Вопрос о досрочном освобождении от отбывания наказания может возникнуть не только по причине изменения нравственных качеств личности виновного, но и по причине изменения его психического или физического здоровья. Такие основания, установленные в ст. 81 УК РФ, включают в себя наступление у виновного после совершения преступления психического расстройства, исключающего возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Установление данного основания освобождения имеет свое обоснование. Было бы негуманным, да и нецелесообразным, применять карательные элементы наказания к тем лицам, которые вследствие своей психики их не воспринимают и не оценивают. Еще более нелогичным было бы применение к ним мер воспитательного характера. Исходя из этого, законодатель установил, что если психическое расстройство наступило до вынесения приговора, то виновный освобождается от назначения наказания; если после вынесения приговора, но до его реального исполнения, то имеет место освобождение от отбывания наказания; если во время исполнения наказания – виновный освобождается от дальнейшего отбывания наказания. Однако таким лицам могут назначаться принудительные меры медицинского характера, основания, цели и виды которых регламентированы нормами главы 15 УК *.
*Применение принудительных мер медицинского характера изложено в главе XXI настоящего учебника.
Освобождение от наказания либо его отбывания вследствие наступления указанного в ч. 1 ст. 81 УК РФ психического расстройства является обязанностью суда, оно не зависит от его усмотрения и применяется в обязательном порядке. В отличие от него, освобождение от отбывания наказания лица, заболевшего тяжелой болезнью, является правом суда, поскольку наличие болезни, препятствующей отбыванию наказания, является не единственным основанием, оцениваемым судом. Необходимо, чтобы болезнь препятствовала отбыванию наказания. Такой вывод может сделать суд лишь в том случае, когда назначено уголовное наказание. Соответственно, в отличие от освобождения в связи с наступившим психическим расстройством, освобождение по причине заболевания тяжелой болезнью возможно лишь после вынесения приговора суда и назначения наказания. Это могут быть стадии обращения приговора к исполнению или непосредственного исполнения наказания. Если лицо заболело тяжелой болезнью до вынесения приговора и это обстоятельство было учтено при выборе вида и размера наказания, то в последующем факт тяжелой болезни не может служить основанием для досрочного освобождения.
Препятствует ли тяжелая болезнь отбыванию наказания, устанавливается медицинской или врачебно-трудовой экспертной комиссией. Сама болезнь должна входить в специальный перечень заболеваний, установленный Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Процедурные аспекты решения вопросов освобождения осужденных от наказания урегулированы в уголовно-процессуальном законодательстве и Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Согласно ч. 5 и 6 ст. 175 УИК РФ, при наступлении обстоятельств, указанных в ч. 1 и 2 ст. 81 УК РФ, органом или учреждением, исполняющим наказание, вносится в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания. Вместе с ним направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного.
В случае выздоровления осужденных они могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 УК РФ. Решение об этом принимает суд, учитывая все обстоятельства, характеризующие совершенное преступление, личность виновного, его последующее поведение, степень выздоровления и другие обстоятельства. Не могут быть освобождены от уголовной ответственности и наказания лица, совершившие преступления против мира и безопасности человечества, поскольку на них не распространяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности и давности обвинительного приговора суда.
Аналогично могут быть привлечены к уголовной ответственности и наказанию лица, совершившие преступления, наказуемые или уже наказанные смертной казнью или пожизненным лишением свободы. Вопрос об их привлечении к уголовной ответственности и наказанию после их излечения должен решаться судом независимо от истечения сроков давности, указанных в ст. 78 и 83 УК РФ.
В ч. 3 ст. 81 УК РФ предусмотрена возможность освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части более мягким наказанием военнослужащим, отбывающим арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, в случае заболевания, делающего их не годными к военной службе. Уголовно-исполнительное законодательство расширяет этот перечень, включив в него наказание в виде ограничения по военной службе (ч. 1 ст. 174 УИК РФ). Решение о признании военнослужащего ограниченно годным или негодным к военной службе принимается командованием воинской части по заключению военно-врачебной комиссии, которое вместе с представлением командования направляется в суд (ст. 148 УИК РФ).
