Все более распространенной является тенденция рассматривать D&O скорее как финансовый продукт, нежели как чисто страховой. Объясняется это, в первую очередь, тем, что самый весомый риск, покрываемый полисом, - это риск влияния негативных финансовых результатов компании на профессиональную судьбу ее топ-менеджеров, а эти результаты определяются достижениями компании на существующих финансовых рынках.
Традиционное ценообразование в исследуемой отрасли, по отзывам многих независимых аналитиков, оказалось неудачным и может быть названо (наряду с неквалифицированным выбором рисков и слишком комплиментарными для застрахованных лиц условиями полисов) одной из основных причин нынешнего непростого положения в отрасли.
Основная особенность ценообразования продуктов D&O заключается в необычно низкой для страхования значимости исторического опыта. Дело в том, что D&O представляет собой крайне волатильную и непредсказуемую инфраструктуру, которая неизбежно учитывает динамично меняющиеся правовые, экономические и социальные факторы. Кроме того, существующие массивы информации могут не учитывать особенно важные для правильного ценообразования последние судебные дела, а также незавершенные процессы.
Заслуживает внимания методология, согласно которой при формировании цен на продукт D&O приоритетным критерием является кредитный рейтинг (общеизвестных рейтинговых агентств, таких, как Moody's или Standart & Poor`s), отражающий ожидаемые финансовые результаты компании и косвенно оценивающий связанные с ней финансовые риски. При этом коэффициенты, понижающие изначальный кредитный рейтинг, вводятся в случаях, если, например, компания находится под расследованием, институциональным инвесторам принадлежит свыше 5% ее акций, компания за последние три года засветилась на рынке слияний и поглощений или вышла на IPO. Для России в число негативных факторов можно было бы дополнительно включить наличие непогашенных претензий налоговых органов, а также негативных публикаций о компании или ее топ-менеджерах в средствах массовой информации.
Таким образом, страхование ответственности высших должностных лиц компании представляется нам одной из наиболее перспективных технологий риск-менеджмента, поскольку оно способствует повышению степени прозрачности компании, доверия к ней инвесторов и, в конечном счете, позитивно влияет на общую капитализацию российского бизнеса.