Сама же личность одновременно соотносится в экзистенциальном плане с другими людьми и включается в особые временно-Пространственные континуумы деятельности и ценностных отношений. Здесь приходит в действие ее способность к согласованию объективного времени, в котором осуществляется деятельность, общение и сама ее жизнь со своим, назовем его не субъективным, а эпицентрическим, временем. Итак, личность, во-первых, согласует свое, назовем его эпицентрическое, время с объективным временем (не только как с внешним, социальным, но и присущим • ее собственной онтологической природной, телесной, психофизической, психофизиологической организации). Во-вторых, она интегрирует и координирует специфические временные этапы жизни — прошлое, настоящее и будущее, создавая свое эпицентрическое время. В-третьих, развиваясь и самовыражаясь во времени, она придает ему ценностный, т. е. восходящий, «вертикальный» характер
86. Потенциальные / реализованные / актуальные связи
Е.И. Головаха и А.А. Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания. Во-первых, это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее "внутренней системе отсчета" (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Понятие возраста производно от понятия "время" и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Если применительно к хронологическому возрасту 30 лет это значит лишь то, что в течение своей жизни человек совершил вместе с Землей 30 оборотов вокруг Солнца. Но определить тот же интеллектуальный (психологический) возраст как действительно временную характеристику уже невозможно, ибо о каком времени идет речь, мерой какого прошлого является этот возраст — совершенно непонятно. Но в то же время авторы определяют психологический возраст личности как меру психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст — мера его хронологического прошлого.
О том, как именно диагностировать психологическое прошлое, а через него и психологический возраст, авторы однозначно не определяют. Однако, по их мнению, относительной мерой психологического прошлого могла бы быть реализованность психологического времени. (В представленной концепции выделяется три типа единиц психологического времени—реализованные, актуальные и потенциальные связи, которые лежат в основе формирования психологического прошлого, настоящего и будущего личности.)