Право феодальной Беларуси оказало значительное влияние на развитие законодательства Польши и России. Так, нормы Статута 1588 г. были использованы при подготовке Соборного Уложения 1649 г.
После присоединения Беларуси к России Статут 1588 г. продолжал действовать. По указанию Сената в 1811 г. его перевели на русский язык и издали в Санкт-Петербурге на русском и польском языках как действующий закон для Беларуси и Литвы. Вместе с тем реформирование судебной системы, особенно ликвидация в Беларуси гродских и земских судов, сопровождалось и изменениями в уголовном праве. 15 июня 1840 г. окончательно отменяется действие Статута 1588 г. и начинают действовать уголовные нормы российского Свода законов 1832 г.
Свод законов вступил в действие с 1 января 1835 г. Нормы уголовного права были помещены в XV том Свода, а также частично в XI и XIV тома.
С 1 мая 1846 г. было введено в действие Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, принятое в 1845 г. Это был настоящий уголовный кодекс Российской империи, который с определенными изменениями (особенно в 1885 г.) действовал до Октябрьской революции 1917 г. Уложение о наказаниях содержало более двух тысяч статей (в редакции 1885 г. — 1 711 статей), нормы его отличались казуистичностью, однако законодательная техника была более совершенной в сравнении с XV томом Свода законов.
Наказания делились на уголовные и исправительные. К числу первых принадлежали: смертная казнь, каторга, ссылка. Дополнительным к ним было лишение всех прав состояния. К исправительным наказаниям относилась (для привилегированных сословий) ссылка, сопряженная с лишением всех сословных и должностных прав. Для лиц, которые не были освобождены от телесных наказаний, вместо ссылки назначались арестантские работы на срок от одного года до десяти лет с дополнением: от 50 до 100 ударов розгами.
Кроме основных наказаний применялись дополнительные: церковное покаяние, конфискация имущества, отдача под надзор полиции и пр.
В апреле 1863 г. начался медленный процесс отказа от телесных наказаний. В августе 1864 г. телесные наказания были отменены для царства Польского.
В связи с судебной реформой в 1864 г. был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Он регламентировал преступления (проступки), за которые предусматривалось наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет. В первой главе давался следующий перечень наказаний: выговор; замечание; внушение; денежное взыскание; арест на срок не свыше трех месяцев; заключение в тюрьму на срок не свыше одного года и шести месяцев. В дальнейших статьях указывались обстоятельства, которые усиливали или смягчали ответственность подсудимого. Устав характеризовался более совершенной юридической техникой.
22 марта 1903 г. было утверждено Уголовное уложение, которое должно было постепенно заменить Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в редакции 1885 г.). Новое Уложение соответствовало западноевропейскому уровню уголовного законодательства того времени. В значительной степени оно повлияло на создание и развитие советского уголовного права.
Уголовное уложение 1903 г. имело более совершенную систему, содержало 687 статей. Первая глава «О преступных деяниях и наказаниях вообще» содержала 72 статьи и состояла из восьми «отделений»: 1) о понятии преступления, о системе наказаний, о классификации преступных деяний; 2) о действии Уложения в пространстве; 3) о наказаниях; 4) об условиях поставления в вину преступности деяния; 5) о видах виновности; 6) о смягчении наказания и его замене; 7) об обстоятельствах, которые усиливают ответственность; 8) об обстоятельствах, которые исключают ответственность. Фактически первая глава Уголовного уложения была Общей частью этого кодекса.
Уложение 1903 г. подразделяло преступления на три основные группы: 1) тяжкие преступления, за которые предусматривалась смертная казнь, каторга или ссылка на поселение; 2) преступления, за которые в качестве меры наказания предусматривалось заключение в исправительном доме, крепость или тюрьму; 3) проступки, за которые высшим наказанием являлся арест или денежный штраф.
В отличие от Уложения о наказаниях, которое говорило об обстоятельствах, исключающих вменяемость, Уголовное уложение давало определение невменяемости как состояния, которое исключало уголовную ответственность.
