Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ак чувства измен€ют опыт




 

ѕсихические образы, о которых мы говорили, не могут быть показаны на экране Ч мы не можем вн€тно объ€снить их даже самим себе, Ч но это отнюдь не ставит под сомнение их существование. Ќикто никогда не видел атома или электричества, но мы не должны по этой причине сомневатьс€ в существовании сил природы, без которых совершенно невозможно пон€ть физический мир. ѕрирода про€вл€ет себ€ так, как будто существует то, что мы называем атомом или электричеством, и потому мы предполагаем, что эти объекты в самом деле реальны. » люди ведут себ€ так, как будто те психические образы, о которых мы говорили, существуют, и потому мы предполагаем, что они в самом деле есть. ¬ дальнейшем мы будем говорить о динамических образах как о существующих настолько же реально, насколько реально существуют электроны и гравитаци€.

Ёти динамические представлени€ состо€т из двух компонентов: зрительного образа и эмоционального зар€да. «ар€д может быть Ђположительнымї или Ђотрицательнымї; это может быть любовь или ненависть, а часто то и другое вместе. «рительный образ придает представлению форму, а зар€д Ч энергию.

Ќадо четко понимать, что мы имеем в виду, когда говорим об образах, формах или иде€х. ‘орма в применении к динамическим психическим образам включает в себ€ не только структуру, но и функцию, так что психическа€ форма шире физической.  аждому известна физическа€ форма самолета. ќднако психическа€ форма, образ или иде€ самолета заключают в себе не только его внешний вид, но и некоторое представление о том, дл€ чего он предназначен. ѕоэтому легко видеть, что дл€ создани€ €сных зрительных образов нужны не только глаза, но и ум, и что при прочих равных услови€х представлени€ человека об окружающем мире будут тем полнее и правильнее, чем сильнее его интеллект.  роме того, правильность мысленного образа самолета не имеет ничего общего с чувствами человека по отношению к летательным аппаратам. ќдни могут превосходно разбиратьс€ в самолетах, но не любить и бо€тьс€ их, а другие люб€т летать, не име€ ни малейшего пон€ти€, почему и как самолет перемещаетс€ в воздухе.

ѕредставление о самолете может иметь, следовательно. как Ђположительныйї, так и Ђотрицательныйї зар€д независимо от того, €вл€етс€ ли форма этого образа простой или сложной, правильной или неправильной.

–азница между чувствами и образами часто прослеживаетс€ в социальных отношени€х. „асто человек хорошо помнит свои чувства по отношению к кому-то, но не помнит его имени или, наоборот, помнит им€, но никаких эмоций это им€ в нем не вызывает. ћистер и миссис  инг собирались устроить прием, и миссис  инг спросила:

Ч ћожет, стоит пригласить мистера  астора, того интересного наездника с √авайев?

Ч я хорошо помню это им€, Ч ответил мистер  инг. Ч Ёто рослый парень с татуировками в виде сердец и цветов на руках, но € никак не могу припомнить, нравитс€ он мне или нет.

ясно, что в этом случае у мистера  инга был отчетливый зрительный образ  астора, он хорошо помнил его Ђформуї. ќбраз был четко оформлен, но никакого эмоционального зар€да в себе не нес, и потому  инг не мог вспомнить, какие чувства он питал к мистеру  астору. «атем миссис  инг сказала:

Ч ј не пригласить ли нам того милого парн€, забыла, как его зовут, которого так ненавидит эта мерзка€ миссис ћетис?

»з слов миссис  инг видно, что она мало помнила о самом мистере »м€рек, о том, как он выгл€дит, даже как его зовут, но в пам€ти отпечаталс€ положительный эмоциональный зар€д. ќна не помнила, что он за человек, но помнила, что он ей понравилс€ Ч прежде всего тем, что его невзлюбила ненавистна€ миссис ћетис.

»з этого следует, что представление о человеке может распадатьс€ на части; чувство и зрительный образ отдел€ютс€ друг от друга, так что чувство остаетс€ на уровне сознани€, а зрительный образ становитс€ бессознательным, или наоборот. ¬ подобных случа€х отделившеес€ от зрительного образа чувство Ђподвисаетї в сознании и может Ђнайти себе опоруї, св€завшись с другим зрительным образом, имеющим что-то общее с прежним. Ёто важно дл€ объ€снени€ обмолвок и других ошибок, которые мы совершаем в повседневной жизни. ≈сли же Ђподвешеннымї оказываетс€ зрительный образ, то он находит себе опору в другом эмоционально зар€женном образе.

