Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений




¬заимоотношени€ поколений можно рассматривать в различных аспектах: как исторически и культурно изменчивое €вление; как психологическое наследование; как личные отношени€ прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков.

»сторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. ¬ так называемых традиционных обществах образ человека старшего поколени€ был тесно св€зан с категорией жизненного опыта, его постепенного накоплени€ и передачи молодым. ќбычаи, традиции, преемственность, наследие Ц все эти механизмы общественного быти€ предполагают уважение к предкам и высокий авторитет старших. ќднако характер отношений между поколени€ми не остаетс€ неизменным. ќсобенно существенные перемены произошли во второй половине XX столети€.

»звестный американский этнограф ћ. ћид предлагает различать три исторических типа культур: постфигуративные, кофигу-ративные и префигуративные. ¬ постфигуративной культуре (традиционной, патриархальной) изменени€ происход€т так медленно и постепенно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, представл€ют их будущее по образу собственного прошлого. ѕредставитель старшего поколени€ в таком обществе Ц Ђзаконченный образец жизни, как она естьї, прожитое им Ц схема будущего дл€ его детей. ¬заимоотношени€ возрастных слоев четко регламентированы, каждый знает свое место.

“емпы развити€ современного общества стремительны. ¬ мире, где предсто€щее неизвестно, знани€ и опыт старших часто не могут найти применени€, а иногда станов€тс€ даже вредными в силу совершенно изменившихс€ условий, обсто€тельств, законов. „еловек, скорее, вынужден учитывать мнени€ ученых, ориентироватьс€ на взгл€ды и поведение современников; и дети, и взрослые учатс€ у сверстников и даже более того Ц взрослые учатс€ у своих детей. јвторитет старших уже не может служить главной опорой дл€ молодых.

—обыти€, необратимо изменившие отношение человека к миру природы и к человеку (компьютеризаци€, атомна€ энергетика, глобальна€ информатизаци€, открыти€ в области генетики вплоть до клонировани€ живых существ, космические исследовани€ и оружие массового уничтожени€), привели к разрыву преемственности жизни, к конфликту между поколени€ми.

¬ XX в. в услови€х увеличени€ средней продолжительности жизни сложилась нова€ историческа€ ситуаци€ реального сосуществовани€ взрослых детей и их пожилых и старых родителей в течение довольно длительного периода (примерно в полтора раза дольше, чем в XIX в.). ќбщество поставлено перед необходимостью выработать новые нормы отношений между людьми разных поколений. ѕризнание авторитета и мудрости старших, уважение к их опыту должно дополн€тьс€ осознанием ценности инноваций. “олько встречное движение позволит прийти к содержательному диалогу поколений, к взаимопониманию.

–осси€нин пожилого возраста, наш современник, весьма озабочен жизнью и судьбой детей и внуков, считает их проблемы собственными. ¬ысказывани€ людей старшего поколени€ свидетельствуют о том, что они вовлечены в проблемы близких, часто соотнос€т цели и планы своей жизни с событи€ми более молодых (Ђхочу помочь в уходе за внукамиї, Ђхочу накопить денег на обучение внукаї, Ђдожить до свадьбы внучкиї).

» это может быть расценено как благопри€тный факт. ѕри анализе и характеристике собственной я-концепции пожилого человека нередко можно встретить описани€ детей и внуков, рассказы об их жизни, акцентирование внимани€ на их успехах и достижени€х. “ака€ ориентаци€ сохран€ет перспективу личностного развити€, способствует осознанию ценности своего я. ѕереориентаци€ на внутрисемейные отношени€ €вл€етс€ закономерным этапом психической жизни пожилого человека (». ‘. Ўахматов, 1996). ќрганизаци€ семейного быта, выбор формы повседневной зан€тости составл€ют на этом этапе основное содержание жизни. ѕроцессы инкорпоризации, заключающиес€ в замыкании на интересах узкого социального пространства (семьи), могут выступать одним из механизмов адаптации пожилого человека к современной ситуации (ќ.¬. раснова, 2000).

ј что же семь€, близкое социальное окружение? ѕредлагает ли оно своему старшему члену психологическую поддержку, обеспечива€ жизненное пространство дл€ самореализации, создава€ новые смыслы жизни помимо профессиональной роли? ќднозначного ответа нет. ћногие пожилые люди вообще не могут сказать что-то определенное по поводу того, чего ждут от них в семье. ƒругие воспринимают ожидани€ своих семей, направленные на них, как хоз€йственно-бытовую поддержку, как помощь по дому и практически не упоминают о востребованности своего жизненного опыта, своих личностных качеств.

