Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ўесть канонов —е ’э




(около 475 года)

1. –итмическа€ жизненность.

2. јнатомическа€ структура.

3. √армони€ с природой.

4. —оответствие цвета.

5. ’удожественна€ композици€.

6.  онец.

“аковы были правила живописи высокого мастерства.   сожалению, —е ’э не выразилс€ €снее. ѕеречисли он нар€ду с достоинствами живописи также и недостатки, он, возможно, предостерег бы художников династий ћин и ÷ин от излишнего упоени€ вторым и шестым канонами в ущерб остальным, особенно первому. “анска€ эпоха стала "золотым веком" искусств в  итае, более широких по вкусу, более целеустремленных и жизненных по сравнению с утонченной —ун. ∆ивопись в ту эпоху достигла того же уровн€, что и поэзи€, о чем свидетельствуют немногие сохранившиес€ до наших дней танские работы и единогласное мнение сунских ученых, видевших их своими глазами. ќднако танска€ поэзи€ сохранилась дл€ потомков почти полностью, в то врем€ как лишь некоторые картины того времени скорее случайно прошли через тыс€челетние испытани€. ¬еличайша€ работа была проделана танскими художниками в столице, ее плоды вошли в императорскую коллекцию. »менно поэтому они и погибли. ¬ последние годы династии „анъань неоднократно подвергалась разграблению, и наконец, была полностью разрушена. ”порство, с которым императорские знатоки собирали творени€ танских мастеров, доказывает, что подобных им в XI и XII веках осталось не так уж много. ¬ трактате по искусству XII века "’уа пинь" (" атегории живописи"), принадлежащем Ћи „жи, говоритс€, что работ самого знаменитого танского живописца ” ƒао-цзы не найти. —егодн€ существуют картины, приписываемые этому художнику. “акже известно, что они были и в сунской императорской коллекции. Ќаверное, Ћи „жи имел в виду их недоступность дл€ частных собирателей.

Ќекоторые танские шедевры, видимо, сохранились и в японии, ибо именно в то врем€ она находилась под вли€нием своего великого соседа. –елигиозные полотна известных китайских художников оседали в €понских монастыр€х, где их порой ждала более счастлива€ участь. Ќекоторые знатоки, правда, подвергают сомнению подлинность этих произведений, счита€ их ранними копи€ми. ќднако данный факт важен скорее дл€ коллекционеров, а не дл€ истории €понского и китайского искусства.  опии могут уступать в совершенстве оригиналам, но и они сохран€ют стиль и замысел художника, позвол€€ судить и о других приписываемых танскому периоду работах. ¬ письменных источниках той эпохи есть длинные списки имен художников и названий их работ, характеристики стил€, описани€ самих картин и обсто€тельств, при которых они были созданы. ќбширный свод литературы по искусству отчасти восполн€ет утраченные полотна. ¬прочем, картины некоторых художников или их ранние копии дошли до наших дней, а их вли€ние на последующую живопись подтверждаетс€ сунскими знатоками. Ќекоторые известные имена нельз€ не упом€нуть.

янь Ћи-бэнь жил в первой половине VII века, в начале правлени€ династии “ан, и занимал высокий пост при дворе. ќн был весьма плодовитым художником, и некоторые его работы еще существовали в XII веке. ≈му приписываетс€ создание эскизов, по которым были сделаны барельефы коней “ай-цзуна. ’ань √ань также знаменит своими полотнами, изображающими лошадей. ќн был одним из немногих китайских художников низкого происхождени€. ¬ юности он прислуживал в одном из кабачков недалеко от столицы. „асто посещавший таверну знаменитый ¬ан ¬эй заприметил мальчика и открыл у него талант. — великодушием насто€щего художника он вз€л ’ань √ан€ под свое покровительство и оплатил его образование. ѕозднее ’ань √ань прославилс€ и получил приглашение покровител€ искусств императора —юань-цзуна. ќн, как и все художники его времени, много писал на религиозные сюжеты, но осталс€ в пам€ти потомков благодар€ полотнам, изображающим лошадей и сцены охоты. ¬ конце XII века в сунской императорской коллекции находились 52 его работы. “ворчество ’ань √ан€, по свидетельству ƒу ‘у, высоко ценилось самыми тонкими знатоками столицы и оказало глубокое вли€ние на первых €понских живописцев.

≈ще одним современником —юань-цзуна был ” ƒао-цзы, которого многие китайские и €понские ценители считали величайшим мастером живописи в истории ƒальнего ¬остока. ¬ сунскую эпоху более дев€носта его картин входило в императорскую коллекцию, но едва ли какие-либо оригиналы уцелели до сегодн€шнего дн€. ѕодлинность одной из картин, долгое врем€ считавшейс€ гениальной и сохранившейс€ в €понском монастыре, ныне вызывает сомнени€.