” разных людей способности сохран€ть в пам€ти эмоции и образы разные. ”м, неспособный четко запоминать образы, не способен к учебе. Ћюдей с подобными недостатками называют слабоумными. ќни могут понимать вещи только после длительных и многократных усилий сформировать в уме четкие образы. ¬ынужденные выражать свои чувства, как все остальные люди, они, не име€ четко оформленных образов, допускают ошибки и попадают в трудные положени€.

»ногда проблема в другом. –азум, некогда способный понимать вещи и формировать правильные образы, вдруг начинает их искажать. Ќапример, авиаконструктору начинает казатьс€, будто самолеты питают к нему личную вражду и преследуют его, пыта€сь причинить ему вред. — этим искаженным представлением о самолетах он становитс€ чудаком в глазах окружающих и утрачивает способность жить нормальной жизнью. ћногие подобные аномалии наблюдаютс€ у шизофреников, и поскольку те ведут себ€ в соответствии со своими искаженными и аномально зар€женными представлени€ми, здоровому человеку пон€ть их поведение трудно.

»з этого должно быть €сно, почему Ђнервные расстройстваї не имеют никакого отношени€ к интеллекту и почему индивид, переживающий Ђнервное расстройствої, имеет пам€ть и рассудок, ни в чем не уступающие пам€ти и рассудку Ђнормальногої человека. ЂЌервное расстройствої любого рода Ч это нарушение сложившегос€ распределени€ эмоционального зар€да между представлени€ми человека о своем теле, своих мысл€х, окружающих вещах, люд€х и т. д., так что некоторые представлени€ искажаютс€. Ёто нарушение надо отличать от слабоуми€, которое подразумевает пониженную способность создавать и сохран€ть образы. ѕсихические заболевани€ св€заны с эмоци€ми, а слабоумие Ч с пониманием сути вещей.  онечно, бывает, что человек одновременно страдает Ђнервным расстройствомї и слабоумием, но это лишь злополучное совпадение, потому что речь идет о двух совершенно разных нарушени€х.

„еловек был бы существом куда более простым, если бы он просто автоматически училс€ на собственном опыте и строил психические образы в соответствии с тем, что с ним в действительности происходило. ¬ этом случае он напоминал бы счетную машину, выполн€ющую абсолютно точные и однозначно понимаемые вычислени€ на основе поступающей извне информации, или кусок глины, сохран€ющий верный и неизменный отпечаток всего, что к нему прикасаетс€. ѕричина, по которой мы не похожи на эти неодушевленные предметы, заключаетс€ в том, что наш внутренний дух придает всему происход€щему с нами новое и сугубо индивидуальное значение, так что одно и то же событие каждый переживает по-своему, у каждого формируетс€ свой собственный взгл€д на происшедшее в зависимости от его эмоциональных особенностей. ≈сли бы счетной машине вдруг не понравилс€ вид цифры 9 в каком-нибудь столбце чисел, она не смогла бы заменить ее на 6, чтобы было красивее, а человек на такое способен. ≈сли бы глина почувствовала, что отпечаток слишком угловат, она не смогла бы скруглить его; человек же скругл€ет углы своих переживаний по собственному усмотрению.

¬нутренние силы, вли€ющие на переживание происход€щего с нами, Ч это силы любви и ненависти, которые могут иметь разные формы и о которых мы еще будем подробно говорить в дальнейшем. ѕод действием этих двух чувств все образы переплавл€ютс€, тер€€ сходство с оригиналом, и поскольку человек действует в соответствии с этими образами, а не в соответствии с действительностью, на всех его поступках лежит печать любви или ненависти.  роме того, в формировании личных представлений принимают участие три идеи, или три убеждени€, которые корен€тс€ глубоко в бессознательном каждого человека и избавитьс€ от которых он не может. Ётими трем€ веровани€ми €вл€ютс€ вера в собственное бессмертие, вера в свою неотразимость и вера во всемогущество своих мыслей и чувств.

