Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стори€ китайской живописи




¬ письменных источниках упоминаетс€ немало великих мастеров древнейшей, если не сказать легендарной эпохи. Ётими сведени€ми, однако, можно без ущерба пренебречь, и не только потому, что подлинно древних произведений не сохранилось, но и потому, что есть весьма веские основани€ говорить о невозможности по€влени€ живописи как соперника декоративного искусства ранее ханьской эпохи. ѕо€вление кисти дл€ письма, изменившее стиль написани€ иероглифов, относитс€ к периоду ÷инь, правлению ѕервого императора Ўи ’уан-ди (221Ц210 до н. э.). —ведени€м о том, что эта заслуга принадлежит полководцу ћэн “€ню, не стоит довер€ть. ¬озможно лишь, что это было сделано под его покровительством кем-нибудь менее известным. Ќесомненно, что по€вление нового инструмента дл€ письма, повлекшее за собой столь значительные перемены в каллиграфии и искусствах, стало одним из самых революционных нововведений императора.

»спользование кисти дл€ письма св€зано с историей китайской живописи гораздо более непосредственно, чем может показатьс€ на первый взгл€д. ѕричина тому Ч технические различи€ между искусством «апада и ƒальнего ¬остока. ¬ ≈вропе каллиграфи€ и живопись полностью независимы друг от друга еще с тех времен, как стали писать перь€ми. ¬  итае же использование дл€ письма и живописи одного инструмента Ч кисти Ч неразрывно св€зало оба искусства, последстви€ чего не были такими уж радужными.  аллиграфи€ стала искусством, но искусством, в эпоху упадка не столь уж отличающимс€ от простого чистописани€.

“аким образом, кисть оказала огромное вли€ние на китайскую культуру. ќна полностью изменила манеру и стиль письма. Ќадписи на кост€х и бронзе периодов Ўан и „жоу нацарапаны в угловатой манере, что едва ли могло воззвать к художественным чувствам зрител€.  исть изменила эту традицию. »з€щные завитки, толстые и тонкие линии, плавна€ целостность Ч все это превратило иероглиф в произведение искусства и позволило каллиграфии зан€ть в китайской культуре место, равное которому она не занимала ни в какой другой (не исключа€ и великолепных иллюстрированных манускриптов средневековой ≈вропы).

ќбычному европейцу, пожалуй, трудно оценить искусство каллиграфии. —корее всего, свиток с иероглифической надписью великого мастера произведет на него такое же впечатление, как и самый посредственный рисунок, вышедший из-под той же руки. ≈сли бы инструментом дл€ письма в  итае стало перо, вс€ последующа€ истори€ живописи и каллиграфии была бы иной. ќднако такое едва ли было возможно. »так, каллиграфи€ и живопись оказались взаимосв€занными и оказывали вли€ние друг на друга на прот€жении всей китайской истории, и не только в период упадка. —амо возникновение живописи обусловлено по€влением кисти дл€ письма. — самого начала это искусство €вл€лось принадлежностью образованного класса, с детства обучавшегос€ виртуозному владению кистью. ѕоэтому историки и ученые удел€ли живописи огромное внимание. —охранились описани€ жизни давно ушедших в мир иной мастеров и даже фрагментов их погибших произведений. Ёто свидетельствует, насколько мало было среди китайских художников людей низкого происхождени€ и без образовани€, и не потому, что среди бедных не было талантливых, но потому, что выходец из образованного класса, искушенный, благодар€ многолетним упражнени€м, во владении кистью, имел неоспоримое преимущество перед даровитым самоучкой. ƒругое, не столь непосредственное, следствие взаимосв€зи живописи и письма про€вл€етс€ в выборе китайскими художниками своих сюжетов. ќчень часто использовались литературные сюжеты, хот€ дл€ лица, не знакомого с обширным наследием китайской письменности, это не столь очевидно. ѕейзаж, например, дл€ китайского художника €вл€етс€ литературным сюжетом благодар€ давней и сильной традиции, св€зывающей дикую природу с образом отшельника, и сложившейс€ символике горных вершин, скал и текущей воды. ќднако китайское воображение в лучшие времена не замыкалось лишь в этих ассоциаци€х. ’удожники “ан и —ун рисовали не только пейзажи. Ќо когда вдохновение в минскую эпоху начало сходить на нет, на первый план вышло внешнее про€вление взаимосв€зи каллиграфии и живописи. ќ живописи, как и о каллиграфии, стали судить по технике владени€ кистью, а о сюжете, вдохновении и чувстве забыли. ¬ искусстве каллиграфии смысл иероглифов, выбранных из классического текста или поэмы, был не так важен, как манера исполнени€, ведь сюжет не €вл€лс€ оригинальным Ч художнику принадлежало только само исполнение. ѕеренесение таких стандартов на живопись привело к ее упадку. ¬ этом позднем искусстве, известном как "вэнь жэнь хуа" ("живопись ученых"), о качестве произведени€ стали судить по числу черт и манере их исполнени€. Ќа сюжет обращали мало внимани€, а сам рисунок, будь то пейзаж, изображение цветов или человека, оценивалс€ с точки зрени€ искусства владени€ кистью. “акое сверхрафинированное мастерство оказывалось слишком декоративным и утонченным, лишенным того чувства силы и свободы, что характеризовало работы сунских художников.