Специфическим видом освобождения от отбывания наказания является освобождение женщин, которым ранее была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с их беременностью и наличием малолетних детей (ст. 82 УК РФ). Особенности данного вида освобождения заключаются в том, что предварительно женщинам предоставляется отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком восьми лет, а затем уже решается вопрос об освобождении или дальнейшем отбывании наказания. Соответственно законодательством регулируются основания и порядок предоставления отсрочки и освобождения от отбывания наказания.
Отсрочка может быть предоставлена беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, за исключением женщин, осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. По смыслу ст. 82 УК отсрочка может быть предоставлена от тех наказаний, которые, во-первых, имеют временные рамки (срок) отбывания, во-вторых, исполняются в определенном для этого месте или в учреждении (см. ч. 2 и 3 ст. 82 УК РФ). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в законе речь идет об отсрочке отбывания лишения свободы, ареста и ограничения свободы. Пожизненное лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части не входят в данный перечень, поскольку женщины не могут осуждаться к данным видам наказания.
Уголовным законом предусмотрена возможность отмены отсрочки и направления осужденной для отбывания назначенного наказания. Основаниями для такого решения суда являются отказ от ребенка или уклонение от его воспитания после предупреждения, сделанного органом, осуществляющим контроль за поведением женщины, которой предоставлена отсрочка.
При этом, согласно ч. 4 ст. 178 УИК РФ, осужденная считается уклоняющейся от воспитания ребенка, если она, официально не отказавшись от ребенка, оставила его в родильном доме или передала в детский дом, либо ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, либо оставила ребенка родственникам, либо скрылась, либо совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка.
Отсрочка наказания осужденной женщине является условной не только потому, что она обязана соблюдать в период отсрочки указанные выше условия, но еще и потому, что в зависимости от этих условий решается дальнейшая ее судьба. Возможны три варианта решения этого вопроса: освобождение осужденной от отбывания оставшейся части наказания; замена оставшейся части наказания более мягким наказанием; возвращение осужденной в соответствующее учреждение для отбывания оставшейся части наказания. Решение принимается судом по представлению уголовно-исполнительной инспекции, исходя из учета характера и степени общественной опасности совершенного преступления, поведения осужденной, ее отношения к воспитанию ребенка, отбытого и неотбытого сроков наказания (ч. 5 ст. 178 УИК РФ). При этом суд должен учитывать ряд обстоятельств:
1. Уголовно-исполнительное законодательство дополняет установленные в ч. 3 ст. 82 УК РФ основания еще таким фактом, как смерть ребенка (см. ч. 5 ст. 178 УИК РФ). В этом случае суду также необходимо решить вопрос о судьбе осужденной женщины и освободить от отбывания оставшейся части наказания, или заменить ее более мягким наказанием, или направить осужденную для дальнейшего отбывания наказания. При этом в качестве дополнительных суд должен оценить обстоятельства смерти ребенка, его возраст, наличие или отсутствие вины матери и т. д.
2. Отмена отсрочки с последующим исполнением оставшейся части наказания, а также замена наказания более мягким возможны независимо от категории преступления, за которое была осуждена женщина. Сроки давности обвинительного приговора суда, установленные в ст. 83 УК РФ, не распространяются на время отсрочки отбывания наказания, поскольку согласно ст. 82 УК отсрочка применяется к женщинам, в отношении которых приговор суда уже был приведен в исполнение и осужденная отбыла уже часть срока наказания.
Если женщина, которой предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или рождением ребенка, совершает новое преступление в период отсрочки, то наказание ей назначается по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ). При этом к наказанию за новое преступление полностью или частично присоединяется та часть наказания, назначенного по первому приговору, отбывание которой было отсрочено в связи с беременностью осужденной или рождением ею ребенка.