явл€етс€ ли этот волшебный дикий пейзаж, наве€нный, быть может, ландшафтами северной —ычуани, оригиналом или ранней копией, но он весьма характерен дл€ так называемой танской "пейзажной живописи", в которой подчеркивались и даже порой преувеличивались великолепие и атмосфера природы. ќтвесные скалы и вода доминируют в картине, и рыбак со своей корзиной Ч единственна€ человеческа€ фигура на полотне Ч кажетс€ карликом среди такой устрашающей монументальности. Ћи —ы-сунь, правнук первого танского императора, вплоть до —ун считалс€ лучшим мастером пейзажа. ќу€н —ю, ученый, поэт и историк, писал в XI веке, что равного Ћи в искусстве пейзажа не было ни в его врем€, ни позднее. ќднако это было сказано еще до рождени€ лучших сунских живописцев. Ћи —ы-сунь и ¬ан ¬эй (знаменитый также и как поэт) считаютс€ основател€ми северной и южной школ пейзажной живописи соответственно. ќни были современниками, правда, ¬ан ¬эй (родилс€ в 699 году) Ч чуть младше.

”потребление терминов "северна€" и "южна€" применительно к живописи породило массу недоразумений. ¬ данном случае не имеетс€ в виду, что последователи одной школы были выходцами с севера или наоборот, или что на стиль повли€ли северные или южные пейзажи. ƒл€ китайцев стало привычкой классифицировать все или по числам ("восемь добродетелей", "сто родов" и пр.) или по географическим названи€м. Ёто не значит, что добродетели ограничивались восемью, а фамилий было именно сто, это просто устойчивые выражени€. “очно так же географические термины, не нес€ никакой "территориальной нагрузки", используютс€ дл€ различени€ категорий идей. ѕодлинное различие между двум€ школами состо€ло в технике письма, в работе кисти. ƒл€ "северной школы" были характерны твердые, сильные мазки, в то врем€ как дл€ "южной" Ч более тонкие и из€щные.

ѕоследователи стил€ Ћи —ы-сун€ называли себ€ "северной школой", или, точнее, называли "северной" манеру письма, ибо художники не ограничивали себ€ одним стилем и зачастую творили в обоих. ¬опрос о "северной" и "южной" школах, или стил€х, не был бы сам по себе столь уж значительным, если бы не вел к их отождествлению с художниками —еверной —ун со столицей в  айфэне и художниками ёжной —ун, работавшими в ’анчжоу. ќбе столицы, как и происхождение мастеров, не имеют ничего общего с "северной" и "южной" школами. “ак, ¬ан ¬эй, создатель "южного" стил€, был уроженцем Ўаньси и большую часть своих работ создал в уединении у себ€ на родине.

’от€ в конце “ан „анъань была разрушена, многие полотна уцелели и еще сохран€лись при —ун. —мутное врем€ "ѕ€ти династий" (X век) не прервало художественных традиций танских мастеров. ¬ течение первой половины столети€ ёг был поделен между несколькими независимыми государствами, избежавшими беспрерывных войн и катаклизмов, сотр€савших —евер. »менно при южных дворах, оазисах культуры в гибнущем мире, нашли пристанище многие художники и поэты. ¬ государстве Ўу (—ычуань) поэты, как, например, ¬эй „жуан, продолжали литературную традицию павшей империи, а чуть позднее там же работал блест€щий художник ’уан „уань. ќн особенно известен изображением цветов и птиц, на что его, несомненно, вдохновл€ла сама —ычуань, "земл€ цветов". ќдно из приписываемых ему полотен, "ѕтицы и пионы", находитс€ в Ѕританском музее.

 огда при сунской династии мир и единство были восстановлены, художники, собравшиес€ в  айфэне, продолжили традицию. ∆ивопись не €вл€лась прерогативой только сунской эпохи. ≈сли бы сохранилось больше танских полотен, которые можно было бы сравнить с сунскими, возможно, мы увидели бы превосходство первых над последними, по крайней мере, в таких аспектах, как мощь и жизненность. —ун унаследовала великую традицию, но она не замкнулась лишь в подражании уже созданному. “ак как мы не располагаем многими танскими картинами, говорить о безусловной непревзойденности сунских мастеров вр€д ли справедливо. Ќапомним, что ќу€н —ю ставил Ћи —ы-сун€ выше всех сунских художников. “ем не менее, несомненно, что в своих шедеврах —ун достигла непревосходимого совершенства, а их дух отражает и изменившеес€ настроение эпохи. ∆ивописцев было множество, а круг сюжетов Ч необычайно широк. » если наибольшее внимание удел€етс€ именно сунским пейзажам, то только потому, что этот жанр вознесс€ на небывалую высоту, которой искусство ƒальнего ¬остока, да и других стран, никогда не достигало ни до, ни после.

