Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщение человеку необходимо как кислород, но все остальное он должен добыть в одиночестве




Ќаписал € как-то статью Ђѕсихологи€ одиночестваї. ѕозволю себе привести ее полностью.  ому неинтересно Ц пропустите.

„увство одиночества €вл€етс€ об€зательным симптомом невроза, хот€ и не всегда осознаваемым, но всегда дающим т€желые последстви€.

„еловек Ц единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле по€вилось на этот свет и не по своей воле умрет. ќтсюда по мере развити€ человечества и развити€ жизни человека страх смерти, осознанный или неосознанный, €вл€етс€ посто€нным спутником человека. —трах смерти €вл€етс€ источником, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции. ¬ св€зи с обсуждаемым вопросом, здесь € хотел бы поговорить о чувстве одиночества. „ем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть чувство одиночества.

Ќа первых этапах развити€ человечества, человек начал понимать, что он не такой, как нежива€ природа. ѕроизошло отчуждение от неживой природы. » богами стали неодушевленные предметы. “ак в некоторых веровани€х богами были то —олнце, то Ћуна, то горы, то ветры. Ёто был этап анимизма, который воссоедин€л человека с неживой природой и успокаивал его.

«атем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. “отемизм разрешил эту проблему, и богами стали животные. Ёто объедин€ло и успокаивало.

 огда человек стал понимать, что он не такой, как другие люди, когда по€вились я, ¬џ и ќЌ», то и произошло отчуждение от других людей. ќдним источником тревоги стало больше. язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Ёто объедин€ло и успокаивало.

¬ наиболее развитой и увлекательной форме €зычество про€вилось в древнегреческой культуре и мифологии, котора€ €вл€етс€ богатым духовным источником и дл€ нашего времени. Ќедаром один из римских императоров любил повтор€ть, что все идеи по€вились в ƒревней √реции. ѕо-видимому, людей с выдающимис€ качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуютс€ покровительством богов или ведут от них происхождение. Ёто герои, как правило, полубоги-полулюди. —мертны как люди и могущественны как боги (јхилл, ѕерсей, √еракл и др. ).

ѕри дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитани€ усложн€лись структура личности и духовна€ жизнь человека. ћощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертного тела. ¬озникло отчуждение человека от самого себ€. ¬ одном месте сошлись смертное тело и бессмертный дух. ѕо€вление монотеистических религий, и в частности иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решало и эту проблему. Ђя √осподь, Ѕог твойЕ Ќе делай себе кумираЕ Ќе произноси имени √оспода, Ѕога твоего, напрасноЕї ”же эти три заповеди указывали, что все мы сотворены по единому «акону Ѕожиему, на который и следует равн€тьс€, а не творить себе кумиров и авторитетов, которые €вл€лись бы образцами поведени€. ј треть€ заповедь призывает заниматьс€ своими делами, не произнос€ напрасно имени Ѕога. Ёто объедин€ло и успокаивало.

–елиги€ тесно св€зана с нашим обществом, со всеми его институтами и личностью каждого человека. Ќа большую психотерапевтическую роль религии указывал ¬. ‘ранкл, который подметил, что у верующих неврозы встречаютс€ реже. ¬ерующий человек действительно меньше испытывает чувство одиночества.

≈му не нужно принимать решений. — ним всегда Ѕог и его представитель, св€щеннослужитель.  роме того, верующий не так боитс€ смерти, как атеист, ибо люба€ религи€ в своей основе убеждает человека в бессмертии если не тела, так души. ѕоэтому в каждой религии центральной идеей €вл€етс€ иде€ загробной жизни, и по мере движени€ религиозных учений от анимизма к монотеизму услови€ в загробной жизни улучшаютс€. Ќо все-таки жить лучше. “ак, јхилл у древних греков, попав в царство мертвых, утверждал, что лучше быть последним поденщиком среди живых, чем царем у мертвых. ” христиан услови€ жизни в загробном мире изменились. “от, кто грешил и наслаждалс€, попадал в ад и страдал, тот, кто вел праведную жизнь и страдал, попадал в –ай. Ќаслаждающиес€ как-то не очень на все эти вещи обращали внимание и продолжали грешить, страдающие находили в этом утешение. “аким образом, св€щеннослужитель верующему замен€л психотерапевта.

ќсобенно защищены от страха смерти последователи восточных верований, согласно которым душа бессмертна. ѕросто она тер€ет Ђтолстое телої, а Ђтонкоеї попадает в высшие сферы, где очищаетс€, и во втором рождении уже в мир приходит в виде человека, иногда другого пола. —уществуют таблицы, по которым можно определить, когда и кем ты был в прошлой жизни, кем будешь в будущей. Ёто во многом зависит и от теб€, от того, как ты будешь вести себ€ в этой жизни. ≈сли будешь вести себ€ праведно, то в следующем рождении можешь подн€тьс€ на более высокий уровень, да и само рождение может наступить раньше. ѕо этим веровани€м считаетс€, что все люди объединены космической св€зью. ¬ науке така€ св€зь называетс€ трансцендентальностью.