Малолетство разделялось на три периода: 1) возраст безусловной невменяемости; 2) период условной вменяемости; 3) возраст смягчения наказания. Ребенок в возрасте до 10 лет признавался в состоянии безусловной невменяемости. Подростки в возрасте от 10 до 17 лет наказывались при условии признания судом, что они действовали с «пониманием», однако наказания для них определялись значительно более мягкие, чем в отношении взрослых. Смягчалось наказание и в отношении преступников в возрасте от 17 до 21 года, чаще всего путем уменьшения сроков. В соответствии с законом смертная казнь для них заменялась бессрочной каторгой.
Необходимая оборона и крайняя необходимость по Уголовному уложению были возможны при защите всех прав, как своих, так и чужих. Крайней необходимостью признавалось и состояние голода, в связи с чем в случае кражи с целью утоления голода допускалась ссылка на состояние крайней необходимости. Таким образом, в сравнении с Уложением о наказаниях 1845 г. (в редакции 1885 г.) значительно расширялись пределы применения этих институтов.
Относительно виновности правонарушителя закон рассматривал как случайные последствия, наступление которых нельзя было предвидеть при всей внимательности к своим поступкам, и такие деяния не наказывались. В отличие от Уложения о наказаниях, новый уголовный закон не различал умысел внезапный и заранее обдуманный. Уголовное уложение 1903 г. определяло, что «преступное деяние считается неосторожным не только, когда виновный его не предвидел, хотя мог и должен был его предвидеть, но также, когда он хотя предвидел наступление последствия, обусловившего преступность сего деяния, но легкомысленно рассчитывал такое последствие предотвратить».
Уголовный закон видел опасность во всех стадиях преступной деятельности, кроме обнаружения умысла. Подготовка к преступлению наказывалась только по наиболее тяжким преступлениям. Покушение наказывалось менее строго, чем оконченное преступное деяние.
Среди имущественных наказаний особенно распространенными были конфискация и штраф, причем закон регламентировал только специальную конфискацию — отнятие орудий преступления и вещей, приобретенных преступным путем. Тяжким наказанием считалась ссылка на каторжные работы. С 1906 г. в связи с отменой отбытия каторги на острове Сахалин в пределах европейской части России образуются каторжные тюрьмы.
Смертная казнь регламентировалась по ограниченному количеству статей, однако в период революции 1905-1907 гг. она начала широко применяться. В связи с этим в России развертывается кампания за отмену смертной казни, тем более что в ряде стран Европы в то время (Румынии, Голландии, Португалии, Италии, Норвегии) она уже была отменена.
В качестве дополнительного наказания предусматривались три вида лишения прав: а) лишение всех прав состояния, то есть потеря сословных прав, титулов, чинов, знаков отличия, права поступать на государственную или общественную службу, ограничение в имущественных и некоторых иных правах; б) лишение всех личных прав и привилегий, в том числе и приобретенных по состоянию, что проявлялось в запрете поступать на службу, записываться в гильдии, выступать свидетелем в гражданском процессе, быть третейским судьей, опекуном, поверенным; в) лишение некоторых прав и привилегий в зависимости от сословной принадлежности лица, что проявлялось главным образом в лишении избирательных прав при выборах в сословные учреждения.
Если Общей части Уголовного уложения 1903 г. удалось избавиться от феодально-казуистичного характера большинства норм Уложения о наказаниях 1845 г., то Особенная часть по уровню законодательной техники значительно уступала Общей части. Недостатками ее были излишняя казуистичность уголовно-правовых запретов, чрезмерное количество бланкетных диспозиций, несовершенство систематизации.
Судьба Уголовного уложения 1903 г. была сложной. Законом от 7 июня 1904 г. были введены в действие главы «О бунте против Верховной власти и о преступных деяниях против Священной Особы Императора и Членов императорского Дома», «О государственной измене», «О смуте». В 1906 г. была введена в действие глава «О нарушении оберегающих веру постановлений». В отношении этих глав подлежала применению и Общая часть Уложения. В действие были введены около тридцати статей с прочих глав. Однако в полном объеме Уголовное уложение 1903 г. в России введено не было.
После Октябрьской революции Уголовное уложение 1903 г. действовало в Польше, Литве, Латвии, Эстонии. На территории Западной Беларуси постановлением немецких оккупационных властей в 1915 г. Уголовное уложение было введено в действие в полном объеме, где и действовало до момента принятия польского уголовного кодекса 1932 г.