Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование первичного хилуса и его дальнейшее переваривание




В предыдущих главах мы выяснили, что процесс пищеварения начинается сразу при попадании пищи в рот, и практически полностью происходит в двенадцатиперстной кишке. Это очень четко изложено Чаракой во второй главе Виманастханам, где он описывает ответ мудреца Пунарвасу на вопрос Агнивеши о переваривании четырех видов пищи. Пунарвасу говорит, что пища переваривается в эпигастрии, области, находящейся между пупком и сосками. Утвердив это, он продолжает:

амашайагатах пакам ахарах прапйа кевалам

паквах сарвашайам пакшчад дхаманибхих

прападйатэ

 

(Ч.С.3.2.18.)

 

Как только пища по пищеводу попадает в желудок, начинается процесс пищеварения. Когда же она проникает во второй отдел - место, где происходит наиболее интенсивная часть пищеварительного процесса - двенадцатиперстную кишку, которая является, с позиции Чараки, частью желудка, происходит ее полное переваривание[21][21]. Выкристаллизовавшаяся при этом питательная эссенция разносится по всему телу пососудам, по которым движутся Прана, Тридоша, лимфа, кровь и т.д.

В желудке пищеварение начинается, в двенадцатиперстной кишке оно достигает своего пика, а в кишечнике на последнем его этапе в основном происходит только всасывание воды и идут остаточные, второстепенные пищеварительные явления.

На первой стадии пищеварения во рту и в желудке пища смешивается с Бодхака и Кледака Капха. Когда же эта смоченная слизью и вспененная в желудке пища попадает в двенадцатиперстную кишку, Пачака Агни вступает с ней во взаимодействие, полностью пропитывая собой. Вата доша пронизывает пищевой комок не только в пищеварительном тракте, но и в ротовой полости. Таким образом, к огню желудка попадает пища, смешанная со всеми тремя доша. Только такая пища может перевариться Джатхарагни и быть разделенной на питательную часть – первичный хилус и на нечистоты - мочу и кал, в которых помимо непереваренных пищевых остатков содержатся отработанные или избыточные Вата, Питта и Капха.

Когда в кишечнике происходит смешивание пищи с доша, ее вкусовые характеристики меняются. Под действием Тридоша проявляются три вторичных вкуса - сладкий, кислый и острый. Это качество перевариваемой пищи называется послевкусом, или комбинацией вкуса и доша (зависимость между вкусом и послевкусом можно посмотреть по таблице 6). Для того, чтобы пища могла нормально перевариться, она должна приобрести послевкус, или стать "нагруженной" Тридоша.

Во время приема пищи в ее составе в течение некоторого промежутка времени может доминировать один из шести вкусов, и тогда та доша, которая связана с данным вкусом, будет увеличиваться. Чарака пишет (Ч.С.3.1.7.): "При соединении вкуса и доша, вкус обостряет ту доша, с которой он обладает одинаковым или близким качествами и строением (первоэлементами) и успокаивает при регулярном употреблении ту, с которой имеет более-менее противоположное строение и свойства".

Когда хилус - пищевая эссенция, отделенная от непереваренных остатков поднимающимися каналами (речь о которых пойдет ниже) попадает в сердце, за счет Агни, расщепляющего хилус на первоэлементы, продолжается дальнейшее ее переваривание. Чарака и Сушрута в один голос утверждают, что существует только одна разновидность зрелого хилуса. Термины "Ахара Раса", используемый Чаракой, или "Аннапана Раса", используемый Сушрутой, относятся исключительно к первичному хилусу[22][22]. Исходя из этого, Пошака хилус - это только что сформированный в желудке и находящийся в кишечнике хилус (свежий хилус), а Пошйа хилус - это полностью созревший хилус, находящийся в сердце.

В результате переваривания свежий хилус разделяется на три составляющие - побочные продукты этого процесса, чистую эссенцию хилуса и конечный хилус. Конечный хилус смешивается с полностью созревшим и с током Вйана Вайу по каналам разносится по всему организму. Чистая эссенция хилуса направляется в печень и селезенку - места основной локализации крови. Здесь она под действием Ранджака Агни трансформируется в кровь (Ч.С.6.15.28; С.С.1.14.5.). За счет воздействия Ранджака Агни хилус приобретает красную окраску. Сушрута, описывая качества субдоша Питта доша, заостряет внимание на этом свойстве Ранджака Агни (С.С.1.21.12.): "Функцией того Агни, который находится в печени и в селезенке является пигментация хилуса, поэтому он и называется Ранджака Агни".

Процесс изменения цвета хилуса с белого на красный не происходит мгновенно, он перманентен и идет ступенчато. Харита пишет, что он осуществляется в шестидневный срок, причем изменения цвета происходят каждый день. Сначала он белый, потом серый, зеленый, желтый, лотосный (розовый), светло-красный, а на шестой день становится насыщенно-красным цветом крови.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1263 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2225 - | 2155 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.