¬ этих пейзажах более, чем в каких-либо других жанрах живописи и направлени€х искусства про€вл€етс€ глубокое различие между западной и восточной художественной традицией, и в то же врем€ они пон€тны европейцу лучше, чем любые другие произведени€ китайского искусства. ¬плоть до XIX века «апад не относилс€ к дикой природе иначе, как с антипатией. ƒо ”ордсворта никто не восхищалс€ английскими озерами. ƒл€ образованных людей XVII века јльпы и ѕиренеи были "ужасающими скалами" и "прокл€тыми вершинами". “ака€ непри€знь к дикой природе объ€сн€лась тем, что горы и пустынные земли зачастую становились в те неспокойные времена прибежищем разбойников и грабителей.

ќднако в  итае, где в горах, как и в средневековой ≈вропе, тоже всегда скрывались "маргинальные элементы", поэты, художники и самые блест€щие ученые всегда восхищались первозданной прелестью дикой природы и нередко отказывались от благ цивилизации, станов€сь отшельниками в уединенных местах. Ѕыть может, наслаждение первозданной красотой, не потревоженной рукой человека, возможно лишь при наличии долгого опыта культуры и цивилизации. ¬  итае к пониманию этого пришли уже в период “ан, а при —ун оно стало повсеместным. ¬ ≈вропе же, где культурна€ традици€ –имской империи оказалась прерванной "веками мрака", к такому пониманию пришли лишь в конце XVIII века.

ƒл€ сегодн€шних европейцев сунские пейзажи кажутс€ "современными", ибо, несмотр€ на различие художественных традиций, они €вл€ютс€ творени€ми людей того же уровн€ артистической культуры, что и мы сами. XVII век не прин€л бы их. ƒействительно, первые европейцы, посещавшие ƒальний ¬осток, и не думали о том, чтобы привезти в ≈вропу картины, хот€ они восхищались другими произведени€ми искусства и подражали им. » не потому, что китайска€ живопись следовала своим, отличным от западных, канонам, но потому что сам дух, вдохновл€вший художников на создание пейзажей, был в то врем€ чужд европейскому вкусу. ƒл€ сегодн€шнего поколени€ сунские пейзажи €вл€ютс€ откровением. ќдна работа лучше любого исторического или литературного труда передает грациозный дух этой изысканной и умудренной эпохи, которой вскоре суждено будет пасть под монгольским натиском. ќт него искусство более никогда уже не очнетс€.

Ћи „эн (около 970 года), за€вл€вший о своей принадлежности к прав€щему дому “ан, был одним из первых великих пейзажистов сунского периода. —южет одной из его картин, "ƒеревь€ зимой", прекрасно характеризует сунский стиль, тонкий и сдержанный, а само полотно гораздо менее фантастично, чем, например, шедевр ” ƒао-цзы. ќтдаленные холмы составл€ют фон, а на переднем плане Ч несколько сосен, возвышающихс€ над долиной. ¬ китайской живописи сосна несет в себе символический смысл, что и сделало ее излюбленным предметом дл€ сунских художников. ѕр€ма€, с изогнутыми переплетенными ветв€ми, одиноко сто€ща€ на краю ущель€, она символизировала ученого-чиновника, который, не обраща€ внимани€ на превратности судьбы, остаетс€ непоколебимым и твердым, ибо его характер укрепл€етс€ в неизменных принципах конфуцианской добродетели. XI век, бывший дл€ ≈вропы едва ли не самым бедным в плане культуры, €вл€етс€ одним из величайших периодов в истории китайского искусства, увенчавшимс€ исполненным величи€ и славы правлением покровител€ искусств ’уэй-ди (1100Ц1126). Ќе будучи мудрым и удачливым правителем, император благоволил всем искусствам и сам был великолепным художником. ќн промен€л дела государства на зан€ти€ живописью и керамикой, и хот€ в историю он вошел как последний правитель —еверной —ун, умерший в плену, в искусстве его слава вполне сравнима с величием его в равной степени несчастного предшественника Ч танского —юань-цзуна. ’уэй-цзун основал, по образцу конфуцианской школы, первую китайскую академию живописи.

—тепени присуждались в “ухуаюань, а император лично преподавал ученикам, оценивал их работы и давал задани€. ћногие из учившихс€ в академии стали известными художниками, а слава этого заведени€ достигла самых дальних уголков империи. “ак, Ћи ƒи, работавший там в 1119 году, был уроженцем ённани, в то врем€ дикого призрачного кра€, населенного в основном туземными племенами. ¬ —юань-хэ хуаюань, императорской галерее, находившейс€ под покровительством императора, были собраны все лучшие полотна того времени.  аталог произведений, опубликованный в последние годы —еверной —ун, включает 6 192 картин. Ѕольшинство их созданы уже сунскими мастерами, ибо танские произведени€ стали редкостью. Ќесомненно, что в этой галерее хранились и картины самого императора, некоторые из них дожили до наших дней.

