Конституция Японии, вступившая в действие в 1947 г. закрепила принцип разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Вопросы государственного управления, по Конституции Японии, осуществляет, в основном, исполнительная власть в форме кабинета министров. В Японии административное право понимается как отрасль внутреннего публичного права, регулирующая организацию и деятельность публичной (государственной) администрации и контроль за деятельностью административных органов.
В последнее время публичная администрация использует средства и методы как публичного, так и частного права. Конфликтные вопросы решаются в судебном порядке, однако множество законов (около 1,5 тыс.) нацелены на недопущение конфликтов и споров в сфере государственного управления. Становление японского административного права было подвержено влиянию континентального и, прежде всего, немецкого права. Однако национальная культура внесла существенное изменение в формы и методы государственного управления, отличающиеся своеобразным мягким регулированием, ориентированным на интересы людей; то есть государственное управление в японском стиле больше напоминает искусство, чем науку управления, так как японские методы больше основаны на национальных традициях и обычаях, на формирование которых оказали влияние три конфессии (синтоизм, буддизм и конфуцианство). Буддизм обосновал иерархичность общественного строя. Конфуцианство сформировало социальную этику в обществе. С синтоизмом связано становление японского государства на принципах культа императорской династии целостном единстве нации. Эти три религиозных течения сформировали японское правосознание в духе гармонии с властью. Не принято прямо высказывать критические замечания, предпочтительно мирное разрешение споров. Воспитывается дух долга и обязанностей перед императором и государством, с одной стороны, перед родителями и предками — с другой.
Механизм организации и деятельности государственного управления обеспечивается такими принципами как: лигитимность (доверие граждан к власти); демократичность (отражение воли большинства в законах); законопослушность граждан; четкое разделение полномочий центральной и местной власти. В Конституции Японии закреплены основы государственного управления. Основными законами регламентирована деятельность государственной администрации, в которых определены основные направления правовой политики и правовые принципы деятельности государственных учреждений. Основным законом регламентирована деятельность кабинета министров. Имеется закон об организации государственного управления, закон о государственных служащих, закон о местном самоуправлении и многие другие законы, регламентирующие государственное управление.
Обычными законами регламентирован правовой статус министерств и ведомств Японии, где установлены: структура, штаты, система управления, задачи, функции межведомственной координации и отраслевого регулирования.
Кроме актов управления государственными делами в Японии развита система полицейского права, регламентированного административно-правовыми актами обеспечивающими общественное спокойствие в стране. Например, Закон о выполнении чинами полиции служебных обязанностей; Закон о дорожно-транспортном движении; Закон о силах самообороны, Закон о предотвращении подрывной деятельности и др.
Японское административное право не кодифицировано. Нормативные акты в области административного права содержатся в «Шести законах», публикуемых частными изданиями.
Очень большое количество нормативных актов по вопросам государственного управления принимают министры в форме приказов. Кроме этого, многие должностные лица структурных подразделений имеют полномочия принимать общеобязательные правила как ведомственного, так и межведомственного действия. Такие акты чаще всего оспариваются в суде. Как правило, при органах государственного управления находится большое количество различных консультативных комиссий, состоящих из представителей предпринимательских кругов, научной общественности и активистов. Перед принятием нормативных актов заслушиваются не только эти комиссии, но изучается мнение общественности. Например, перед принятием Закона об электроэнергетике министр обязан заслушать мнение комиссий, провести публичное слушание и учесть мнение широких слоев общества, в этом реализуется принцип легитимности и демократичности в процессе административного нормотворчества в сфере государственного управления.
Парламент Японии может делегировать нормотворческие полномочия высшему исполнительному органу — кабинету министров, который принимает указы. В указах может быть предусмотрена уголовная ответственность. Указы правительства могут налгать обязанности и ограничивать права граждан с разрешения соответствующего закона, принятого Парламентом Японии. Делегирование таких полномочий ограничивается сроком действия. Верховный Суд Японии подтвердил это решение по делегированию нормотворческих полномочий от 13 мая 1952 г. В некоторых случаях Верховный Суд Японии в процессе судебного контроля признает эти правовые акты противоречащими Конституции Японии.
Муниципальные органы МСУ в пределах своих полномочий, определенных Законом о местном самоуправлении, принимают свои нормативные акты, действующие в пределах территории муниципального образования.