В зависимости от того, какие роли соучастники выполняют в осуществлении единого преступного замысла и достижении единого преступного результата, ст.16 УК различает следующие виды соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.
Исполнителем закон признает «лицо, непосредственно совершившее преступление, либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а равно лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих в силу закона уголовной ответственности либо совершивших преступление по неосторожности». Исполнителем, прежде всего, будет всякое лицо, принимавшее непосредственное участие в выполнении тех действий, которые образуют объективную сторону данного преступления. Поэтому, например, в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 7 «О судебной практике по делам об умышленных убийствах» говорится, что «в качестве соисполнителей преступления следует признавать лиц, которые действовали совместно, с умыслом, направленным на совершение убийства, и непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего» (п.2).
Исполнитель преступления должен быть вменяемым и достигшим предусмотренного законом возраста. В преступлениях, которые могут быть совершены только специальным субъектом, исполнитель должен обладать признаками такого субъекта. Так, исполнителем преступления, предусмотренного ст.427 УК (служебный подлог), может быть либо должностное, либо иное уполномоченное лицо.
Судебная практика знает случаи, когда объективная сторона преступления выполняется непосредственно не самим исполнителем, а посредством умышленного использования других лиц, не подлежащих в силу закона уголовной ответственности, либо совершивших преступление по неосторожности (посредственное исполнение). По внешним признакам такое исполнение напоминает соучастие, но не является им, поскольку лицо, деянием которого совершается умышленное преступление, не сознает общественной опасности своего поведения и не желает и не допускает преступного результата. Закон гласит, что при посредственном исполнении к уголовной ответственности как исполнитель привлекается лицо, умышленно воспользовавшееся либо неосторожными действиями лиц, либо действиями лиц, вообще не могущих нести уголовную ответственность.
Посредственное исполнение имеет место в следующих случаях:
а) если общественно опасные деяния выполняются лицом, не обладающим свойствами субъекта преступления (невменяемым или лицом, не достигшим указанного в законе возраста). Здесь привлекается к уголовной ответственности как исполнитель лицо, под влиянием которого душевнобольной или несовершеннолетний совершил эти действия.
Судом Октябрьского района Могилева был осужден Ч., признанный виновным в том, что организовал группу школьников для совершения в вечернее время краж из ларьков. А. и К., оба тринадцати лет, совершили несколько таких краж, в которых Ч. не участвовал, указывая им только объекты и разрабатывая планы краж. А. и К. к уголовной ответственности не привлекались, так как не достигли указанного в законе возраста. Ч. же был привлечен к уголовной ответственности как исполнитель данных преступлений и, кроме того, за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.
На это обстоятельство указал и Верховный Суд Республики Беларусь. Так, в постановлении пленума от 20 декабря 1991 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» сказано, что если совершеннолетний участник преступления вовлек несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, в совершение конкретного преступления, а сам участия в нем не принимал, он рассматривается как исполнитель преступления.
б) если преступные действия совершены в результате психического принуждения, вызвавшего состояние крайней необходимости. В таком случае как исполнитель преступления привлекается лицо, принудившее другого совершить преступное деяние. Так, сторож под угрозой оружия открывший склад и нагрузивший машину материальными ценностями, не несет уголовной ответственности, так как действовал в состоянии крайней необходимости, исполнитель в данном случае — лицо, принудившее его. Принуждение, не вызвавшее состояния крайней необходимости, не исключает соучастия: принуждавший будет отвечать как подстрекатель, а принуждаемый — как исполнитель преступления;
в) если лицо умышленно использует неосторожное или невиновное поведение других лиц. В этом случае оно является исполнителем преступления, а лицо, причинившее вредные последствия, не несет ответственности, при условии, что в его действиях нет вины, либо несет ответственность за неосторожное преступление, если эти последствия — результат его неосмотрительности.
Действия исполнителя квалифицируются только по статье УК, устанавливающей ответственность за совершенное им преступление без ссылки на ст.16 УК.
Наиболее опасным при соучастии является организатор (руководитель) — «лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением, либо лицо, создавшее организованную группу или преступную организацию либо руководившее ими». С объективной стороны действия организатора выражаются в организации совершения преступления или в руководстве им в процессе его совершения, либо в создании организованной группы или преступной организации и в руководстве ими. Организация совершения преступления — это вербовка соучастников, обучение их преступным навыкам, обеспечение орудиями и средствами совершения преступления и т.п. Руководство совершением преступления — распределение ролей между соучастниками, дача указаний им в процессе совершения преступления и т.п. Создание организованной группы — это создание устойчивой, управляемой группы для совместной преступной деятельности. Создание преступной организации — это объединение преступных групп, деятельность которых основывается на разделении между участниками и его преступными структурами функций управления, обеспечения и исполнения преступных целей организации. Для признания лица организатором преступления не обязательно совершение им всех перечисленных действий, достаточно хотя бы одного из них.
С субъективной стороны организационная деятельность всегда является умышленной, причем умысел может быть только прямой: организатор сознает, что он объединяет и направляет преступную деятельность других соучастников, сознает характер совершаемых под его руководством преступлений, предвидит преступный результат совместных преступных действий и желает этого. Действия организатора квалифицируются по ч.4 ст.16 и статье Особенной части УК, устанавливающей ответственность за преступление, организатором совершения которого он явился. В большинстве случаев организатор является и исполнителем преступления. В таком случае при квалификации его действий ст.16 не применяется. Ссылка на ст.16 не требуется также в случаях, когда речь идет об организаторе (руководителе) организованной группы (ст.18 УК) или преступной организации (ст.19 УК), поскольку все участники указанных преступных формирований признаются исполнителями совершенных преступлений.
