Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Функции философии. Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях




 

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего - это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, - это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Все многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.

Многообразие функций философии обусловлено той ролью, которую философия играет в человеческой жизни. Философия - это не только умозрительная мировоззренческая система, но и конкретно-практический способ человеческого существования в мире и отношения к миру. Философия проявляется как особым образом организованный строй и уклад самой человеческой жизни, с широким спектром исторически открывающихся возможностей, от примитивных форм наивно-натуралистического образа жизни (Диоген в бочке, современный хиппи, бомж), до интеллектуального, творческого вживания в виртуально-информационную кибер-реальность.

Философия функционирует в двух фундаментальных измерениях - созерцательном и созидательном, которые на разных этапах истории и в разных проблемных сферах философской действительности взаимодействовали и чередовались в иерархическом господстве друг над другом. В связи с этим, менялась приоритетность и степень активности разных функций философии в истории человечества. Одни функции чрезмерно возрастали по своему значению и вытесняли другие, не менее важные функции философии. Это вело к искажениям и перекосам в сути самой философии. Так, господство теологической функции в средневековой философии, вело к превращению самой же философии в служанку религии, а господство идеологической функции превратило советскую философию в усердную служанку научного социализма, в наукообразное и идеологизированное мировоззрение.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа - мировоззренческие функции, предназначенные для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. Среди мировоззренческих функций следует отметить такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

Гуманистическая функция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

Информационно-отражательная функция предназначена для организации всеобщего субстанциального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

Идеологическая функция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведет к достижению поставленных целей, к решению проблем.

Социально-нравственная функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

Художественно-эстетическая функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием идеалов гармоничного единства и красоты.

Вторая группа - методологические функции, которые предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей о объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется в том, как надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет ее мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

Логическая функция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

Эвристическая функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

Селективная функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.

Интеграционная функции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios - ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos - смысл, и therapeia - лечение) - теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»[3]. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, - это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания[4].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.