Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщие закономерности эмоций и чувств




 

¬озникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерност€м формировани€ условного рефлекса.

„увства, выработанные к одному объекту, перенос€тс€ в определенной степени на весь класс однородных объектов. “аким образом, одной из закономерностей чувств €вл€етс€ их обобщенность и возможность переноса.

ƒруга€ закономерность Ц- притупл€емость чувств под вли€нием длительно действующих раздражителей. Ћюбима€ песн€ надоедает, если ее посто€нно и всюду слышишь; шутка, повтор€ема€ слишком часто, не вызывает смеха. ¬оздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитаетс€ привычным надоевшим воздействи€м.

ѕритуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. „еловек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействи€м (к плохому запаху, непригл€дным картинам, неуютной обстановке и т. п.). ѕритупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагопри€тной обстановке, побужда€ к ее изменению.

–азличные чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставл€ютс€ и вли€ют друг на друга, взаимодействуют. „увство досады от неэтического поступка одного лица усиливаетс€, если оно противопоставл€етс€ благородному поступку другого лица в той же ситуации. ”довольствие сильнее чувствуетс€ вслед за неудовольствием. „ем труднее судьба геро€ романа, тем радостнее воспринимаетс€ благополучный исход его злоключений. Ёто контраст чувств.

ќдна из закономерностей чувств Ц их суммаци€. „увства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаютс€, суммируютс€. “ак, в результате суммации чувства у нас укрепл€ютс€ любовь и уважение к родител€м, другу, родным местам. Ќакопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, непри€тностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного событи€. ¬ результате суммации чувств повышаетс€ эмоциональна€ чувствительность к тем или иным событи€м.

Ёмоциональные состо€ни€ могут замещатьс€. “ак, неудача в одной де€тельности может компенсироватьс€ успехом в другой де€тельности.

ќдна из закономерностей эмоций Ц их переключаемость. Ёмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситьс€ на другие объекты (всем знакомо €вление "возмещени€ зла на слабом").

¬ р€де случаев эмоции взаимно несовместимы Ц амбивалентны, возникает внутриличностна€ конфликтна€ ситуаци€. (“ак, у отца-алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности прин€ть алкоголь.)  онфликт между противоположными чувствами изживаетс€ различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением отдельных представлений.

Ёмоции и чувства имеют внешнее выражение Ц экспрессию. ¬нешне эмоции и чувства выражаютс€ движени€ми мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменени€ми тона голоса, темпа речи. ¬гл€дитесь в картины –епина, ‘едотова, —урикова и других мастеров живописи. »х талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств Ц мук и страдани€, горести и печали, юмора и весель€.

ѕечаль или уныние сопровождаютс€ расслаблением скелетных мышц (согнута€ спина, опущенные руки, склоненна€ на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. ¬ мимике эти чувства выражаютс€ сведением бровей, опусканием уголков рта, по€влением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта. »ное выражение эмоций радости; мышечный тонус повышен, осанка пр€ма€, плечи развернуты, движени€ энергичны и точны, брови в спокойном состо€нии.

Ѕольша€ группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражени€ (рис. 86). ѕри этом активность левого полушари€ отражаетс€ на правой части лица, а активность правого полушари€ Ц на его левой части. Ћева€ и права€ части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. –абота правого полушари€ выражаетс€ в эмоциональной непосредственности левой половины лица. «десь можно увидеть "истинное" чувство. Ќа правой же половине лица эмоции выражаютс€ более проконтролированным левым ("рациональным") полушарием*.

* ¬ телевизионном диспуте между кандидатами на пост ѕрезидента —Ўј  еннеди и Ќиксоном (1960) Ќиксон был виден зрител€м со стороны менее контролируемой левой половины лица, что, по мнению американских психологов, поставило его в менее выгодное положение.

 

Ќекоторые эмоциональные движени€ €вл€ютс€ остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение Ц использовались дл€ нападени€ или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге. ќднако многие внешние выражени€ эмоций нельз€ считать рудиментом. ќни Ц механизм общени€. “ональность голоса, мимика, жесты помогают люд€м лучше пон€ть друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию. ћимика человека воспитываетс€ социальной средой и служит средством адаптации к ней. „еловек путем непроизвольного подражани€ усваивает от окружающих людей типовые схемы, образы выражени€ печали, страха, надежды, гнева, ненависти и любви, прин€тые в данном социуме.

