Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»згнание из ра€




Ќе положено мне судить об иной жизни!

√ерман √ессе. Ђ—иддхартхаї

 

„еловек вo все времена был, одержим решением одной важной проблемы: что считать злом, а что - добром. — точки зрени€ противопоставлени€ этих пон€тий, мы оцениваем самих себ€, других людей в также различных ситуаци€х.

ѕроблема состоит в следующем: то, что хорошо скажем, дл€ ћайера, совершенно неприемлемо ћюллера. ѕолучаетс€, что конфликт изначально предрешен. » этот конфликт - отнюдь не нравственного характера, нет! ≈сли разобратьс€, люди спор€т о предпочтени€х и точках зрени€.

„то из этого следует? ј то, что разделение на добро и зло не имеет ничего общего с естественными законами. —уществуют общечеловеческие представлени€ о морали, которые не только мен€ютс€ с течением времени, но даже различны дл€ каждого региона. ќбъедин€ет эти типы мировоззрени€ одно: заложенные в них конфликты. Ёти конфликты существуют как внутри людей, так и между ними. “ак закладываетс€ основа дл€ воинственных противоречий.

  чему же приводит эта оценочна€ оппозици€, противопоставление добра и зла? »стори€ про €блоко, попавшее в руки јдама и ≈вы, известна нам еще со школьных времен. ¬ ней рассказываетс€ о том, как однажды первые люди пришли к древу познани€ добра и зла. »нтересно следующее: видимо, до определенного момента просто не существовало таких пон€тий, как добро и зло! ј раз так, то форма существовани€, свободна€ и от добра, и от зла, вполне возможна.

¬ истории об јдаме и ≈ве происходит именно то, к чему приводит разделение некой целостности воспри€ти€ на Ђдобруюї и Ђзлуюї части.  ак называетс€ эта истори€? —овершенно верно: изгнание из ра€. »так, состо€ние, в котором не различаетс€ добро и зло, называетс€ раем.

ѕри этом рай - это не какое-то определенное место на карте или то, чего можно достигнуть в отдаленном будущем. Ќет, это, очевидно, просто-напросто состо€ние духа. —осто€ние, в котором отсутствует вс€ка€ оценка, и где нет никакого разделени€ на ƒобро и зло.

Ћюбой из нас смог бы в мгновение ока очутитьс€ в раю, если бы перестал делить мир (и соответственно самого себ€) на добро и зло.

Ќикто и ничто не преп€тствует человеку вернутьс€ в рай кроме него самого. ≈сли вдуматьс€, его ведь и не изгон€ли из ра€, как за€влено в названии истории. ¬ конце концов, он по своей воле пришел к древу познани€ добра и зла. —ледовательно, человек сам себ€ изгнал из ра€. ѕоистине это €вл€етс€ утешением! раз он сам, по своей собственной воле изгнал себ€ из ра€ї он также может добровольно туда возвратитьс€ - если перестанет оценивать все, что его окружает и с ним происходит.

—ледует совершенно четко запомнить: стоит только начать проводить грань между добром и злом, как тотчас же возникнут проблемы.

¬ы, многоуважаемые читатели, избежали бы многих сложных ситуаций, если бы не выносили по любому поводу каких-либо оценок. ѕожалуйста, хот€ бы раз спокойно задумайтесь над этим,

» вот еще что. ƒеление на добро и зло свойственно лишь человеку, но не природе: природа не судит. ѕредставьте себе, что бы произошло, если бы солнце стало о чем-то судить! ƒопустим, что оно решило бы, что не станет светить ћюллеру, поскольку тот убил человека. ћайер же, напротив, получит сегодн€ больше солнечного света, поскольку был чрезвычайно предупредителен по отношению к своим коллегам и, кроме того, достаточно пожертвовал на нужды благотворительной организации.

ћожете ли вы себе представить, какой хаос возник бы, будь солнце приверженцем оценочных суждений? ≈сли не можете, то просто посмотрите на мир, в котором мы живем: что с ним сделали наши оценки! —кажем пр€мо: ничего хорошего. Ќам остаетс€ только от души порадоватьс€ тому, что хот€ бы природа поступает иначе.

¬ Ѕиблии, между прочим, €сно говоритьс€ об этом:

Ђ»бо ќн (Ѕог) повелевает —олнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедныхї.

(≈вангелие от ћатфе€, 5:45).„еловеческа€ драма

Ќо человек отча€нно цепл€етс€ за свои оценки, € посто€нно убеждаюсь в этом на своих семинарах. ƒействительно, осуждение люди возвод€т в ранг важнейших мыслительных операций. ѕричину этого пон€ть довольно легко. ≈сли не давать всему и всем оценки, то не будет повода ворчать на своего соседа или на кого-то из коллег. » многие больше никогда не смогут получать от этого Ђудовольствиеї. ѕоистине это будет нечто из р€да вон выход€щее: отдельный человек вдруг окажетс€ ничуть не лучше других людей! ј ведь кака€ у нас всех психологи€: пока € могу грозить пальцем в сторону так называемых злых или плохих людей, € буду ощущать себ€ лучше них. » это даст мне при€тное чувство превосходства над другими. ќдно плохо: данное чувство €вл€етс€ неисс€каемым источником различных проблем и конфликтов. ≈сли бы люди всерьез заинтересовались их решением и устранением, они давно прекратили бы осуждать себе подобных.

ƒо тех пор, пока мы искренне верим, что мир соткан из добра и зла, наша жизнь будет состо€ть из конфликтов. ѕри этом мы будем воспринимать их как нечто естественное. ѕопытка создани€ идеального мира при таких услови€х - пуста€ трата времени. »деальный мир невозможно построитьї сто€ на позици€х осуждени€. ѕрименительно к отдельному человеку, например к вам, это означает следующее: гармонии в жизни не будет до тех пор, пока вы направо и налево осуждаете других людей и самих себ€!

