Философия играет огромную роль в развитии культуры.
Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки, информационной жизни общества.
Культура - не объективация, не вещь, поступившая в обработку сознания, а состояния сознания, продуцирующего феномены. в том числе и собственные вещные аналоги. Поэтому метафизика не имеет своего места в культуре, никогда не является видимой. Наоборот, фиксация состояний сознания однажды порождает некоторую последовательность, считываемую уже не умозрительно, а res extensa. Утопический проект авторского «ноу хау» относительного смыслового горизонта однажды реализуется как актуальная тотальность того, что потребляется всеми с готовым вложенным образом целостности. А уже после этого кажется, что нет ничего естественнее, чем культура.
Итак, первое - описательность, связанная с вопросом, и следовательно с парадоксом. Парадокс - пустая ячейка смысла. которая непрерывно заполняется, и тогда происходит движение смыслообразования в культуре. Заполнение происходит в единственном месте - месте непрозрачности авторского замысла о мире. Парадокс в том, что существование стабильных (культурных) объектов возможно, когда сознание, непрерывно порождающее аналоги своих состояний, сводит их в картину, элементы которой образуют некоторое единство относительно общего основания, то есть соотносимы через ключевой признак, который как раз очевиден. Оказывает, что объект есть тогда, когда в вещи вложено различие, а не единство. Умная задача различения родов сущего уже выполнена, и перед нами таблицы спецификации «объектов» или «красивых» вещей. Но тогда мы никогда не узнаем, какова генеральная задача инстанции или машины, непрерывно порождающей культурные миры (они ведь, застывая. предстают как замкнутые и соотнесенные друг с другом относительно временной оси). Об этой задаче мы можем узнать только параллельно с данной инстанцией (или машиной), порождая вещи в единицу экзистенциального времени. Но всякую сборку (монтаж) объекта культуры предваряет разъятие, поскольку акт творения уникален. Сознание всегда действует «со шва» и предполагает бесконечные умножения того, что есть в условиях отсутствия прямого целеполагания (иначе вещи культуры давно бы закончились).
Творение в этих условиях - выведение к очевидности (зримости) путем фиксации неочевидного, работа с эквиваленциями. Здесь не может быть первообраза, так как первоочередность давно утрачена в подобиях. Оригинал угадывается… или конструируется (монтируется). Вместо процедуры вложения первообраза, подведения онтологической модели под то, что есть в культуре, мы совершаем операцию сканирования и отслеживания шумов сущего. Инстанция смысла фальсифицируется через множество серий вещных аналогов творящего слова. Все серии замыкаются на первое лицо, держателя культурных значений. Вопрос о том, что такое культура, неизбежно сводится к проблеме стабилизации сознания первого лица, усилия отталкивания которого от тотальности вещей и тотальности знаков рождают культурную стратагему. Санкционированная мною объективация - это феноменологическое единство жизни, разнесенное по таблицам подобий, после чего оно снова запускается в оборот как единство культуры.
Итак, культура - это растождествленное сознание, разнесенное по множеству позиций в глубине сущего и непрерывно их объединяющее. Считать непосредственно матрицу сущего, то есть объективировать истину, невозможно и не нужно — таков замысел о человеке. Модель прямой трансляции разума к миру культуры неприложима: мы всегда имеем дело с побочными продуктами работы мироустройства[5].
Заключение
Подведем краткие итоги проделанной работе.
Освещая собственно проблему происхождения и сущности философии, дадим краткую характеристику двух основных точек зрения на сущность философского знания: сциестической (от латинского «сциенциа» - наука) и культурологической. В рамках сциентистской концепции предмет философского знания определяется так: философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. В рамках культурологической схемы философия рассматривается как часть культуры, а ее предмет определен как способ осмысления предельных оснований культуры (жизь-смерть, счастье, смысл жизни и др.).
Методологически с этими схемами связаны теории возникновения философского знания, гносеогенная и мифогенная.
Важнейшей функцией философии является смыслообразующая функция, содержанием которой является отсекание смысла бытия человека и человечества и формирование такой картины мира, которая соотествует этому смыслу.
Остальные философские функции детерминированы и скорее объединяют, чем дифференцируют философию от других мировоззренческих и общественных феноменов (религия, политика, право, мораль и др.). К ним относятся: познавательная, информационная, оценочная и др.
В заключении следует подчеркнуть нашу точку зрения. По нашему мнению, философия должна рассматриваться как мировоззренческий феномен, часть культуры, а предметом ее рассмотрения будут являться определенные основания культуры и бытия, как общественного, так и индивидуального.
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования. //Вопросы философии. 1995. №12.
2. Лавриненко В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Вопросы философии, № 2, 2003.
4. Философия: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой. Новосибирск: НГАУ, 2004.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: ИНФРА-М, 1990.
[1] Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования. //Вопросы философии. 1995. №12. С. 23.
[2] Философия: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой. Новосибирск: НГАУ, 2004. С. 7.
[3] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: ИНФРА-М, 1990. С. 160.
[4]Лавриненко В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 88.
[5] Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Вопросы философии, № 2, 2003. С. 51-52.