»звестно, что в современном урбанизированном обществе статус домашней работы низок, она часто воспринимаетс€ как нечто нав€занное извне, и дл€ современных пожилых людей така€ самореализаци€ оказываетс€ недостаточной, не приносит удовлетворени€. ¬опрос о выборе способа жизни, самоопределени€ в пожилом возрасте, в том числе достойного места в семейной структуре, остаетс€ открытым.

—в€зь старших и младших поколений в обществе и семье как механизм психологического наследовани€.  арл √устав ёнг одним из первых обратилс€ к идее понимани€ бессознательной сферы психики человека как жизненно необходимого источника мудрости, норм, ценностей, правил. ќн рассматривал Ђколлективное бессознательноеї в качестве одной из составл€ющих структуры человеческой личности. Ётот глубокий слой личности представл€ет собой хранилище следов пам€ти наших исторических предков, причем, может быть, не только людей, но и еще более древних эволюционных предшественников. Ђ оллективное бессознательноеї наследственно предопределено и одинаково дл€ всего человечества, оно содержит архетипы Ц первичные модели воспри€ти€ и поведени€. —уществование подобных структур подтверждаетс€, по мнению ёнга, поразительным сходством символов в живописных и литературных произведени€х разных времен и народов, сказках, мифах, легендах. ѕсихические образы Ђколлективного бессознательногої побуждают людей реагировать на отдельные событи€ сходным образом; они зачастую отражаютс€ в сновидени€х.

’от€ идеи ёнга о существовании Ђколлективного бессознательногої и составл€ющих его архетипах не поддаютс€ пока эмпирической проверке, интерес к ним со стороны современных психологов, философов, теологов не ослабевает.

¬ свою очередь швейцарский психолог ј. «онди говорит о Ђродовом бессознательномї как форме психической наследственности. „еловек в жизни стремитс€ реализовать прит€зани€ своих предков Ц родителей, дедов, прадедов. ќсобенно €рко их вли€ние обнаруживаетс€, как считает автор, в важные моменты жизни, имеющие судьбоносный характер: когда человек совершает свой профессиональный выбор или ищет место работы, спутника жизни. “аким образом, реша€ важнейшие вопросы самоопределени€, он не €вл€етс€ совершенно Ђсвободнымї, поскольку в своем лице представл€ет род, своих прародителей, делегировавших ему Ђпоручени€ї. ќднако это не означает, что судьба человека жестко запрограммирована и остаетс€ лишь следовать неким инстинктивным побуждени€м. „еловек может преодолеть нав€занные тенденции, оперетьс€ на собственные внутренние резервы и построить свою судьбу осознанно.

Ѕлизкие идеи о роли Ђродительского программировани€ї в судьбе человека развивает американский психотерапевт Ё. Ѕерн. ќписыва€ различные варианты воздействи€ семьи, отдельных ее членов на личность ребенка, он использует пон€тие-метафору Ђсценарийї: Ђ—ценарий Ц это постепенно развертывающийс€ жизненный план, который формируетс€... еще в раннем детстве в основном под вли€нием родителей. Ётот психический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивлени€ или свободного выбораї1 (курсив наш. Ц ≈.—.). Ёто своего рода бессознательное прин€тие ребенком предписывающего Ђобразаї будущей взрослой жизни Ц судьбы Ђпобедител€ї или Ђпобежденногої, Ђнеудачникаї. »стоки многих жизненных сценариев, по Ѕерну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколени€. јвтору удалось проследить трансл€цию сценари€ на прот€жении п€ти поколений (речь идет о сценарии Ђпобедительї в конкретном варианте Ђћой сын будет врачомї).

ќчень важно, считает Ѕерн, что именно знает человек о своих прародител€х и прапрародител€х, какие испытывает чувства по отношению к ним. ”же незамысловата€ реплика или рассказ о предках могут свидетельствовать о характере Ђсценарных предписанийї, которым следует человек. Ђћои предки были ирландскими корол€миї Ц эта фраза может быть произнесена торжественно и церемонно, а может с иронией (Ђя такой же пь€ница, как один из нихї); и за каждым суждением при анализе вскрываетс€ некое истолкование значимого прошлого.

„увства по отношению к предкам варьируют:

Х гордость за выдающихс€ предков без какой-либо надежды на то, чтобы превзойти их достижени€;

Х идеализаци€ (романтическа€ или парадоксальна€, ориентирующа€с€ на одну, своеобразно выхваченную, черту Ц Ђбодра€ старушкаї);

Х соперничество.