¬ этом что-то есть. ¬едь действительно, мы созданы по одним и тем же законам. ¬ нас всех действительно много общего. –азличи€ св€заны с обыча€ми, ритуалами, конкретными услови€ми жизни. ѕредставители этих учений предлагают и конкретную технику Ц трасцендентальную медитацию. ≈сли все люди или хот€ бы несколько процентов будут в одно и то же врем€ медитировать, то их энерги€ подействует на всех остальных, и в мире установ€тс€ спокойствие и пор€док.  ак бы мне хотелось во все это поверить!

ƒействительно, практически во всех религиозных учени€х заложены психотерапевтические идеи. я бы даже сказал, что религиозные учени€ в основном предназначены сн€ть то напр€жение, ту тревогу, котора€ возникает у человека по мере проникновени€ его в тайны мира и самого себ€, тот страх смерти, одной из масок которого €вл€етс€ чувство одиночества.  стати, практически все современные психотерапевтические направлени€ так или иначе пытаютс€ решить проблему одиночества и купировать страх смерти.

 ак возникает чувство одиночества?

–ебенок по€вл€етс€ на свет без этого чувства.  онечно, он возмущен тем, что его изгнали из внутриутробного ра€, и первое, что он делает, Ц издает крик возмущени€. Ќо это еще не чувство одиночества!

¬ первые годы своей жизни он окружен материнской заботой, он играет с детьми, и даже тогда, когда он научилс€ говорить, он не испытывает чувство одиночества. ќн слит с окружающей средой и себ€ называет в третьем лице. » только тогда, когда он называет себ€ Ђяї, он начинает понимать, что он не такой, как другие, у него формируетс€ система отношений, т. е. характер. ¬от тогда-то и по€вл€етс€ чувство одиночества. ѕри правильном воспитании, когда ребенок может свободно развиватьс€, это чувство не так выражено. Ќо при формировании невротического характера родители сдерживают развитие ребенка в направлении его способностей. ќни заставл€ют его делать то, что не соответствует его внутренней конструкции (например, учат музыке при отсутствии музыкальных способностей). “огда возникает состо€ние эмоционального напр€жени€, которое св€зано с тем, что, с одной стороны, он любит родителей за то, что они дают ему все необходимое, с другой стороны, он испытывает к ним чувство вражды за сдерживание реализации его желаний. ¬раждебность даже не допускаетс€ в его сознание. ¬озникает тревога, но и тревога вытесн€етс€ в бессознательное. Ќачинают формироватьс€ психологические защиты, которые про€вл€ютс€ в различных видах, один из которых Ц играть социально приемлемые роли. ¬ сознании остаетс€ чувство одиночества, покинутости, непонимани€, которое потом может не покидать личность в течение всей его жизни, даже если вокруг него много людей Ц родственников, сотрудников, друзей. ЂЌароду много, а поговорить не с кемї, Ц как говорил великий сатирик.

Ќо даже при самом благопри€тном воспитании все равно чувство одиночества может не покидать человека. “аким образом, это чувство €вл€етс€ непременным свойством личности. ћы как киты.  иты Ц сухопутные животные. Ќо так сложилось, что они по своему физическому устройству вынуждены жить в воде. ќднако св€зь с сушей они не порвали.  аждые 10Ц15 минут они вынуждены выныривать из воды и глотать кислород. “ак и мы. — одной стороны, как стадные животные мы не можем жить друг без друга. — другой стороны, как личности мы практически все врем€ испытываем чувство одиночества. » мы вынуждены общатьс€, вдыхать кислород общени€, но все-таки ничего страшного, если мы большую часть времени живем в океане своего одиночества. ќт него никуда не детьс€, тогда лучше его использовать. ѕредставьте ваше одиночество в виде стула. ¬ам от него никуда не детьс€.  онечно, вы можете подн€ть его на высоту ваших глаз и закрыть им весь мир. Ќо не лучше ли вместо того, чтобы выставл€ть вперед свое одиночество, сесть на него и использовать, раз уж случилось так, что сейчас ты одинок.

 ак? —есть на него.

ѕодумать, во-первых, почему ты стал одиноким; во-вторых, какой толк другим от общени€ с тобой, в-третьих, почему тебе самому с собой скучно? » тогда тебе станет €сно, что ты ничего из себ€ не представл€ешь. » ты начнешь наполн€ть себ€ содержанием. ј это делаетс€ в одиночестве.

¬от что написал мне один пациент после проведенной с ним работы.

Ђ огда мен€ охватило чувство одиночества, то € задал себе эти вопросы и честно ответил на них. ј врем€ у мен€ было. я лежал в больнице с нарушением мозгового кровообращени€ в сосудах ствола мозга. —оображал хорошо, но ходить не мог Ц было сильное головокружение, когда становилс€ на ноги.

