Как говорил Будда, вопрос оБоге для него не представляет никакого интереса, так как это всего лишь теория. А что в жизни действительно интересно? Что важно?
Мне кажется, что мы, современные люди, имеем все основания для того, чтобы всерьез задаться этими вопросами.
«Мне некогда», - эту фразу я регулярно слышу и от знакомых, и от случайных встречных. Хорошо, я согласен: времени действительно не так уж много. Но раз так, то было бы вполне логично отбросить все лишнее и сконцентрироваться на главном, то есть на том (в данном случае во мне говорит экономист), без чего невозможно обойтись. Интересно, что у многих и на это не хватает времени. Коротенькая притча является прекрасным тому подтверждением.
На берегу озера сидел человек и руками пытался ливить рыбу. Один прохожий, какое-то время наблюдавший за его попытками, наконец, хлопнул рыбака по спине и сказал: «Послушай, добрый человек, давай я покажу тебе, как плести сеть. С ее помощьюты сможешь наловить много рыбы, при этом гораздо быстрее, чем руками». Но рыбак, поглощенный своим занятием, даже не повернул головы. «Мненекогда. Нужно ловить рыбу», - сухо ответил он прохожему.
Хоть раз в жизни в подобной ситуации оказывался каждый из нас. Такова реальность: нам не хватает времени для главного, поскольку мы уделяем внимание второстепенному. Но в чем же состоят это главное?
Речь идет об ответе на очень важный вопрос.
Как с наименьшими усилиями и по возможности быстро можно перейти из состояния я есть к состоянию я должен?
В этом вопросе - все: если человек получит ответ на него, он будет способен на многое. Почему? Да очень просто: в жизни каждого на нас все делится на то, что есть, и то, что должно быть. Есть - это то, что существует сейчас, а должно быть - это то, чему следовало бы быть, к чему мы стремимся.
Естественно, мало кто для достижения желаемой цели желает затрачивать много сил и времени. Ценя время, которого нам всегда не хватает, мы предпочитаем осуществлять все по возможности быстро и с наименьшими затратами. Вы согласны? Если да, то ход вашей мысли типичен для экономиста: минимум затрат для достижения максимальной прибыли.
А как же быть с человечностью? Ответ на этот вопрос довольно прост. Нематериальные ценности также делятся на те, что есть, и на те, которые должны быть, К состоянию есть, к примеру, относятся недовольство, безработица, наркотическая зависимость, война. Соответственно, состояние долженствования - это удовлетворение, работа, независимость от наркотиков, мир.
Таким образом, если я говорю о том, что есть, и о том, что должно быть, то я ни в коем случае не имею в виду лишь материальные ценности. Я думаю обо всем. Принцип универсален, он применим практически ко всему, что окружает человека. Иными словами, его можно использовать в частной жизни, в деловых отношениях, а также в спорте, политике.
Состояние долженствования может иметь разную смысловую окраску. Скажем, для менеджера оно связано с прибылью. Для дзэн-буддиста это состояние является озарением. Для жителя Палестины фраза «я должен» делает его гражданином собственного государства. Для американского президента состояние долженствования означает, к примеру, мир на Ближнем и Среднем Востоке, а для каждой матери - благополучие ее детей. Для большинства правительств понятие должно быть связано с ликвидацией безработицы.
Все, что придет вам в голову, можно разделить на то, что есть, и то, что должно быть. А принцип LOL2A поможет вам достичь того, что должно быть, по возможности быстро и с наименьшими затратами. Пока я не встречал никого, кто хотел бы обратного, и все же.
Фраза «по возможности с наименьшими затратами» противоречит христианским установкам. Ведь сказано же, что мы должны в поте лица своего добывать хлеб насущный. Чем больше усилий (и борьбы?), тем больше заслуга. Даже мудрецы Востока постоянно твердят об этом. Недавно в одной статье о менеджменте и религии дзэн я прочел о том, что человеку не следует питать никаких иллюзий; он должен много, очень много работать. Напрашивается вывод: вознагражден будет лишь тот, кто неутомимо трудится. Принцип LOL2A., напротив, утверждает совершенно обратное: никто не должен неутомимо трудиться. Существует более простой и эффективный путь для решения проблем на достижения поставленных целей. Даже если я тем самым вступаю в противоречие с представителями различных научных дисциплин и религий, я чувствую себя наилучшим образом.
Один из величайших мудрецов всех времен Иисус Христос так говорил об этом:
«Взгляните на птиц небесных! Они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный питает их! Вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут! Не трудится, не прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как любая из них!»
(Евангелие от Матфея, 6:26)
Обращаю ваше внимание: в приведенном отрывке нет и намека на то, что для достижения поставленной цели следует затрачивать максимальное количество сил и труда - Все, о чем говорил Иисус Христос, соответствует принципам экономики. И уверяю вас: вряд ли можно найти более радикальные экономические принципы, чем те, что присутствуют в учении Христа.
Интересно то, что наша культура и наше воспитание очень мало касаются этих вопросов. Идеал прилежного работника совершенно противоречит вышеупомянутому высказыванию Иисуса Христа. Только, пожалуйста, не подумайте, что я ратую за лень. Boвсе нет. Я предлагаю совершенно другой путь существования, отвечающий законам экономики.
В этой связи я должен сделать еще одно замечание по поводу состояния долженствования. Моя задача состоит не в том, чтобы показать, как можно достичь какой-то одной, конкретной, цели. Речь идет об изложении некоего фундаментального принципа жизни, с помощью которого можно достичь желаемого.
Еще один важный момент: я никогда не скажу, что именно должно стать вашей целью. Я вообще не намерен выносить каких-либо оценок и называть определенные намерения хорошими или плохими. Решение подобных вопросов - личная задача каждого из нас. Эта же книга - о закономерностях, не зависящих от людей. Подобные закономерности существовали всегда, они существуют, и они навсегда останутся такими, какие они есть. Дело в другом. Если знать, в чем суть этих закономерностей, можно с выгодой использовать их для себя. Не обладая же такой информацией, можно причинить вред самому себе и тем самым без нужды осложнить свою жизнь. Чем я постоянно и занимался всю первую половину жизни - до тех пор, пока однажды не решил: довольно, так продолжаться не может, все должно пойти ПО-ДРУГОМУ.
В результате возникло то, что в этой книге я называю принципом LOL2A.