¬ целом к прародител€м испытывают более интенсивные чувства, чем к родител€м: Ђк прародител€м относ€тс€ с благоговением или ужасом, тогда как родители вызывают восхищение или страхї1.

Ќе останавлива€сь на детал€х механизма раннего программировани€ жизненного сценари€, подчеркнем, что при исследовании проблемы семейного воспитани€ должны учитыватьс€ не только непосредственные воздействи€ на ребенка, но и более общие представлени€ его самого о своих близких и родных.

Ќ. ѕезешкиан, основоположник позитивной психотерапии, уверен в важности психологического Ђнаследи€ї человека и небезразличности происхождени€ как фактора идентичности. ќн использует пон€тие Ђсемейные концепцииї, которые определ€ют правила отношений к люд€м и вещам: от одного поколени€ к другому передаютс€ не столько материальные блага, сколько стратегии переработки конфликтов и формировани€ симптомов, структуры мировоззрени€ и структуры отношени€, которые переход€т от родителей к дет€м.  онцепции берут начало в критических переживани€х одного из членов семьи, в религиозных и философских иде€х, укорен€ютс€, усваиваютс€ детьми и снова передаютс€ следующему поколению детей. ѕримеры семейных концепций: Ђ„то скажут людиї, или Ђјккуратность Ц половина жизниї, ЂЌичего не даетс€ легкої, Ђ¬ерность до смертиї, Ђƒостижени€, честность, бережливостьї и т. п. „астично они осознаютс€ и формулируютс€ носителем в сжатой форме в виде любимых поговорок, наказов дет€м, комментариев к ситуаци€м: ЂЅудь верным и честным, но покажи, на что ты способенї или Ђ” нас все должно быть, как в лучших домахї. Ѕольшей же частью они остаютс€ неосознанными, воздействуют не €вно.

»сследование истории семейных концепций соотноситс€ с пон€ти€ми Ђисторическое сознаниеї, Ђукорененностьї, Ђотсутствие корнейї, Ђколлективное прошлоеї. ∆елани€, требовани€, обиды, поступки, которые выгл€д€т сегодн€ немотивированными, обретают смысл в контексте простирающихс€ в прошлое семейных концепций.  огда социальна€ и семейна€ ситуаци€ в корне измен€етс€, стара€ программа перестает отвечать актуальным потребност€м. ” членов семьи накапливаютс€ проблемы, задачи, страхи, нав€зчивые ритуалы и зависимости, до тех пор пока один из них не разрывает порочный круг активным вмешательством. ѕоэтому один из важнейших принципов позитивной семейной психотерапии Ќ.ѕезешкиана Ц принцип установлени€ св€зи между семейной традицией, идентичностью и проблемами человека. ѕостроение Ђконцептуального семейного древаї рассматриваетс€ как эффективное средство вы€влени€ значимых тем и постановки задач в терапии, в которую вовлекаютс€ несколько поколений (родители, бабушки, дедушки, а иногда и прабабушки, прадедушки).

¬ отечественной психологии Ё. √. Ёйдемиллер и ¬.¬.ёстиц-кис рассматривают патологизирующее семейное наследование, ха-№актерное дл€ дисфункциональных семей как формирование, фик-рацию и передачу эмоционально-поведенческого реагировани€ от ѕрародителей к родител€м, от родителей к дет€м, внукам и т.д. ригидные, иррациональные, жестко св€занные между собой убеждени€, заимствованные у представителей старшего поколени€, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами.

ћожно с сожалением отметить, что пока большее внимание специалистов привлекают именно €влени€ искажающего вли€ни€ неосознаваемых детерминант на поведение молодого человека, €влени€ Ђнегативногої психологического наследовани€. ¬озмож-|но, это происходит из-за того, что в поле интереса психологов и психотерапевтов попадают прежде всего люди, не разрешившие своих внутренних конфликтов, наход€щиес€ в состо€нии кризиса. ¬ качестве иллюстрации другого, позитивного понимани€ семейных Ђкорнейї приведем отрывок из романа попул€рного современного американского писател€.

Ђ»менно в этом доме в тринадцать лет Ёлизабет обнаружила истоки своей семьи и впервые в жизни почувствовала, что разрушилась стена одиночества, что она частица большого целого.