Ћи √ун-линь, более известный под псевдонимом Ћи Ћун-м€нь, родилс€ около 1070-го и умер в 1106 году. ќн был одним из лучших сунских живописцев, а также блест€щим ученым и важным сановником. ѕоследние годы жизни он провел в уединении недалеко от горы Ћунм€ньшань, отсюда и его псевдоним. Ќекоторые его работы уцелели. ќбрушившиес€ на сунскую империю в 1125 году несчасть€ не уничтожили художественное вдохновение. ƒвор перебралс€ в ’анчжоу, а ученые и художники, бежавшие из  айфэна, сохранили славу —еверной —ун и даже превзошли своих предшественников. ¬ этот период жили два великих пейзажиста: ћа ёань (1190Ц1224) и —€ √уй. Ќова€ столица ’анчжоу находилась на берегу озера —иху, в изумительном „жэцз€не. Ѕлагодар€ этому городу Ч одному из красивейших мест  ита€ Ч в китайской живописи утвердилс€ новый, ставший бессмертным мотив Ч образ плакучей ивы. ƒа и сами окрестности не могли не вдохновл€ть художников на создание шедевров.

Ћюбимой формой изображени€ дл€ них стал панорамный свиток, рисующий широкую перспективу. “акие свитки, достигавшие порой много футов в длину, должны были по замыслу медленно разворачиватьс€, чтобы зритель как бы следовал за художником, путешеству€ по горам и рекам. —виток —€ √у€, изображающий янцзы, €вл€етс€ одним из самых драгоценных сокровищ музе€ "√угун" в ѕекине. Ќа нем представлено все верхнее течение реки, от диких гор на границе с “ибетом, где утесы и скалы сжимают реку в узких ущель€х, до широких долин среднего течени€. ѕоказаны все сцены и вс€ жизнь великой реки, начина€ с водопадов ее верховий: известные храмы и города, построенные на защитных утесах, несущиес€ вниз по бурл€щей воде или медленно поднимающиес€ против течени€ корабли. –ыбаки занимаютс€ своим трудом в укромных бухточках, а воины, пешие и конные, идут по вьющейс€ между холмов каменистой дороге.

ƒругим знаменитым панорамным свитком €вл€етс€ "ѕраздник цинмин на реке", созданный „жан ÷зэ-дуанем около 1101 года. ќн свидетельствует о весьма важном изменении, произошедшем в период "ѕ€ти династий" и —еверной —ун: сидеть стали не на циновках, а на стуль€х. ѕоследние впервые по€вились в  итае еще в эпоху "—еверных и южных династий". ќднако поначалу их использовали лишь в походах и на привалах. ѕозднее, при “ан, они вошли в обиход и использовались в саду. Ќо лишь картина 960 года Ч самого конца "ѕ€ти династий" Ч показывает пир в доме придворного сановника, на котором комната полностью заставлена стуль€ми, кушетками и столами.

 ак свидетельствует панорамный свиток „жан ÷зэ-дуан€, спуст€ столетие эта практика вошла в привычку. Ќа свитке изображено население  айфэна, устремл€ющеес€ из города к реке ѕ€нь на весенний праздник. —толы и стуль€ мы видим во множестве, как в ресторанчиках под открытым небом, так и в домах, причем они не слишком отличаютс€ от нынешних. ќбычай сидеть на циновках, сохран€ющийс€ в японии и поныне, похоже, исчез в  итае уже тогда.

ћонгольское завоевание, принесшее с собой жестокие ценности, дисгармонировавшие с эстетическими идеалами сунских ученых, положило конец великой эпохе живописи. ’от€ и при основанной монголами династии ёань жило несколько известных художников. „жао ћэн-фу (родилс€ в 1254 году), потомок сунского императорского дома, воистину стал "последним из сунцев", хот€ больша€ часть его жизни прошла уже при новой династии. Ќаибольшую славу принесли ему картины, изображающие лошадей, хот€ он также рисовал и пейзажи, в том числе, и с натуры. — уходом поколени€, непосредственно унаследовавшего сунскую традицию, началс€ закат живописи. ¬ дальнейшем художники слишком много внимани€ удел€ли технике владени€ кистью и слишком часто подражали своим предшественникам при выборе сюжетов. ѕозднее искусство, хот€ нередко восхитительное и декоративное, редко отмечено печатью сунского гени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-25; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 626 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1916 - | 1767 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.