В соответствии с ч. I ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». Приведенное определение содержит указание на наиболее существенные признаки, присущие наказанию, которые можно разделить на две группы. Одни из них выражают сущность наказания, другие указывают на основания, порядок и правовые последствия его применения.
Одним из признаков, выражающих сущность наказания, является мера государственного принуждения. Под государственным принуждением понимается один из методов обеспечения общественной безопасности и правопорядка, воспитания граждан, состоящий в ограничении сферы деятельности отдельных субъектов посредством требований, специального контроля за поведением либо физического воздействия со стороны компетентных органов и должностных лиц государства, реализуемый в рамках конкретных правоотношений*. Назначение и исполнение наказания обеспечивается силой и авторитетом государства. При этом государственное принуждение приобретает специфическую для него форму лишь будучи выраженным в нормах права. Данный признак отличает наказание от других мер принуждения (общественного, экономического, идеологического и т. д.), а также от мер государственного воздействия, не являющихся принуждением.
*О понятии принуждения более подробно см.: Филимонов О.В. Индивидуальная профилактика преступлений (правовые проблемы). Томск: ТГУ, 1985. С. 25-73.
Другой сущностный признак наказания заключается в предусмотренных уголовным законом правоограничениях (в частности, ст. 44 УК РФ). Особенностью государственного принуждения является то, что его применение всегда основывается на законе и осуществляется в рамках закона. Поэтому применение уголовного наказания должно отвечать всем требованиям, вытекающим из норм о принципах уголовного права и основаниях уголовной ответственности (ст. 38 УК РФ), осуществляться в рамках норм о видах уголовных наказаний. Это отличает уголовное наказание от мер государственного принуждения, предусмотренных другими отраслями права: административного, гражданского, трудового и т.д.
Применение входящих в содержание уголовного наказания правоограничений означает ущемление общечеловеческих и гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, например, права на свободу и личную неприкосновенность, выбор места работы, места пребывания и жительства и др. Обычно оно влечет за собой материальные лишения, нравственные страдания осужденного. При этом лишение или ограничение прав и свобод в процессе применения наказания носит объективный характер, то есть происходит независимо от воли и сознания осужденного. Поэтому сущность наказания не меняется в ситуациях, когда подвергнутое ему лицо испытывает не страдания, а, допустим, безразличие либо добровольно подвергается правоограничениям.
Лишение или ограничение прав и свобод свойственно уголовному наказанию и значительно большей степени, чем другим мерам государственного принуждения. Кроме того, оно всегда имеет место при применении уголовного наказания, в то время как для других принудительных средств не является обязательным элементом. Например, объективно отсутствует ущемление общечеловеческих и гражданских прав при конфискации у лица оружия, наркотиков и других предметов, изъятых из гражданского оборота, или при вынесении ему официального предостережения о недопустимости антиобщественного поведения.
Третий сущностный признак наказания заключается в том, что оно является правовым последствием преступления и применяется только к лицу, виновному в его совершении.
Наказание – уголовно-правовая категория, другие отрасли права предусматривают меры воздействия, но не наказания.
Наказание может понести только тот, кто признан виновным в преступлении и соответствует предусмотренным уголовным законом признакам субъекта преступления (физическая вменяемость, определенный возраст и т.д.).
Основание и порядок применения наказания отражают признак, в соответствии с которым эта мера государственного принуждения назначается только по приговору суда. Это предписание уголовного закона основано на ч. I ст. 49 Конституции РФ, из которой следует, что при отсутствии обвинительного приговора суда никто не может быть подвергнут уголовному наказанию. Приговор суда, вступивший в законную силу, подлежит обязательному исполнению на территории России. Как и само наказание, обвинительный приговор суда выражает отрицательную оценку совершенного преступления и виновного со стороны государства.
Признаком, отражающим правовые последствия наказания, является то, что его отбытие порождает судимость в порядке, предусмотренном ст. 86 и 95 УК РФ. Этот признак не свойственен иным мерам уголовно-правового характера, в частности принудительным мерам воспитательного воздействия, применяемым к несовершеннолетним, виновным в совершении преступлений небольшой или средней тяжести (ст. 90 УК РФ), и принудительным мерам медицинского характера, применяемым к определенным категориям преступников (ст. 97 УК РФ).