“ак вот, одиноким € стал, потому что остановилс€ в своем развитии. ћне казалось, что € способен на большее, но продвижени€ по службе не было. я стал жаловатьс€ своим при€тел€м на несправедливость обсто€тельств ко мне, а затем на болезни. Ќу, хорошо, один раз, ну два можно выслушать, а потом? ѕон€тно, что мен€ стали избегать мои бывшие друзь€, которые были зан€ты делом. “ак пришел ответ на второй вопрос. ќт общени€ со мной им не было никакого толка. я над собой не работал, советы их не выполн€л, да и у них по€вились другие интересы. «анима€сь психологией, € четко пон€л, что мои способности никому не нужны, нужны мои знани€, навыки, умени€. ј скучно мне с самим собой, потому что пустой €. ћне нечего, кроме своих жалоб, дать другим, а брать € хочу самое драгоценное, что есть у человека Ц его врем€. » хоть бы дл€ мен€ какой-нибудь толк был!

я стал работать над собой. »зучение психологии общени€ сделало мен€ интересным собеседником, наметилс€ прогресс на работе. —ейчас ко мне т€нутс€ люди, но с такими нытиками, каким € был раньше, мне не хочетс€ общатьс€!ї

ƒовольно типичный рассказ.

ƒействительно, духовно пустые люди т€нутс€ к общению и хот€т его больше, чем это €вл€етс€ биологической потребностью, из-за своей духовной пустоты. Ќо дело в том, что духовно зрелые люди с ними общатьс€ не хот€т. “огда они наход€т себе подобных и обмениваютс€ с ними пустотой. ѕустым врем€препровождением можно назвать такое, которое не сопровождаетс€ личностным ростом. ‘орм такого врем€препровождени€ множество: это и просмотр боевиков, и чтение детективов, игра в карты, дискотеки и большинство наших ритуалов, пь€нок и пр. Ёто не насто€щее общение. ’от€ врем€ может пролететь быстро, но толку от этого немного, а чувство одиночества после этого становитс€ еще более выраженным. „еловек оказываетс€ выброшенным из течени€ жизни и, естественно, рано или поздно заболеет. Ќередко, спаса€сь от скуки и одиночества, люди начинают путешествовать.  онечно, можно уехать на край света, то от себ€ никуда не уйдешь. ≈ще —ократ говорил своему собеседнику, что нет толку в его путешестви€х, ибо он повсюду таскает за собой самого себ€.

ћногие скандалы и войны, если глубоко вдуматьс€, происход€т из-за попытки ослабить нестерпимое чувство одиночества.

 акие же формы общени€ могут решить проблемы одиночества?

¬се те, которые способствуют личностному росту. »х не так много: учеба, творческа€ де€тельность, физическа€ культура. „еловек становитс€ самодостаточным, и общаетс€ он не только дл€ того, чтобы вз€ть, а дл€ того, чтобы отдать. ¬ результате успешной учебы приобретаютс€ знани€, которыми хочетс€ поделитьс€. Ёффективна€ творческа€ де€тельность требует соответствующей оценки. ¬ результате люди сближаютс€. ”ченик благодарен учителю, учитель признателен ученику за то, что тот усвоил его идеи и продолжает их развивать. —отрудники, вместе осуществившие что-то важное, навсегда станов€тс€ близкими друг другу. » даже если после успешной совместной де€тельности они много лет не вид€т друг друга, это не значит, что они одиноки. ќни все равно есть друг у друга. “ак достигаетс€ так называема€ трансцендентна€, космическа€ св€зь людей. ј если ты знаком с трудами гениев прошлого и можешь представить себе развитие в будущем, то тогда ты св€зан со всей ¬селенной. » если ты в этом мире сделал что-то существенное, то даже после телесной смерти остаетс€ твой дух. » если ты все врем€ зан€т своим личностным ростом, то тебе просто некогда будет думать о смерти.  роме того, на пути личностного роста теб€ ждут встречи с интересными людьми, и тогда теб€ может посетить ЋёЅќ¬№. » хот€ твое одиночество остаетс€ при тебе, то вспомнить о нем тебе будет некогда!

»так: общение человеку необходимо как кислород, но все остальное он должен добыть в одиночестве.

32. —тарайс€ дышать чистым воздухом, общайс€ с просветленным человеком. ¬ душной комнате старайс€ дышать реже, с плохим человеком лучше не общайс€ вовсе.

¬ последние годы своего преподавани€ € не ставил студентам на экзамене двойки. ќб этом € сразу же за€вл€л им на лекции. ¬ ответ на их удивленные взгл€ды € отвечал, что не хочу два раза с глупцами общатьс€. ƒорогой мой читатель, сейчас € объ€сню ситуацию. — п€того курса исключить из института студента практически уже невозможно. ¬р€д ли за два-три дн€ он сможет выучить психиатрию, если ему не удалось это сделать за полгода. «ачем же мучить его, себ€ или своего коллегу, к которому двоечник €витс€ на экзамен. ј если он сбилс€ из-за волнени€ на экзамене, то зачем его еще раз дергать. Ѕойчее за два-три дн€ он тем более не станет.

»так: старайс€ дышать чистым воздухом, общайс€ с просветленным человеком. ¬ душной комнате старайс€ дышать реже, с плохим человеком лучше не общайс€ вовсе.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 418 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

528 - | 427 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.