исследователи сегодн€ считают, что ¬торую мировую войну в этой области √итлер как раз вы≠играл, проиграв ее на поле битвы. √еббельс (кстати, Ѕ. Ѕрюс вообще называет его первым имиджмейкером) в числе своих заслуг называет такие: "выработка "стил€ и техники партийных публичных церемоний" и создание мифа о √итлере [66, с. 57].

ќбе стороны использовали разнообразные методы дл€ привлечени€ внимани€ своей аудитории. японцы, к при≠меру, на одной стороне своих листовок печатали порног≠рафические картинки. ¬ радио сообщени€х передавали имена солдат, попавших в плен, чтобы заинтересовать людей в слушании. ќдно врем€ –адио Ћюксембург тран≠слировало передачу "ѕисьма, которые вы не получили", в которой при€тный женский голос, называ€ реальные имена, читал отрывки из писем, найденных на телах не≠мецких солдат, убитых в очередном сражении.

ќчень активно пропагандисты рейха боролись со слу≠хами. ≈сли союзники сбрасывали листовки, содержащие военные сводки, о которых молчали немцы, то немцы пе≠чатали несколько видов бюллетеней, помогавших бороть≠с€ с этими слухами путем нейтрализации конкретных фактов. “ак, если радио сообщало об отзыве €понского посла из ћосквы, то бюллетень опровергал это. ќсобен≠но €ростно эта борьба развернулась в последние мес€цы войны.   примеру, управление пропаганды затребовало дополнительные фонды бумаги, чтобы к 2 но€бр€ 1944 г. напечатать один миллион листовок. Ќа этом этапе войны

наиболее активной стала кампани€ "шепота", т.е. работа по распространению контрслуха с использованием устно≠го канала (Mundpropaganda). "јгент в гражданской одеж≠де или военном мундире громко беседовал с товарищем в людном месте, чтобы их могли послушать охочие до но≠востей жители данной местности. јгент внедр€л слух, со≠держание которого было разработано соответствующими органами. ѕравительство наде€лось, что этот слух в кон≠це концов подавит слух подрывного характера на ту же тему" [66, с. 517].

ѕримеры такой работы:

—лух: √ерманска€ 7-€ арми€ окружена в Ќормандии.

 онтрслух: Ёто не так, но союзникам приходитс€ лгать из-за успешных бомбардировок јнглии ракетами V-I и разногласий с русскими по поводу ѕольши.

—ледующими крупными войнами после ¬торой миро≠вой войны, где были задействованы профессиональные пропагандисты, были  оре€, ¬ьетнам и ѕерсидский за≠лив.

 орейский конфликт началс€ в 1950 г. Ќовым его ас≠пектом, как считают ƒжоветт и ќ'ƒоннелл, стал сдвиг в сторону общественного мнени€: теперь война шла за ми≠ровое общественное мнение, создав оппозиционные ком≠мунистические и капиталистические идеологические си≠лы.  орейска€ война стала первым масштабным опытом холодной войны.

¬ьетнамскую войну можно рассматривать как следую≠щий ее этап. “ри американских агентства занимались психологической войной во ¬ьетнаме.  стати, два из них работают сегодн€ у нас: это ё—»ј и ё—ј»ƒ.

¬ основе пропаганды против "вьетконга" использова≠лось п€ть специальных приемов [502, р. 204-205]:

Х "страх смерти" - листовки показывали мертвых солдат, дела€ акцент на возможной смерти тех, кто будет продолжать борьбу;

Х акцент делалс€ на т€готы жизни вьетнамских пар≠тизан в лагер€х, их желание увидеть родных;

Х потер€ веры в победу коммунистов;

Х семейный аспект. ѕоскольку семь€ играет важную роль во вьетнамской культуре, именно этот аспект ока≠залс€ самым успешным;

Х использовалась комбинаци€ всех аспектов, когда в типичной листовке писалось: "“вои лидеры обрекли теб€ на одинокую смерть вдали от твоего дома, твоей семьи и твоих предков".

