В статьях 11, 12 и 13 Уголовного кодекса определены принципы действия уголовного закона в пространстве: принцип территориальности, принцип гражданства, реальный принцип и так называемый универсальный принцип.
Согласно принципу территориальности все лица, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 УК).
Принцип территориальности основан на незыблемости суверенитета России. Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Под территорией Российской Федерации понимаются: суша в пределах государственной границы; внутренние воды (реки, озера, моря); воздушное пространство в пределах государственной границы; недра; прибрежные (территориальные) воды – 12 морских миль от линии наибольшего отлива, континентальный шельф; исключительная экономическая зона Российской Федерации*.
*См.: Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерация» от 1 апреля 1993 года // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
Кроме того, в качестве территории Российской Федерации рассматриваются: военный корабль, плавающий под флагом своего государства в любых водах; невоенный корабль, когда он находится за пределами иностранных территориальных вод; военное воздушное судно, где бы оно ни находилось; невоенное воздушное судно, находящееся в полете за пределами воздушного пространства иностранных государств. Если же оно находится в аэропорту иностранного государства, то считается его территорией.
Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 11 УК. В этой же части ст. 11 УК говорится о том, что действие Уголовного кодекса РФ распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна до глубины в 200 м, примыкающие к территориальным подам. На эту же поверхность распространяется исключительная экономическая зона России.
Согласно ч. 3 ст. 11 УК лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Согласно этой же части ст. 11 УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если приготовление или покушение осуществляется за границей, а оканчивается преступление или наступил преступный результат на территории Российской Федерации. Так же решается рассматриваемый вопрос, если организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории Российской Федерации, или соучастие имело место в Российской Федерации, а исполнитель преступления действовал за границей. Это положение имеет большое значение для повышения эффективности уголовно-правовых средств в борьбе с организованной преступностью. Хотя, надо признать, оно не в полной мере согласуется с положением, закрепленным в ч. 1 ст. 9 УК, согласно которому временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Иностранцы и лица без гражданства несут такую же уголовную ответственность за содеянное ими на территории Российской Федерации преступление, как и граждане Российской Федерации. Исключение из этого принципа делается для лиц, обладающих правовым иммунитетом, которые не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия правительства страны их гражданства. указанные лица не могут также подвергаться аресту, обыску, принудительным мерам, обеспечивающим явку в следственные органы или суд. Они могут быть допрошены только с их согласия. Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности пользуются глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты МИДа, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. II УК).
Принцип гражданства заключается в том, что граждане России и постоянно проживающие на ее территории лица без гражданства, совершившие преступления за границей, если они привлечены к уголовной ответственности на территории России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (ч. I ст. 12 УК).
Регулирование принципа гражданства в УК РФ приведено в соответствие с международными правовыми актами. Ранее действовавшие правила (ч. 3 ст. 5 УК РСФСР) позволяли повторно осудить гражданина Российской Федерации или лицо без гражданства за преступления, совершенные ими на территории другого государства. Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу только в том случае, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Тем самым наше уголовное законодательство приведено в соответствие с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, согласно которой «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».
Согласно ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Реальный принцип ответственности нашел свое решение в ч. 3 ст. 12 УК, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации.
В данном случае имеются в виду все иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.
Универсальный принцип заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно и Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Данный принцип основывается на международных обязательствах Российской Федерации по совместной с другими государствами борьбе с некоторыми особо опасными преступлениями (геноцид, терроризм, пиратство, угон воздушного судна, фальшивомонетничество, преступления, связанные с наркотическими средствами, и др.). Реализация этого принципа на практике способна сыграть важную роль в повышении эффективности борьбы с наиболее опасными формами организованной преступности международного характера.
В ст. 13 Уголовного кодекса нашел выражение международный принцип выдачи преступников. Согласно ч. 1 этой статьи граждане Российской Федерации, совершившие преступления на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
В соответствии с международным принципом выдачи преступников лицо, совершившее преступление, может быть выдано государству, на территории которого или против которого оно совершило преступление. Такое лицо может быть выдано также государству, гражданином которого оно является. Вопросы выдачи преступников регулируются, как правило, двусторонними договорами, в частности договорами о взаимной правовой помощи.
В современных условиях проблема выдачи преступников приобретает особую остроту в связи с быстрым ростом международных преступлений (захват заложников, терроризм, торговля оружием, наркобизнес и др.). Взаимодействие, объединение усилий всех государств в борьбе с такого рода преступлениями становится настоятельной необходимостью.
Исключением из международного принципа выдачи преступников является предоставление политического убежища. Как сказано в ст. 63 Конституции РФ, Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.