Ёмоционально выразительные движени€ лица и тела Ц мощное средство взаимодействи€ людей. ќни служат первым средством общени€ между матерью и ребенком. ћы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. ¬ыразительные движени€ придают живость и энергию нашей речи. ќни раскрывают наши мысли и намерени€ иногда более €вно, чем слова.

ѕодавление внешнего про€влени€ эмоций приводит к их см€гчению. "“от, кто дает волю бурным телодвижени€м, усиливает свою €рость; тот, кто не сдерживает про€вление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остаетс€ пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие"*.

* ƒарвин „. ¬ыражение эмоций у человека и животных. —оч. т. 5. ћ., 1953. —.919-920.

 

„еловек не идет на поводу у эмоций. ¬олевыми усили€ми он может регулировать свое эмоциональное состо€ние. Ќар€ду с этим эмоции остаютс€ мощным фактором регул€ции поведени€ даже в структуре волевого действи€. ¬ысшие эмоции органически включаютс€ в волевую регул€цию человеческого поведени€. “ак, чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально значимых целей.

—ознательна€, рациональна€ регул€ци€ поведени€, с одной стороны, побуждаетс€ эмоци€ми, но, с другой, Ц противостоит текущим эмоци€м. ¬олевые действи€ совершаютс€ вопреки конкурирующим эмоци€м. „еловек действует, превозмога€ боль, жажду, голод и всевозможные влечени€.

Ёмоции доминируют там, где сознательна€ регул€ци€ поведени€ недостаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.

¬ сознательных действи€х эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действи€, результативность которого наиболее значима и веро€тна.

Ёмоции социализированного индивида несут регул€ционную "вахту" в содружестве с разумом. ¬олева€ регул€ци€ не снимает эмоциональной регул€ции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической де€тельности человека.

 

 

 

–ис. 86. ћускулатура лица.

1 Ц ¬ерхний орбитальный мускул. 2 Ц ”шной мускул. 3 Ц ћалый скуловой мускул. 4 Ц Ѕольшой скуловой мускул. 5 Ц ўечный мускул. 6 Ц ћускул смеха. 7 Ц ѕодкожный мускул. 8 Ц Ћобный мускул. 9 Ц —двигатель бровей. 10 Ц ѕирамидальный мускул носа. 11 Ц Ќижний орбитальный мускул. 12 Ц  вадратный мускул верхней губы. 13 Ц  руговой мускул рта. 14 Ц  вадратный мускул подбородка. 15 - “реугольный мускул подбородка.

Ћобна€ мышца (8) сокращаетс€ при умственном напр€жении, при внезапно возникшем внимании к объекту (сокращение лобной мышцы про€вл€етс€ в горизонтальных складках лба и подн€тии бровей). —окращение мышцы верхнего века (1) усиливает выражение внимани€ и удивлени€. ”меренное сокращение верхней орбитальной мышцы обеспечивает про€вление умеренного интеллектуального чувства; сильное ее сокращение выражает глубокую озадаченность. –едкое ее сокращение придает лицу выражение посредственности, интеллектуальной ограниченности. —ильное сокращение лобной мышцы при пассивности орбитальной придает лицу выражение растер€нности. ѕлотно сомкнутые губы, сокращение круговой мускулатуры рта (13) свидетельствует о волевом напр€жении.

ѕечаль выражаетс€ сдвигателем бровей (9), подн€тием их внутреннего угла и опусканием наружного угла. Ќа средней трети лба возникают поперечные складки, а на переносье Ц вертикальные складки. «лоба выражаетс€ сокращением пирамидальной мышцы носа (10). ѕри этом брови принимают косое выражение за счет понижени€ их внутреннего угла, а на переносье по€вл€ютс€ горизонтальные складки.  вадратна€ мышца верхней губы (12) при этом подт€гивает носогубную складку, котора€ приобретает вогнутое положение. ѕри этом приподнимаетс€ щека и на ней по€вл€ютс€ выразительные складки, идущие от внутреннего угла глаза вниз. –адость выражаетс€ совместным сокращением скуловых мышц (3) и нижней орбитальной мышцы (11). ќтвращение и презрение выражаютс€ мышцами, относ€щимис€ к зрительному ("презрение") и вкусовому ("отвращение") воспри€тию. ”падок духа Ц опусканием углов рта. –асстройство, слезы Ц сокращением квадратной мышцы верхней губы и ритмическими сокращени€ми треугольной мышцы подбородка (15).

¬ заключение рассмотрим сводную таблицу различных характеристик эмоций (табл. 11).

 

“аблица 11





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 846 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

2128 - | 1856 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.