Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура состоит из абстракций




¬ернемс€ снова к достаточно широко распространенному определению: Ђкультура есть абстракци€ї, или Ђкультура состоит из абстракцииї.  ак мы уже отмечали выше, те, кто подобным образом определ€ют культуру, не по€сн€ют, что именно они называют Ђабстракциейї, и есть основание подозревать, что они сами это не очень хорошо понимают. ¬месте с тем достаточно очевидно, что они не считают абстракцией зримый предмет или €вление. » возникший недавно вопрос о Ђреальностиї абстракций указывает на то, что употребл€ющие этот термин не уверены в его значении. ќднако у нас на сей счет имеютс€ некоторые соображени€.

 ультура Ђв основе своей есть форма, или модель, или образї, Ч пишут  рЄбер и  лакхон, Ч Ђдаже культурна€ черта есть абстракци€. „ерта Ч это Ђидеальный типї, поскольку двух полностью идентичных глин€ных горшков или двух полностью совпадающих брачных церемоний не существуетї (Kroeber A.L., Kluckhohn —. 1952:155,169).  ультурна€ черта Ђглин€ный горшокї, таким образом, есть идеальна€ форма, воплощением которой €вл€етс€ каждый реально существующий глин€ный горшок; нека€ платоническа€ иде€, идеал.  аждый глин€ный горшок, утверждают далее  рЄбер и  лакхон, реален, но полностью Ђидеалї не может быть воплощен ни в одном реальном горшке. Ќекий Ђсредний американецї: рост 5 футов 8 1/2 дюймов, вес 164, 378 фунтов, женат, имеет 2, 3 детей и т.д. ¬от что, по нашему мнению, они считают абстракцией. ¬ таком случае, как мы уже знаем, это есть концепци€ в сознании наблюдател€, ученого.

ћожно взгл€нуть на абстракцию и несколько иначе. ƒвух полностью совпадающих брачных церемоний не существует. ƒавайте проанализируем небольшую выборку брачных церемоний. ћы обнаружим, что 100% содержат элемент ј (взаимное желание вступить в брак), 99% содержат элемент Ѕ. Ёлементы ¬, √, ƒ присутствуют соответственно в 96, 94 и в 89% случаев. ћожно построить кривую и обозначить на ней средний разброс различных данных. Ёто и будет типична€ брачна€ церемони€. Ќо, так же как и в предыдущем случае с типичным американцем, у которого 2, 3 детей, Ђидеалуї не суждено воплотитьс€ в жизнь. Ёто будет Ђабстракци€ї, т.е. по сути концепци€, разработанна€ ученым-наблюдателем и существующа€ лишь в его сознании.

Ќевозможность увидеть в абстракци€х концепции приводила к частому смешению этих пон€тий, особенно когда речь шла об их местоположении и их Ђреальностиї. ѕризнание же факта, что так называемые научные абстракции (подобные Ђтвердому телуї в теоретической физике... твердых тел в реальности не существует) и есть концепции (пон€ти€) в сознании ученых, помогает про€снить оба этих вопроса: культурные Ђабстракцииї Ч это концепции (Ђидеиї) в сознании антропологов. „то же касаетс€ их Ђонтологической реальностиї, то, обита€ в умах ученых, концепции не станов€тс€ менее реальными Ч ведь более реальной вещи, чем, например, галлюцинаци€, не существует.

Ёто очень удачно подметил Ѕидни в своей рецензии на Ђ ультуруї  рЄбера и  лакхона: Ђ—уть проблемы заключаетс€ в том, что есть абстракци€ и каково ее онтологическое значение. Ќекоторые антропологи настаивают на том, что они имеют дело лишь с логическими абстракци€ми и что культура не имеет помимо абстракции иной реальности, но трудно предположить, что другие ученые, представл€ющие общественные науки, могут с ними согласитьс€ в том, что объект их исследовани€ не имеет онтологической, объективной реальности. “аким образом,  рЄбер и  лакхон смешивают пон€тие культуры, которое есть логическа€ конструкци€, с реально существующей культурой...ї (выделено Ћ.ј.”айтом) (Bidney D. 1954:488 - 489).

¬ этой св€зи любопытно заметить, что один теоретик антропологии,  орнелиус ќсгуд, определил культуру как составл€ющую идей в сознании антропологов: Ђ ультура состоит из идей о производстве, о поведении, о сущности человека Ч идей, которые возникли, были переданы и осознаны субъектомї (Osgood —. 1951:208). —пиро также настаивает на том, что Ђкультура Ч это логическа€ конструкци€, абстракци€ человеческого поведени€, и в качестве таковой она существует лишь в сознании исследовател€ї (выделено ћ.Ё.—пиро Ч Spiro M.E. 1951:24).

“е, кто определ€ет культуру как идеи, абстракции или как поведение, с логической неизбежностью вынуждены признать, что материальные предметы культурой не €вл€ютс€ и €вл€тьс€ не могут. Ђ—трого говор€, Ч утверждает √Єбель, Ч Ђматериальна€ культураї Ч это вовсе не культураї (Hoebel ≈.ј. 1956:176). ≈ще дальше идет “ейлор: Ђѕон€тие Ђматериальной культурыї ошибочної, поскольку Ђкультура Ч это чисто ментальный феноменї (TaylorW.W. 1948:102, 98). Ѕилз и ’ойджер: Ђ ультура Ч это абстракци€ поведени€ и ее не следует путать с реальными актами поведени€ или с материальными объектами, такими как оруди€ труда...ї (Beals R.L., Hoijer H. 1953:210). ќтрицание материальной культуры выгл€дит нелепо с точки зрени€ традиций этнографов, археологов, работников музеев старых инструментов, масок, фетишей и другой Ђматериальной культурыї12.

Ќаше определение уводит от этой дилеммы.  ак мы уже показали, нелепо говорить о сандали€х или о глин€ных горшках как о поведении: их значение сводитс€ не к оленьей шкуре или глине, а к человеческому труду; это овеществленный труд человека. Ќо в нашем определении символизирование €вл€етс€ общим фактором идей, отношений, действий и предметов. —уществует три рода символатов: 1) идеи и отношени€, 2) внешние действи€ и 3) материальные объекты. ¬сех их можно рассмотреть в экстрасоматическом контексте; все они могут считатьс€ культурой. » это отбрасывает нас назад, к тому, что давно уже признано в культурной антропологии: Ђ ультура есть то, о чем пишут в этнографических книгахї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2385 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

773 - | 681 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.