Инициатором преступления является подстрекатель. Подстрекателем признается «лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления». Опасность подстрекательства заключается в том, что подстрекатель оказывает пагубное влияние на неустойчивых лиц, особенно опасно подстрекательство, когда этими лицами оказываются несовершеннолетние.
С объективной стороны подстрекательство состоит в возбуждении у другого лица решимости совершить конкретное преступление. Склонить лицо совершить преступление можно только путем активных действий: просьбой, убеждением, подкупом, запугиванием, угрозой, физическим насилием. Угроза или физическое насилие могут рассматриваться как подстрекательство только в случае, если подстрекаемый не ставится в состояние крайней необходимости. В противном случае подстрекатель превращается в посредственного исполнителя, а подстрекаемый освобождается от уголовной ответственности вследствие совершения действий в состоянии крайней необходимости.
Подстрекатель всегда склоняет определенное лицо к совершению конкретного преступления. Призывы к преступной деятельности вообще или обращенные к неопределенному кругу лиц не являются подстрекательством. При определенных условиях такие действия могут образовывать самостоятельный состав преступления.
С субъективной стороны подстрекательство всегда является деятельностью умышленной: подстрекатель сознает, что вызывает решимость у определенного лица совершить конкретное преступление, предвидит совместный преступный результат и желает этого. Для наличия подстрекательства не имеет значения, какими мотивами руководствовался подстрекатель. Поэтому подстрекатель несет ответственность и в том случае, если он склоняет другое лицо совершить преступление с целью его изобличения (провокация преступления).
Посредственным исполнителем, а не подстрекательством является склонение лица к преступлению путем обмана относительно характера и общественной опасности совершаемых им действий. Так, если от лица, фактически склоняемого к совершению кражи имущества, скрывается, что это имущество чужое, то вовлекший в эту кражу путем обмана рассматривается как исполнитель кражи.
Действия подстрекателя по внешним признакам схожи с действиями организатора, но организатор возглавляет соучастников, объединяет их, осуществляет руководство совершением преступления, действия же подстрекателя ограничиваются только склонением конкретного лица к совершению конкретного преступления.
Подстрекатель несет уголовную ответственность за преступление, к которому склоняет исполнителя, со ссылкой на ч.5 ст.16 УК. Если он, помимо подстрекательства, непосредственно сам принимал участие в совершении преступления, ссылка на ст.16 УК не требуется.
Пособник — «лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации или орудий и средств совершения преступления, устранением препятствий либо оказанием иной помощи, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия или средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы».
Пособник по сравнению с другими соучастниками — лицо, выполняющее вспомогательную роль. С объективной стороны пособничество выражается в содействии выполнения преступления или его сокрытию. Пособничество обычно — действия активные, но оно может быть и бездействием.
Так, пособничество путем бездействия имело место в следующем случае: колхозник А., охраняющий зерно на току, по договоренности с С. не явился на дежурство, воспользовавшись чем, С. вывез с тока машину зерна.
Перечень способов содействия совершению преступления дан в законе. Этот перечень охватывает все возможные способы и является исчерпывающим.
Пособничество может быть физическим и интеллектуальным. Физическое пособничество выражается в предоставлении орудий и средств для совершения преступления или устранении препятствий. Оно направлено на оказание помощи исполнителю в процессе подготовки либо в процессе совершения преступления.
Интеллектуальное пособничество выражается в советах и указаниях исполнителю, содействующих совершению преступления (например, относительно места, времени, способа совершения преступления, места приобретения оружия для совершения преступления и т.п.).
Разновидностью интеллектуального пособничества является заранее данное обещание скрыть преступника, орудия и средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, либо приобрести или сбыть их. Заранее обещанное укрывательство имеет место после того, как преступление совершено, но, получая заранее обещание, преступник действует уверенно и само обещание превращается в одно из условий, способствующих наступлению преступного результата.
Укрывательство признается пособничеством и в случаях, когда оно до совершения преступления прямо не было обещано, но в силу систематического его совершения либо по другим причинам давало исполнителю преступления основание рассчитывать на подобные действия и укрыватель это сознавал (п.28 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 3 «О применении судами законодательства по делам о хищениях имущества»).
Интеллектуальное пособничество внешне может быть схоже с подстрекательством, так как в обоих случаях исполнителю даются советы и указания. Но при подстрекательстве совет-предложение имеет целью склонить другое лицо совершить преступление, а при интеллектуальном пособничестве дается совет-консультация лицу, решившемуся на совершение преступления, и имеет целью лишь содействовать реализации этой решимости.
С субъективной стороны пособничество может быть только умышленным: пособник сознает, что своими действиями способствует совершению конкретного преступления, предвидит преступный результат и желает или допускает его. Неосторожное оказание содействия исполнителю преступления не образует пособничества. При соответствующих условиях оно может повлечь уголовную ответственность как за самостоятельное преступление (например, за халатность — ст.416 УК).
Действия пособника квалифицируются по статьям УК, предусматривающим ответственность за совершенное исполнителем преступление, со ссылкой на ч.6 ст.16 УК. Если пособник помимо пособничества принимал участие в исполнении преступления, ссылка на ст.16 УК не требуется.