Рассматривая блок-схему алгоритма создания ХТС (см. рис. 5.1), можно отметить, что ХТС разрабатывают и создают коллективы разных специалистов: химики-технологи, теплофизики и процесщики, машиностроители, проектировщики, строители и монтажники.
Бросается в глаза следующая закономерность: накапливаемая информация при реализации этапов передается от коллектива к коллективу по эстафете. Каждый следующий коллектив получает информацию в виде директивного документа от предыдущего коллектива и делает свою часть созидания, выполняя императивы всех предыдущих.
Участие во всей процедуре разработки и создания ХТС убедило, что упомянутые коллективы работают совершенно взаимно-независимо и юридически, и финансово, и организационно, что эта работа разнесена и территориально, и по времени, могут быть даже большие перерывы в разработке. Эта взаимная независимость коллективов ведет к тому, что каждый из них делает свою часть работы, может быть, делает очень хорошо, высоко профессионально, но нет никого, кто бы занимался не частью, а целым, т.е. всей ХТС. Над системой разработки и создания ХТС нет сверхсистемы, надсистемы, которая бы занималась качеством изделия - ХТС, т.е. надежностью, т.е. работоспособностью – эти обязанности не входят в функции и главного инженера проекта.
Делаем вывод [68]: разработчики занимаются частями ХТС и никто не управляет разработкой частей во имя работоспособности изделия – системы, нет инструментов и нет метода управления этим этапом оценки качества ХТС. В сущности, задачу оценки качества разработки решает сама ХТС в момент пуска и попыток сдать ее в эксплуатацию.
Рассматривая содержание каждого блока алгоритма разработки и создания ХТС, нельзя не увидеть, что каждый коллектив-разработчик назначает, указывает свой набор заданных параметров, делая это или гласно в соответствующей нормативной документации, или неявно, по умолчанию. Получается, что все множество заданных параметров ХТС состоит из взаимно-независимых элементов, назначенных взаимно-независимыми разработчиками. И никому не приходит в голову спросить себя: “А как ХТС “узнает” об этих ограничениях?” Конечно, технологическая схема и набор оборудования тщательно просчитывается на предмет соответствия, равенства параметров технологического потока номинальным значениям заданных параметров. А вот отклонениями заданных параметров от номинала никто не занимается, и в реальности эти отклонения будут такими, какими “хочет” ХТС, а не такими, какими назначили разработчики.
Действительно, пусть расход сырья на входе в ХТС ступенчато изменился в пределах погрешности дозатора. После завершения переходных процессов все параметры технологического потока примут новые значения своих величин. Разность величин новых и прежних параметров ХТС строго детерминирована, она есть результат действия законов сохранения. Эти законы объективны, и потому изменения параметров “не знают” об ограничениях, наложенных людьми.
Эту коллизию можно наглядно изобразить схемой на рис. 5.2. На этой схеме изображена ось Ui - величина i-го заданного параметра, Ui0 - номинальное значение его, (...) - обозначение разрешенного диапазона отклонения согласно нормативной документации, […] - обозначение действительного интервала отклонения.
Рис. 5.2. Возможные варианты взаимного расположения действительных и разрешенных интервалов отклонений заданного параметра Ui от номинала Ui0. Во втором варианте ХТС может быть в состоянии отказа, в первом – никогда.
Из рис. 5.2 следует, что ХТС будет работоспособна тогда и только тогда, если [...] Î (...), т.е. действительный диапазон отклонения всеми своими точками принадлежит разрешенному. Ну, и кто же занимается этим вопросом?
Общие выводы из рассмотрения организации разработки и создания ХТС.
1. Назначение заданных параметров (т.е. их номинальных значений и разрешенного диапазона отклонения) производится взаимно-независимыми разработчиками ХТС, что делает все элементы множества заданных параметров не согласованными с природой процессов, протекающих в ХТС. Это обстоятельство сильно уменьшает вероятность работоспособности и, следовательно, качество разработки.
2. Сама система разработки и создания ХТС среди компонент вектора целеполагания не имеет высшей цели - высокой работоспособности ХТС.
3. Система разработки и создания ХТС должна быть частью, подсистемой некоторой надсистемы, которая бы занималась только качеством разработки, т.е., в конце концов, работоспособностью ХТС.