¬се началось в тот день, когда она нашла  нигу. <...> » словно отворила дверь в другой мир. Ёто была биографи€ ее прапрадедушки —эмюэл€ –оффа, изданна€ на английском €зыке и отпечатанна€ частным образом на пергаменте... √лавным было содержание, истори€, дававша€ жизнь портретам, висевшим на стене внизу....Ќезнакомцы, которые ничего не значили дл€ Ёлизабет.

» вот теперь в башенной комнате, когда Ёлизабет открыла  нигу и начала читать, —эмюэль и “ерени€ ожили. ќна почувствовала, как врем€ вдруг потекло всп€ть.<...>

Ёлизабет отложила  нигу и, закрыв глаза, €сно представила себе и одиночество —эмюэл€, и его восторг, и его разочарование.

¬от тогда-то к ней и пришло ощущение сопричастности, она почувствовала себ€ частицей —эмюэл€, а он был частицей ее. ¬ ее жилах текла его кровь. ќт счасть€ и переполнившего ее восторга у нее кружилась голова...

„удесным, неожиданным образом именно старый —эмюэль вселил в нее мужество и поддержал ее в самые трудные дл€ нее минуты. Ёлизабет казалось, что судьбы их очень схожи.  ак и она, он был одинок, и ему не с кем было поделитьс€ своими мысл€ми. » так как они были одного возраста Ц хот€ их и раздел€ло целое столетие, Ц она полностью отождествл€ла себ€ с нимї1.

ћы видим, как девочка, с рождени€ лишенна€ материнской любви, со стороны отца находивша€ лишь формальную заботу о ее благополучии, обретает устойчивость личности, ее Ђукорененностьї, разделенность чувств и переживаний при знакомстве с образами предков, что становитс€ поворотным моментом ее жизни.

Ћичные отношени€ прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков. ¬оздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. —ложные и противоречивые отношени€ св€зывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. ѕсихологический климат в семье и характер вли€ни€ на ребенка завис€т от качества этих взаимоотношений. “ак, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий веро€тность невротических нарушений у детей.

ѕриобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождаетс€ существенной перестройкой сложившейс€ иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихс€ ролей (у женщин Ц роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу: ќсвоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.

ќптимальна€ готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. ѕрародители понимают ценность внуков, по€вление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлин€ет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Ќар€ду с оказанием некоторой помощи Ц бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли св€зующего звена между прошлым и насто€щим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Ќезрелость, неготовность прародителей выражаетс€ в ром, что они вообще отказываютс€ от новой позиции, защищаютс€ против нее (Ђребенок вашї, Ђнам тоже никто не помогалї) рибо, напротив, Ђс восторгом и усердиемї захватывают, узурпируют родительскую роль, лиша€ ее молодых родителей.

ј. —. —пиваковска€ приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетани€ ролей: Ђбабушка-жертваї и Ђбабушка-соперницаї.

ЂЅабушка-жертваї воспринимает роль бабушки как центральную дл€ себ€, взваливает на свои плечи груз хоз€йственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной де€тельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. —делав заботы о семье, дет€х и внуках смыслом своего существовани€, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина ѕериодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. ’арактерна€ позици€ внуков такой бабушки Ц любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтрол€ и общени€ с другими детьми.

ЂЅабушка-соперницаї, на первый взгл€д, более рационально совмещает свои разноплановые об€занности, продолжает работать, посв€ща€ внукам выходные и отпуска. Ќеосознанна€ тен-[ценци€ ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью |или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной Ђматерьюї внуку. ¬ этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываютс€ ею себе, хот€ иногда и возникает чувство вины и раска€ни€ за непримиримость по отношению к собственным взрослым дет€м. ¬нуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо вин€т себ€ за это, остро ощуща€ свою неполноценность, либо прагматически используют противоречи€ позиций взрослых.

ѕо данным американской исследовательницы ѕ. –обертсон, дополнительна€ роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение люд€м среднего возраста1. Ёто де€тельность по воспитанию нового поколени€, но свободна€ от многих об€занностей и напр€женных конфликтов, характерных дл€ детско-родительских отношений. јвтор выдел€ет такие типы бабушек:

Х гармоничные Ц сочетают высокие идеальные представлени€ о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;

Х далекие Ц имеют заниженные социальные и личностные представлени€ о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;

Х символические Ц имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;

Х индивидуальные Ц акцентированы личностные аспекты поведени€.

Ќа основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи дл€ самого прародител€ и/или других членов семьи.

1. ѕрисутствие Ц как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

2. —емейна€ Ђнациональна€ гварди€ї Ц призваны быть р€дом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.

