ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 2
ПАРАМЕТРЫ | ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ |
Природные и исторические условия | Территория Западной Европы на юге была давно обжита греками. Древний Рим многое заимствовал из культуры Греции, развил юридическое право, политику. Распад Римской империи и захват ее территорий варварами Великое переселение народов. Часть племен живет на севере Европы, занимаясь войной и грабежами. В центре Европы – бывшие кочевники начинают заниматься земледелием. Особые природные условия: малые территории, леса, болота, горы - приводят к ограниченному земледелию. Использование колесного железного плуга с отвалом, лошадь становится животным для распашки земли. В сознании этих людей присутствуют качества и кочевой, и земледельческой культур. |
Поселения | Основной тип поселения город– укрепленное сооружение. Первоначально город группировался вокруг монастыря или рынка, с XII века – в центре муниципалитет (орган самоуправления). Город – самодостаточен, маленький, нацелен на внутреннюю торговлю: тесная связь между городом и фермерскими хозяйствами. Земледельцы жили за городской стеной. Правитель – воин - землевладелец. |
Государственное устройство | Государственное устройство – монархия – правитель – выдающийся полководец, но власть освящена церковью, что создает условия для наследования власти. Правитель – слуга Бога – король. Феодал – воин + землевладелец. Ремесленники ↑ Рыцарство ← Феодалы → Церковь ↓ Крестьянство Возникает 4 субкультуры общества: бюргерская, рыцарская, крестьянская, церковная. Между ними присутствует диалог культур: 1. диахронический (из прошлого в будущее) - крестьяне – ремесленники 2.синхронический (феодалы существуют только в эту историч. эпоху) - рыцари – церковь. |
Психологические особенности, место человека в мире. | В сознании этих людей присутствуют качества и кочевой и земледельческой культур Человек переживает рождение и умирание, подобно процессу сотворения мира: мир однажды был создан Богом и наступит Апокалипсис. Во всем видит противоположности – божественное и земное, ад и рай, духовное и греховное, сеньоры и крестьяне. Время ощущается как векторно, так и циклически (земледельческий цикл). Нерасчлененный пространственно-временной континуум. Смеховая культура как способ снятия идеологического стресса. |
Мифология | Главная идея – богосотворенностимира, она пронизывает все субкультуры, раскрывая в каждой из них разный аспект этой идеи. |
Наука и техника | 1.Крестьянство – новые средства производства, технические усовершенствования. 2. Духовенство – главный носитель науки – богословие – основная наука – познание абстрактной реальности «Верую, ибо абсурдно», ей подчинены – алхимия, метафизика, мораль, этика, эстетика, математика, астрономия. Основной способ познания – слово (молитва). 3. Рыцарско-придворная культура построена наигре – придворный этикет, все ради идеи, особые способы подачи.Все действия наполнены символами. 4.Бюргерская культура – главной становится предметная деятельность. Им необходимы реальные знания – открываются университеты. Нравственно, эстетично, красиво то, что полезно. |
Храм как модель мира | Изначально приспосабливали базилики. Храм-корабль, который несет человека по жизни. Романский стиль в 6 в. появляется символ «+», и храм приобретает этот же символ, становится крепостью (в условиях феодальной междоусобицы). Готика: к 10 в. появляются храмы большой высоты, за счет стрельчатой арки. Дематериализация «тела» храма - устремленность к Богу. Готическая символика. |
Художественные образы | У каждой субкультуры вырабатывается свои художественные образы: Крестьяне – земледельческий календарь; Духовенство - религиозные сюжеты; Рыцарство – игра, этикет; Бюргерство– смеховая и морализирующая культура; |
Канон | Бог – основа мироздания. Однажды данный канон человек не может изменить, потому что он дан Богом. Только бюргеры стремятся к изменениям, которые диктует жизнь. |
Доминирующие виды искусств | Литература, музыка, иконопись, архитектура, готическая скульптура; Аудиальный тип культуры: «В начале было Слово…». |
Степень креативности культуры | Смешанныйтип культуры, с преобладанием черт консервативноготипа. После античности процесс становления европейской культуры Средневековья воспринимается как деградация (частичная варваризация античных достижений), но внутри средневековой культуры заложена революционизирующая сила, которая приведет к взрыву изнутри – бюргерство. Их рационализм требует постоянного усовершенствования – технологии производства, изобретение часов, печатного станка, все это закладывает основы нового типа культуры – буржуазного – новый уровень становления ремесленно-торгового типа культуры. |