Ќет ничего странного в том, что церковь, ќрганизаци€ ќбъединенных Ќаций и другие различные твор€щие добро организации внос€т такой незначительный вклад в решение многочисленных проблем. ¬едь они действуют все в той же парадигме, стержнем коброй €вл€ютс€ добро и зло. Ѕолее того, поскольку и этим организаци€м свойственно обо всем судить с пьедестала пресловутой оппозиции, они, естественно, создают новые проблемы.

»звестный психолог  . √. ёнг в свойственной ему парадоксальной манере как-то сказал:

Ђƒобродетель дл€ человека намного опаснее, чем порокї.

ƒобродетельный человек более склонен к осуждению, чем порочный и, следовательно, автоматически становитс€ источником новых проблем, даже если сам он к этому и не стремитс€.

«дравомысл€щему человеку трудно пон€ть, почему большинство людей не желает замечать очевидного. Ќо очевидное не всегда совпадает с общеприн€тым.

ћногие люди €вл€ютс€ сторонниками критикуемой нами теории. ¬озьмем, к примеру, отношени€ между »зраилем и ѕалестиной. ћежду этими государствами на прот€жении дес€тилетий идет война, поскольку каждый из противников считает другого источником зла. –езультат - тыс€чи смертей, страдание и боль людей, и никакого прогресса на поприще мирного разрешени€ конфликта и улучшена качества жизни. Ќесмотр€ на огромные расходы, материальные и эмоциональные (а может быть, а вследствие их?), ситуаци€ в данном регионе уже много лет остаетс€ все той же. ќб экономических отношени€х говорить не приходитс€.

¬ мире вообще сейчас происходит что-то необычное. ≈сть люди, которые, невзира€ ни на что, стойко придерживаютс€ позиции обвинени€, они жаждут конфликта, а отнюдь не его разрешени€. “аков их выбор. „то ж, каждый человек имеет право на выбор. “олько вот право сетовать на судьбу и несчасть€ он уже не имеет, потому как все это - следствие его выбора. „еловеческа€ драма.

ѕроисходит еще кое-что, или, вернее сказать, не происходит. ¬идимо, суть одних взаимоотношений мы не способны проецировать на другие. »менно это € имел в виду, когда говорил в самом начале книги о неких событи€х, происход€щих за пределами «емли. ѕо всей веро€тности, внеземные цивилизации, наблюдающие за нами в течение многих тыс€челетий, вр€д ли смогли отметить существенный прогресс в нашем мировоззрении.  онечно, некоторые открыти€ (например, того, что «емл€ вращаетс€ вокруг —олнца) могут свидетельствовать о том, что человечество идет вперед. Ќо ведь они практически ничего не мен€ют в плане человеческих отношений. ¬ысадка на Ћуну никак не отразилась на решении этнических конфликтов, и миллионы безработных отнюдь не стали от этого счастливее. —амое парадоксальное, что, страда€ от нерешенных проблем, лишь немногие люди вер€т в то, что их число действительно можно сократить.

»стори€ изобилует примерами, аналогичными взаимоотношени€м »зраил€ и ѕалестины. ќднако нет нужды обращатьс€ к истории, если мы хотим почувствовать разницу между добром и злом. ƒостаточно обратитьс€ к своему собственному жизненному опыту.

 ак часто все происход€щее с нами мы оцениваем, как нечто негативное, забыва€ о том, что подобные ощущени€ нередко оказываютс€ временными. ƒействительно, огл€дыва€сь назад, по прошествии одного, двух и более лет после определенных событий, мы начином понимать, что-то,Ђплохоеї, было, в сущности, не так уж и плохо. „то в нем был определенный смысл. Ќо понимание приходит поздно: момент осуждени€ уже повлек за собой конфликт. ј с экономической точки зрени€, конфликт - это, конечно, огромные затраты энергии, времени и денег.

≈сли вы действительно хотите решить свои проблемы, к какой бы сфере де€тельности они ни относились, вам ничего не остаетс€, как только отказатьс€ от делени€ мира на добро и зло. ћир - это просто мир. ќн не хороший и не плохой. ќн существует, и все. ѕон€ть это очень просто и вместе с тем достаточно трудно.

≈сли же люди все-таки намерены придерживатьс€ учени€ о добре и зле, то им, соответственно, следует прекратить всерьез волноватьс€ о своих личных делах, о глобальных проблемах, происход€щих в мире. ≈динственным оправданным Ђволнениемї должно стать беспокойство о них самих, о неспособности преодолеть противопоставление добра и зла.

Ќикто не изгон€л нас из ра€. Ёто произошло по нашей собственной воле. Ќо он не недоступен. ¬от он - рай, на рассто€нии выт€нутой руки. ¬ам, дорогие читатели и читательницы, необходимо только несколько изменить свой образ мыслей, по-иному взгл€нуть на мир. Ќо, пожалуйста, не совершайте ошибку, ожида€ этого же от других. »бо ждать придетс€ долго. –ечь идет не о мире, речь идет не о ƒругих люд€х. –ечь идет о нас самих. –ай ждет, его отдал€ет отвас лишь одна мысль, так думаете же о нем! Ќикто не сделает это за вас.

ћы будем посто€нно возвращатьс€ к этой теме. ћне бы хотелось вы€вить тем самым центральную проблему человечества. ѕоказать, где именно проходит граница между раем и человеческим страданием. ƒоказать, что мы нашими мысл€ми и оценочными суждени€ми ежедневно изгон€ем себ€ из ра€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

2173 - | 1989 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.