Основными тенденциями в развитии современных наций и на циональных отношений являются:
А. Пробуждение национальной жизни и создание национальных государств. | Б. создание интернационального. единства жизни,развитие и улучшение всяких отношений между нациями |
Первая тенденция: Пробуждение национальной жизни и создание национальных государств.
· С одной стороны, Национализм позволяет сплотить нацию, формирует чувство патриотизма.
· Но с другой стороны, Национализм может порождать ненависть к другим народам.
Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними нередко были напряженными, даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.
По целям этнические конфликты бывают:
· Социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия
· Культурно-языковые, при которых выдвигаются требования, которые затрагивают сохранения или возрождения языка этноса и его культуры
· Политические, если участвующие в них меньшинства добиваются политических прав(от автономии местных органов власти до полномасштабной конфедерации)
· Территориальные- на основе требований изменения границ, присоединения к другому родственному государству или создание нового независимого государства
В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует
· в спаде производства,
· в росте инфляции, цен,
· в безработице,
· в резком ухудшении экологической обстановки,
· в антидемократических законах и т. д.
Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации.
Формы проявления:
· Национализм - это идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам других наций,ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.
· Дискриминация –это принижение, умаление, ущемление прав по национальному признаку(прием на работу, место проживание, доступ к образованию)
· Апартеид- это: Политика раздельного проживания рас и народов была в ЮАР
· геноцид – это истребления целых групп населения по национальному признаку.
· Шовинизм - крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности, разжигание национальной вражды и ненависти с призывами к войне одной нации против другой
· Холокост -это государственной политики Германии по уничтожениею еврейского населения.
Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.
История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным 'виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «переродившиеся». Постепенно складывается«образ врага» - опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.
Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно ХХ в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.
Свое крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистским. режимом. Человеконенавистническая идея искоренения, «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида – истребления целых групп населения по национальному признаку.
Из курса истории вы знаете, что фашистский диктатор А. Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд и др.) около 6 млн. человек - почти половина всего еврейского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничтожение через сожжение»..
К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славянские народы, планируя колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «высшей расы.
ВТОРАЯЯ ТЕНДЕНЦИЯ:
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в приверженности идее мира и согласия, в уважении к национальному достоинству, в добровольном поиске согласия(консенсуса) по спорным межнациональным вопросам, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества. В обеспечении прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности заключается одно из главных условий свободы любого народа. Овладение культурой межнациональных отношений - одно из средств предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов.
Культура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности сознания и поведения личности, больших групп населения, представителей органов власти. Она. требует безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключает малейшее проявление национального недоверия, вражды."
Значительный вклад в предупреждение и ликвидацию национальных конфликтов, особенно носящих религиозный оттенок, могут внести церкви различных конфессий. Вспомним слова видного представителя православного духовенства Александра Меня: «Понимание, терпимость плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь».
Научно-техническая революция предполагает как специализацию производства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо растущим производительным силам тесно в рамках даже крупного государства.
Идет процесс экономической интеграции, вместе с ним и процесс сближения народов.
Первый путь –это Европейский союз (ЕС), объединяющий ныне 25 государств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 языках. В мае 2004 г. ЕС расширился, за счет приема новых членов – постсоциалистических стран Центральной, Восточной Европы и Балтии. Намечается дальнейшее расширение ЕС. Введены единое европейское гражданство, единая валюта - евро. Регулярно проводятся выборы в Европейский парламент, разработан и после активного обсуждения проекта подписан странами - участницами ЕС Основной закон ЕС. Разработано единоеевропейское право, поставившее межнациональные отношения народов Западной Европы на твердую почву закона. Верховенство европейского права над национальным признают все государства ЕС. На случай конфликтов, для решения сложных проблем организована «третья власть» Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС.
Существует и другой путь межнациональной интеграции. Так, в США нет административного деления страны на отдельные национальные образования. Государство на основе демократических законов гарантирует каждой нации национально-культурную автономию (самостоятельность) и охраняет право на свободу всех видов объединений: экономических, партийных, профессиональных, возрастных, национальных, по интересам и т. д. В условиях демократического государства люди разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно их личным потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера. Всякая дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократического государства.
Путем межнациональной интеграции, признавая этнокультурньiе различия, успешно идут большинство демократических государств Западной Европы, Канада, некоторые развивающиеся страны с многонациональным населением.