Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћюбовь 311




¬ древних философских учени€х любовь выступает как космическа€ сила, подобна€ силе т€готени€. ќна стро€ща€, сплачивающа€, движуща€ энерги€ мироздани€. ƒаже движение планет приписывалось любви (спуст€ несколько столетий ƒанте писал по этому поводу: ЂЋюбовь, что движет солнце и светилаї). Ѕыло создано учение о всемирной Ђсимпатииї вещей и природных сил. Ётот взгл€д существовал вплоть до времен √ете.

ƒруга€ лини€ разрабатывалась ѕлатоном. ¬ диалоге Ђѕирї он истолковал любовь как чувственную влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом (отсюда - платоническа€ любовь) - с одной стороны (это низша€ ступень лестницы духовного восхождени€ по ѕлатону), и как абсолютное благо и абсолютна€ красота-с другой стороны (это высша€ ступень лестницы духовного восхождени€ человека).

ќдно из основательных рассмотрений аффекта любви можно найти у голландского философа-материалиста XVII века Ѕ. —пинозы. —огласно его представлени€м, любовь к кому-либо возникает вследствие того, что человек, совершивший добрый поступок, доставл€ет другому удовольствие. “аким образом, любовь у —пинозы - это не об€зательно сильное чувство, а просто положительное отношение к другому, благожелательность. ќн показал зависимость эмоций люб€щего от эмоций любимого человека: Ђ то воображает, что предмет его любви получил удовольствие или неудовольствие, тот и сам также будет чувствовать удовольствие или неудовольствие, и каждый из этих аффектов будет в люб€щем тем больше или меньше, чем больше или меньше он в любимом предметеї (1957, с. 473). Ћюбовь порождает желание иметь и сохран€ть предмет своей любви, доставл€ть ему вс€кого рода удовольствие и отрицать все то, что причин€ет ему неудовольствие. ¬ свою очередь у любимого возникает ответное эмоциональное отношение: Ђ≈сли кто воображает, что его кто-либо любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод... то и он со своей стороны будет любить его. ≈сли он будет думать, что подал справедливый повод дл€ любви, то будет гордитьс€...ї (с. 489).

“ема любви нашла отражение и в трудах английского философа XVIII века ƒ. ёма ќн также рассматривал любовь как положительное отношение к человеку, вызываемое его добродетельностью, знани€ми, остроумием и прочими достоинствами, но в отличие от Ѕ. —пинозы, считал, что причиной любви €вл€етс€ не человек, доставл€ющий нам удовольствие, а сам его поступок.

ѕессимистическа€ философи€ XIX века, €рким представителем которой €вл€етс€ ј. Ўопенгауэр, стремилась разоблачить любовь. “ак, Ўопенгауэр утверждал, что любовь между полами есть обман, иллюзи€, при помощи которой иррациональна€ мирова€ вол€ заставл€ет обманутых индивидов быть слепыми оруди€ми продолжени€ рода.

Ќа рубеже XIXЧXX веков 3. ‘рейд попыталс€ перевернуть платоновскую доктрину эротической любви. ѕризнава€ в ней, как и ѕлатон, единую причину соединени€ половой страсти с духовной жизнью человека, это одухотворение эроса он принимал не за конечную цель, а как обман, перер€живание подавл€емого полового влечени€, названного им либидо.

Ё. ‘ромм (1990) пишет, что Ђвр€д ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово "любовь". ≈го используют дл€ обозначени€ почти каждого чувства, не сопр€женного с ненавистью и отвращением. ќно включа-

312 √лава 12. ’арактеристика различных чувств

ет все: от любви к мороженному до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Ћюди чувствуют себ€ люб€щими, если они "увлечены" кем-то. ќни также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. ќни в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счасть€ и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Ќо вопреки всей этой путанице и прин€тию желаемого за должное, любовь представл€ет собой весьма специфическое чувство; и хот€ каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее - одна их труднейших задач. ѕодлинна€ любовь коренитс€ в плодотворности, и поэтому собственно может быть названа "плодотворной любовью". —ущность ее одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к люд€м или эротическа€ любовь между двум€ индивидами... Ёто - забота, ответственность, уважение и знаниеї.

«абота и ответственность означают, что любовь - это де€тельность, а не страсть, кого-то обу€вша€, и не аффект, кого-то Ђзахватившийї (1990, с. 82-83).

јкцентирование внимани€ в любви на заботе и ответственности необходимы Ё. ‘ромму дл€ того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Ќе случайно любовь к конкретному человеку, по ‘ромму, должна реализовыватьс€ через любовь к люд€м (человечеству). ¬ противном случае, как он считает, любовь становитс€ поверхностной и случайной, остаетс€ чем-то мелким.

ѕолностью соглаша€сь с тем, что слово Ђлюбовьї в обыденном понимании подчас тер€ет конкретное содержание (‘. Ћарошфуко, например, хорошо заметил, что Ђу большинства людей любовь к справедливости - это просто бо€знь подвергнутьс€ несправедливостиї [1971, с. 156]) и что любовь - не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту ‘ромма относительно того, что любовь - это де€тельность, про€вл€ема€ лишь в заботе, ответственности (€ бы добавил к ним и такие поведенческие про€влени€, как нежность, ласку). ¬се это следствие любви, ее про€вление, а не ее сущность. —ущностью же остаетс€ чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо.

 . »зард пишет: Ђ...—уществует несколько разновидностей любви, однако мен€ не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодар€ чему кажда€ из них важна и значима дл€ человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви...ї (2000, с. 411). я полагаю, что одним из главных признаков этого чувства, Ђкрасной нитьюї проход€щего по всем видам любви, суд€ по данным р€да авторов (Bowlby, 1973; Ainswort, 1973), €вл€етс€ сердечность {warmth) и прив€занность {attachment) к объекту любви. —ердечность про€вл€етс€ в объ€ти€х, поцелу€х, ласкании, а прив€занность - в устойчивой потребности в общении с данным человеком, в близости с ним. ’от€ эти два параметра любви (присущие в какой-то степени и дружбе, и особенно влюбленности) взаимосв€заны, в то же врем€ они функционируют автономно, что св€зано с наличием дл€ каждого из них различных нейрофизиологических систем.

ќчевидно, что быть прив€занным ко всем люд€м невозможно, поэтому любовь -это интимна€ прив€занность, обладающа€ большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой прив€занности кажетс€ человеку невосполнимой, а его существо-





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2289 - | 2035 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.