3. јрбитры Ц согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.

4. —охранение семейной истории Ц ощущение преемственности и единства семьи.

 лассификацию прародителей по критерию выполн€емой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог ќ. ¬.  раснова:

Х формальные Ц стро€т отношени€ в соответствии с социальными предписани€ми о роли старшего в семье;

Х суррогатные родители Ц берут на себ€ ответственность и заботу о внуках;

Х источник семейной мудрости Ц осуществл€ют св€зь с семейными корн€ми;

Х затейники Ц организуют отдых и досуг внуков;

Х отстраненные Ц редко включены в реальн} ю жизнеде€тельность семьи детей и внуков.

¬ отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром Ђ√еронтологї (рук. ќ. ¬.  раснова). ¬ исследовании участвовали женщины, проживающие в ћоскве и в небольших городах ћосковской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. ”читывалс€ р€д параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжени€ трудовой де€тельности, характер родственных св€зей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. —пециально разработанна€ анкета включала вопросы о совместных зан€ти€х бабушек с внуками; о представлени€х бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи дет€м в воспитании внуков; о том, где внуки учатс€ хорошему и дурному; о доле участи€ старшего поколени€ в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.

Ќа основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: Ђформальна€ї, или Ђобычна€ї; Ђактивна€ї, или Ђувлеченна€ї; Ђдалека€ї, или Ђотстраненна€ї, Ђсимволическа€ї.

Ђќбычные бабушкиї принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гул€ние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. —огласно проведенному опросу, кажда€ втора€ бабушка относитс€ к типу Ђобычнойї. ќна вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гул€ет с ними, летом, как правило, проводит врем€ вместе (например, на даче). ¬ приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. ќни поощр€ют внуков: хвал€т, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. ѕри этом обычно делают это Ђпросто такї или Ђза хорошее поведениеї, Ђза то, что она маленька€ї. ¬ качестве наказаний Ђв случа€х плохого поведени€ї, непослушани€ предпочитают не общатьс€ с ними или поругать.

Ђјктивныеї, Ђувлеченные бабушкиї имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. ќни забот€тс€ о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ход€т в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. ”влеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков про€влени€ доброты, сочувстви€, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуетс€ поддержка, ободрение. ¬ качестве наказани€ за Ђвранье, лень, грубостьї ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общатьс€, т. е. они про€вл€ют большую активность в наказани€х по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

Ђƒалекиеї, Ђотстраненные бабушкиї затрачивают на внуков гораздо меньше времени. ¬нуки таких бабушек с рождени€ воспитывались или только родител€ми, или с помощью старшего поколени€ Ђс другой стороныї, т. е. бабушки Ђотстраненногої типа не имели и продолжают не иметь каких-либо об€занностей по отношению к внуку. ¬ высказывани€х отстраненных бабушек очень часто встречаютс€ противоречи€. “ака€ бабушка, например, считает, что ее главна€ роль в семье Ц воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утвержда€, что у нее есть об€занности по отношению к внуку, видитс€ с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминани€ Ц единственный вид совместной де€тельности.

ѕроведенное исследование позволило наметить этапы праро-дительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стади€х жизненного цикла.

ѕервый Ц Ђмолода€ бабушкаї Ц начинаетс€ дл€ женщины в возрасте 47Ц51 года.  ак правило, она продолжает активно трудитьс€, однако берет на себ€ долговременные об€занности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; становитс€ Ђобычнойї бабушкой, реже Ђактивнойї или Ђдалекойї. ¬ основном занимаетс€ обслуживанием семьи и внуков, т. е. Ђкормлениемї, Ђпрогулкамиї и прочими делами, которые имеют хоз€йственно-бытовую направленность, помогает материально. ћолода€ бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

»менно в группе молодых бабушек наблюдаетс€ подмеченна€ в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей Ђближеї, чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаютс€.

¬ дальнейшем, по мере роста внука молодые бабушки не перестают помогать дет€м, хот€ объем выполн€емых дел уменьшаетс€. ќптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) дл€ максимального развертывани€ Ђбабуш-кинскойї де€тельности.

¬торой Ц Ђстара€ бабушкаї Ц наступает после того, как внук достигает 10Ц11 лет, бабушке обычно 58Ц62 года. ≈сли она имеет нескольких внуков, то часто остаетс€ в группе Ђмолодыхї до тех пор, пока младшему не исполнитс€ 10 Ц11 лет. ѕо€вл€етс€ новый вид общени€ с внуками, более равноправный.