  сожалению, не сохранилось ханьских образцов росписи по шелку, но среди обнаруженных в Ћаклане ( оре€) предметов есть образцы лаковой живописи, выполненные на сделанных из панцир€ черепахи вещах. –исунок исполнен в прекрасной манере, лишенной малейших следов примитивизма. Ќаходки подтверждают письменные свидетельства о существовании ханьской живописи, причем уровень ее был €вно выше достаточно простой условности барельефов той эпохи.

≈сли приписываема€ одному из великих мастеров, родившемус€ всего 150 лет спуст€ после падени€ ханьской династии, картина действительно €вл€етс€ его творением, это косвенным образом подтвердило бы предположение о существовании живописи уже при ’ань. √у  ай-чжи (около 364 года) жил при династии ÷зинь и, согласно танским и сунским критикам, был самым первым и величайшим из известных им художников. ≈ще в XII веке, когда составили каталог императорской коллекции "—юань хэ хуа пу", существовало дев€ть приписываемых ему картин. ќдна из них Ч "ѕредостережение императорской наложницы" Ч находитс€ в Ѕританском музее. Ќа ней сто€т печати сунского императора ’уэй-цзуна и цинского императора ÷€нь-луна. Ѕиньон пишет об этой картине: "ќсновной характер композиции в целом совпадает с немногими дошедшими до нас образцами изобразительного искусства периода между ’ань и “ан. ќн также схож с манерой исполнени€ фресок ƒуньхуана (VI век), хот€ последние более "провинциальны". ≈сли учесть, что типажи, костюмы и манера письма отличаютс€ от присутствующих во всех известных нам более поздних китайских работах, не может быть сомнений, что картина создана в IV веке. ћногие ученые считают ее древней копией. Ќо в то, что это копи€, трудно поверить".

«начимость картины определ€етс€ тем (за исключением самого факта ее сохранени€), что в то врем€, при династии ÷зинь, буддизм только начал проникать в китайскую культуру. ” новой религии, хот€ и быстро распростран€вшейс€, еще не было времени глубоко повли€ть на унаследованную от ’ань художественную традицию. ≈сли, как предполагалось одно врем€, живопись по€вилась в  итае вместе с буддизмом, можно было бы ожидать присутстви€ в ранних работах сильного чужеродного вли€ни€ и исключительно религиозных сюжетов. ≈сли картина действительно написана в IV веке, то она доказывает, что это не так. —тиль полностью китайский, а сюжет Ч вполне мирской. Ќа ней изображено подтверждаемое источниками событие Ч совет, данный наложнице императора династии ÷зинь ”-ди (265Ц290).

ѕериод "Ўести династий" не оказалс€ таким уж неблагопри€тным дл€ искусства.   буддизму относились благосклонно при северных и южных дворах. ѕросвещенные правители Ќанкина поощр€ли художников, их посто€нно приглашали писать образы Ѕудды и бодхисаттв. √у  ай-чжи создал много картин на религиозную тематику, но все они погибли вместе с храмами, в которых находились. ¬ли€ние религии на живопись было сильным и долгим, продолжавшимс€ весь танский период вплоть до —ун, но оно никогда не преобладало.  итайского художника, в отличие от его италь€нского "коллеги", не заставл€ли втискивать свой талант в прокрустово ложе предписанного сюжета или в узкий круг св€щенных тем, из которого нельз€ вырватьс€. ’удожники были людьми образованными и учеными и нередко занимали высокие посты при дворе. ќни писали то, что хотели, и если зачастую выбирали религиозные сюжеты, то это лишний раз доказывает, что конфуцианска€ ученость и буддийска€ вера находились не в таком антагонистическом противоречии, как говор€т позднейшие конфуцианские пуритане.

ќб искусстве эпохи "Ўести династий" мы можем судить по более поздним свидетельствам. —е ’э, художник, живший в конце V века при южнокитайской династии ÷зинь, оставил первый из известных нам трактатов по живописи, включа€ "шесть канонов", всегда считавшихс€ в  итае критерием живописи. Ёти каноны он выразил в четырех сложных фразах, которые нелегко перевести на €зык западного критицизма. ¬прочем, "слова останавливаютс€, но чувство идет вперед", как всегда было в китайской поэзии и прозе.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-25; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 460 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

433 - | 416 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.