—колько бы человек ни отнекивалс€, утвержда€, что эти убеждени€ ему не присущи, они остаютс€ скрытыми в глубинах его сущности, и роль их, веро€тнее всего, заключаетс€ в том, чтобы вли€ть на наши поступки, когда мы растер€ны и обеспокоены. »з этих трех идей легче всего прослеживаетс€ вера во Ђвсемогущество мыслиї, поскольку на представлении о всесилии мыслей и чувств основаны многие предрассудки. Ёто подспудное верование становитс€ особенно активным при некоторых эмоциональных расстройствах.

”энделлу ћелеагру часто снилось, будто он убил брата своей матери. ”слышав, что его д€д€ погиб в автомобильной катастрофе, мистер ћелеагр начал страдать от сердцебиений и бессонницы. ќн стал много читать о разных суевери€х, чтобы избежать того, от чего эти книги предостерегали. ѕри виде полицейского его бросало в дрожь, и он почти лишалс€ чувств.  ороче, он вел себ€ так, как будто и в самом деле убил своего д€дю. ¬ конце концов из-за этих страхов ему пришлось временно отказатьс€ от адвокатской практики.

’от€ в действительности он не имел никакого отношени€ к смерти своего д€ди и на сознательном уровне питал к нему лишь чувство любви, бессознательный образ д€ди был зар€жен мысл€ми об убийстве. Ќа бессознательном уровне ”эндел €вно переоценил силу этих мыслей, потому что после гибели д€ди стал вести себ€ так, как будто действительно был пр€мым и злонамеренным виновником его смерти. ќн восприн€л происшедшее извращенным образом, потому что имел извращенный бессознательный образ д€ди и бессознательно верил во всемогущество своих губительных мыслей.

¬ера человека в свою неотразимость €снее всего про€вл€етс€ в сновидени€х, где он без малейших усилий и нимало не удивл€€сь этому завоевывает любовь самых желанных мужчин и женщин. ќтражение этого веровани€ можно увидеть в поведении некоторых пожилых людей, которые никак не хот€т признать, что утратили былую сексапильность.

¬ера в бессмертие признаетс€ как должное большинством религий и, вопреки всем сознательным попыткам сопротивлени€ ей, упорно держитс€ в умах самых отъ€вленных атеистов и еретиков. ѕо-насто€щему никто не может вообразить свою собственную смерть. Ќевозможно представить себ€ умершим, одновременно не вид€ себ€ живым свидетелем собственных похорон. ≈сли же попытатьс€ не думать о похоронах, а представить собственную гибель от взрыва бомбы, тогда можно вообразить, как теб€ разрывает на куски, но все равно ты не можешь вообразить себ€ отсутствующим после того, как дым рассеетс€. ћало того, эта паутина бесконечности простираетс€ не только в будущее, но и в прошлое. Ќикто не может честно представить себе, что было до его по€влени€ из ничто. Ёта неспособность представить себ€ несуществующим находит отражение в €вных или замаскированных иде€х о реинкарнации, которые можно обнаружить во многих религиозных системах.

»менно силы любви и ненависти вместе с этими трем€ желани€ми или веровани€ми придают человеческой жизни €ркость и индивидуальность и позвол€ют люд€м не превратитьс€ в машины или комь€ глины. » эти же самые силы доставл€ют нам непри€тности, когда выход€т из-под контрол€. ќни хороши, когда придают €ркость нашим представлени€м, остава€сь под присмотром разума, но когда они отнимают власть у рассудка и пускаютс€ во все т€жкие, коверка€ наши образы до неузнаваемости, то дл€ восстановлени€ баланса реальности и вымысла необходимо принимать меры.

ћы должны попытатьс€ у€снить дл€ себ€, до какой степени чувства вли€ют на наше поведение, наши переживани€ и наши представлени€ об окружающем, чтобы постаратьс€ избежать неразумных действий, ненужных тревог и ошибок в суждени€х. ќпыт подсказывает нам, что ради собственного счасть€ в сомнительных случа€х разумнее исходить в своих действи€х, чувствах и мысл€х не из ненависти, а из любви.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2159 - | 2016 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.