¬ыход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает вли€ние на характер отношений с внуком, и часть Ђобычныхї бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию Ђактивныхї. Ќекоторые же на этом этапе отдал€ютс€, как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образовани€. “е, кто с первого этапа занимал позицию Ђотдаленнойї или Ђувлеченнойї бабушки, редко ее измен€ют при сохранении условий проживани€.

≈сли Ђмолодуюї бабушку больше волнует здоровье внука, то у Ђстаройї по€вл€ютс€ тревоги и опасени€ в отношении его образовани€, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. Ќа этой стадии уже не имеет особого значени€, от кого внуки Ц от дочери или сына. ќна больше, чем молода€ бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.

“ретий Ц Ђпожила€ женщинаї, Ђстара€ женщинаї Ц начинаетс€ после достижени€ внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков по€вл€ютс€ об€занности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаютс€ в помощи и уходе в св€зи с ухудшением здоровь€. Ќа этой стадии происходит Ђпереворотї ролей Ц мен€етс€ баланс независимости и автономии членов семьи.

“аким образом, этапы прародительства завис€т от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состо€ни€ их здоровь€. ќсновной вывод исследовани€ заключаетс€ в том, что вклад старшего поколени€ в семейную жизнь и спектр ролей завис€т не только от возраста, образовани€, условий проживани€ пожилого человека и видов родственных св€зей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

ѕредставлени€ пожилых о своем ролевом поведении сходны с представлени€ми других половозрастных групп. ѕоэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожидани€м общества. ќднако решение, к какому именно типу примкнет та или ина€ бабушка, опосредовано личностными факторами, личными нормами бабушек.

јнализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. —в€зь между поколени€ми, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хот€ и не всегда осознаютс€ самими членами семьи, детьми и внуками.

¬опросы и задани€

1. ¬ чем сходство и различие прародительской и родительской позиций человека среднего возраста в семье?

2. –ассмотрите взаимосв€зь поколений в обществе как механизм культурного наследовани€.

3. –ассмотрите взаимоотношени€ поколений в семье как механизм психологического наследовани€.

4. ѕоразмышл€йте, какие данные вашего собственного жизненного опыта свидетельствуют о существовании семейного позитивного и негативного психологического наследовани€.

5.  аковы социальные ожидани€ в отношении роли бабушки/дедушки в семье?

“емы рефератов

1. “ипологии родительского отношени€.

2. »зменение структуры и функции семьи в св€зи с рождением ребенка.

3. ѕсихологические особенности протекани€ желанной и нежеланной беременности.

4. —овременное отцовство: стереотипы и новые тенденции.

5. ѕсихологические особенности родительского отношени€ к единственному ребенку.

6. «ависимость психического развити€ ребенка от его позиции в семье.

7. ѕсихологические особенности многодетной семьи.

8. –одительское отношение приемного родител€.

9. –одительский стиль и сценарий жизни ребенка.

10.  онфликты родителей и подростков: причины, содержание, функци€.

11. ѕрародителылво как возрастна€ задача развити€ средней и поздней взрослости.

12. “ипологии прародительского поведени€.

13. –оль бабушки/дедушки в жизни человека.

–екомендуема€ литература

Ѕерн Ё. »гры, в которые играют люди. Ћюди, которые играют в игры. Ц Ћ., 1992.

 райг √. ѕсихологи€ развити€. Ц —ѕб., 2000.

 раснова ќ. ¬. –оль бабушки: —равнительный анализ // ѕсихологи€ зрелости и старени€. Ц 2000. Ц є 3.

Mud M.  ультура и мир детства. Ц ћ., 1988.

ѕезешкиан Ќ. ѕозитивна€ семейна€ психотерапи€: —емь€ как терапевт. - ћ., 1993.

—пиваковска€ ј. —.  ак быть родител€ми. Ц ћ., 1986.

’ьелл Ћ., «иглер ƒ. “еории личности. Ц —ѕб., 1997.

Ўаповаленко ». ¬. —оциальна€ ситуаци€ развити€ в пожилом возрасте // ѕсихологи€ зрелости и старени€. Ц 1999. Ц є 6.

Ўахматов Ќ. ‘. ѕсихическое старение. Ц ћ., 1996. '

Ўелдон —. ”зы крови. «везды си€ют с небес: –оманы. Ц ћ., 1999.

Ёйдемиллер Ё.√., ёстицкис ¬. ¬. —емейна€ психотерапи€. Ц Ћ., 1990.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 526 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

523 - | 456 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.073 с.