¬ основе пропаганды в ѕерсидской войне лежало изображение »рака и его союзников как принципиально антидемократических государств.  стати, интересно, что исследователи подчеркивают: такими же "антидемократа≠ми" были и союзники —Ўј в этой войне, но поскольку и те, и другие были иными расово, пришлось выдумать такой прием отграничени€ друзей от врагов [292].

¬ свою очередь »рак положил в основу своей пропа≠ганды панарабское единство и желание вытеснить запад≠ное вли€ние из региона. ѕо отношению к  увейту были задействованы три возможных направлени€ пропаганды, которые хорошо "сработали" в рамках группы арабских стран:

Х  увейт забирал иракскую нефть, обманыва€ »рак; а  увейт исторически €вл€лс€ частью »рака;

Х ƒжихад Ч св€щенна€ война против иностранных захватчиков, которые пьют вино, ед€т свинину, исполь≠зуют проституцию.

ƒжоветт и ќ'ƒоннелл считают, что данна€ психологи≠ческа€ война активно опиралась на использование мета≠фор с двух сторон. ƒж. Ѕуш за€вил 8 августа, что на пес≠ке была проведена лини€, что значило запрет пересекать границу. 20 августа ƒж. Ѕуш объ€вил всех 3000 американ≠цев в  увейте заложниками. Ётот термин четко вызыва≠ет определенные образы, св€занные с терроризмом. "ѕо≠зиционирование иракцев как террористов было важным фактором объединени€ коалиции против их действий, снима€ какие бы то ни было другие легитимные причи≠ны расхождений с  увейтом. ƒополнительно сравнение —аддама ’усейна с √итлером дало четкий имидж, имев≠ший сильный общественный резонанс" [502, р. 259]. —о своей стороны —аддам ’усейн называл Ѕуша "ѕреступ-

ником Ѕушем", "”гнетателем Ѕушем", "—атаной", "ѕрес≠тупным тираном", "ќтвратительный преступник", "«лове≠щий палач", "јмериканский сатана".

 увейт использовал все виды воздействи€, чтобы по≠бедить американское общественное мнение. ¬ окт€бре 1990 г. п€тнадцатилетн€€ кувейтска€ девочка шокировала комитет  онгресса своим рассказом о том, что она виде≠ла, как иракские солдаты вытащили п€тнадцать младен≠цев из роддома и положили их на холодный пол умирать. ≈е им€ скрывалось из соображений безопасности ее се≠мьи.  ак оказалось потом, этой девочкой оказалась дочь посла  увейта в —Ўј, члена кувейтской прав€щей се≠мьи. ƒж Ѕуш использовал рассказ о мертвых младенцах дес€ть раз в течение сорока дней после данных свиде≠тельств. —енатское обсуждение по одобрению военной акции также неоднократно возвращалось к этому факту. “аким образом, война в ѕерсидском заливе использова≠ла многообразные виды воздействи€ на общественное мнение.

∆урнал "Newsweek" (1991, Jan. 28) называет следую≠щую веро€тную причину такого положени€: " аждый президент во врем€ военных действий имеет тот имидж, который он хочет, чтобы был спроецирован". ‘ранклин –узвельт был холодным и самоуверенным. ƒжон  енне≠ди действовал без метушни во врем€ кубинского кризиса, когда за€вл€л "я думаю, что за эту неделю € отработал свою зарплату". Ћиндон ƒжонсон хотел быть жестким и непоколебимым по отношению к ¬ьетнаму. ƒжордж Ѕуш хотел демонстрировать высокое чувство самоконтрол€. ∆урнал отмечает: "Ѕуш знает, что он плохо выступает публично, по крайней мере, когда приходитс€ смотреть в камеру. ” него получаетс€ лучше, когда он говорит лицом к лицу. Ёто объ€сн€ет, почему у него было 91 пресс-кон≠ференци€ и всего п€ть телевизионных обращений за пос≠ледние два года". ¬ другой своей статье "Newsweek" напи≠сал, что войну упаковали в минисерии и стали показывать в прайм-тайм. ≈сли до этого за информацию боролись три ведущие телесети, то пр€мой показ по CNN начала войны привел к шутке, в соответствии с которой

этот день стал называтьс€ днем, когда скончались телесе≠ти. Ёто была перва€ война с пр€мой трансл€цией с мес≠та событий.

¬ступление —оветского —оюза в войну в јфганистане бывший начальник аналитического управлени€  √Ѕ ———– Ќ. Ћеонов также оправдывает вариантом психоло≠гической войны. —реди трех названных им причин две нос€т €вно психологический характер. ѕерва€ носила следующий вид: "»з јфганистана шел поток очень эмо≠ционально окрашенной информации из кругов "парчамистов" ("ѕарчам" - "«нам€" - одно из крыльев Ќарод≠но-демократической партии јфганистана), которые были отстранены от власти соперниками по партии из группы "’альк" ("Ќарод"), возглавл€емой ’афизуллой јмином" [161, с. 202]. —оздавалось ощущение "кровавого террора" против всех друзей —оветского —оюза. ¬торой причиной было личное недоверие советского руководства к јмину. » лишь третьей причиной стало недопущение укрепле≠ни€ в јфганистане враждебного ———– режима. ѕо тем же принципам внутри верхушки ———– в свое врем€ раз≠дувались негативные отношени€ с  итаем. Ќ. Ћеонов упоминает в этой св€зи в роли "€стреба" зам. заведующе≠го международным отделом ÷  ќ. –ахманина. "я не скрывал своей непри€зни к –ахманину, который пользо≠валс€ весьма своеобразными средствами дл€ возбуждени€ антикитайских чувств в руководстве. ќн мог, например, составить подборку антисоветских карикатур из китай≠ских газет и послать ее высшему эшелону руководства просто так, без подписи и без регистрационных номеров" [161, с. 149].

—ергей  ургин€н в €нваре 1991 г. моделировал воз≠можную смену стро€ в ———– с учетом падени€ жизнен≠ного уровн€. ќн видит прохождение несколько таких эта≠пов, пока общество не дойдет до зоны бедстви€, когда будут думать только о заботах сегодн€шнего дн€ (как дос≠тать мыло, хлеб и т.д.).

"» вот только в тот момент, когда общество войдет в зону бедстви€, только тогда будут заменены политическа€ парадигма и лидер. „уть-чуть будет подн€т уровень жиз-

ни и застабилизирован, а флаг об€зательно сменен. “о есть: под каким флагом войдет общество в зону бедстви€, тот флаг и сброс€т! ѕоэтому, чем больше мы сейчас гово≠рим, ничего не реша€, о социалистическом выборе, тем больше шансов на то, что именно этот флаг и будет наи≠более жестоко растоптан и выкинут, как только начнетс€ бедствие. ѕотому что субъективно этот флаг помог прий≠ти к бедствию" [144, с. 70].

√орбачева старательно оберегают от "капитализации общества", поскольку прежний лидер должен остатьс€ в рамках социалистической системы, чтобы все св€зыва≠лось только с новым. ѕри этом в другой своей работе он отмечал следующее, что, веро€тно, остаетс€ актуальным и сегодн€: "—оветский тип культуры Ч это особый сплав, который следует тщательно изучать, с тем чтобы добить≠с€ необходимых сдвигов в кратчайшие сроки. –азрушить этот тип культуры, этот способ думать и чувствовать и создать новый, западный, со своей спецификой, со свои≠ми "против" и "за" уже не удастс€. » к построению ре≠формы сегодн€ мы можем идти, лишь исход€ из того, что имеем" [144 с. 238]. “о есть речь идет о том, что психо≠логические войны не имеют конца, и мы все еще под ар≠тобстрелом!

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ћодели коммуникации в массовой культуре | ѕропагандистские кампании
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 220 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1573 - | 1386 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.