Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 оммуникационными свободами€в≠л€ютс€: свобода слова и печати, свобода союзов и собра≠ний, свобода совести (вероисповедани€). ќграничение этих свобод есть коммуникационное насилие

¬1.

ќбъект познани€ Ц это некотора€ часть материального или нематериального мира, существующа€ независимо от нашего знани€ о ней. ћы можем только назвать объект, перечислить его внешние отличительные признаки, и этих априорных знаний достаточно дл€ того, чтобы начать в принципе бесконечное изучение этого объекта, Ќо охватить за раз объект в целом, во всех его многообразных св€з€х и отношени€х, с учетом его бесчисленных свойств и аспектов, невозможно. ѕоэтому разные науки (теории, учени€), изучающие данный объект, выдел€ют одну или несколько его граней, на которые направл€етс€ познающа€ мысль. Ёти грани выбираютс€ исследователем не произвольно, а в зависимости от его научных установок и называютс€ предметом познани€. ѕредмет познани€ существует не в объективной действительности, а в сознании познающего субъекта. Ёто часть наших знаний об объекте. ѕредмет познани€ не содержитс€ в познаваемом объекте, а формируетс€ путем абстрактного мышлени€ исследовател€, исход€ из традиций и методологии данной науки (теории, учени€).

¬ 2.

Ёлементарна€ схема коммуникации:

 оммуникант Ц сообщение Ц реципиент

 оммуникаци€ Ц взаимодействие между субъектами опосредованного некоторым субъектом.

 оммуникации свойственна целесообразность.

Ќаучное определение.

 оммуникаци€ есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

–азличают три равномерных хронотопа

1. √енетический

2. ѕсихический или личностный

3. —оциальный

–азличают 4 типа коммуникаций:

1. ћатериальна€ (транспорт, энергетическа€, миграци€ населени€, эпидемии и др.)

2. √енетическа€

3. ѕсихическа€ или внутриличностна€

4. —оциальна€ или общественна€

“ри последних типа образуют смысловую коммуникацию.

—оциальна€ коммуникаци€ - есть движение смыслов в социальном времени и пространстве.

 оммуникационное понимание имеет 3 формы

-реципиент получает новое дл€ него знание (ком. познание)

- реципиент, получивший сообщение не постигает его глубокий смысл, ограничива€сь коммуникационным воспри€тием.

- реципиет запоминает, понимает, но не воспринимает (псевдокоммуникаци€)

 

¬.3

 оммуникационна€ де€тельность Ц это движение смыслов в социальном пространстве.

¬ 4.  оммуникационное действие - завершенна€ операци€ смыслового воздействи€, происход€ща€ без смены де€тельности участников коммуникации.

—убъектами преследуютс€ три цели:

1. –еципиет желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные дл€ него смыслы

2.  оммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, вли€ющие на его поведение.

3.  оммуникант и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими то смыслами.

“ри формы ком. ƒействи€:

1. ѕодражание Ц воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта

ћожет быть произвольным и непроизвольным

ѕодражание это один из способов живой социальной пам€ти.

ѕодражание это объект-субъектное отражание, где активную роль играет реципиент, а коммуникант пассивный объект дл€ подражани€.

2. ƒиалог Ц это форма ком. ¬заимодействи€, освоенна€ людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого €зыка и речи. ”частниками €вл€ютс€ два субъекта это субъект-субъектные отношени€.

3. ”правление Ц это ком. ƒействие когда коммуникант рассматривает рецпиента как средство достижени€ своих целей. ”станавливаютс€ субъект-объектные отношени€. ”правление может быть в форме приказа (власть)

¬ форме внушени€ (пропаганда, рекламна€ проповедь)

¬ форме убеждени€ при помощи логически выстроенной аргументации

‘орма заражени€ (азарт, ораторское искусство)

¬ 5.

—оциальное пространство Ц это интуитивно ощущаема€ людьми система социальных отношений между людьми.

—оциальное врем€ - интуитивно ощущение течени€ соц. ∆изни, переживаний современниками.

—мыслы представл€ют собой знани€, умени€, стимулы, эмоции.

¬ 6.

¬иды коммуникационной де€тельности, где в качестве активного субъекта выступает »ндивидуальна€ личность, либо группа, либо массова€ совокупность Ц называютс€ соответственно микро, миди, и макро коммуникаци€ми.

ћикрокоммуникаци€ Ц на межличностном уровне это усвоение форм поведений, умений, внешних атрибутов выбранного образца дл€ подражани€ (копирование образца), обмен иде€ми, доводами, предположени€ми между собеседниками (беседа), либо указани€ дл€ исполнени€ их подчиненным (команда)

- на групповом уровне возможны референци€, руководство коллективом (лидерство в группе)

- на массовом уровне социализаци€, освоение человеком общеприн€тых норм, идеалов, верований.

јвторитаризм Ц деспотичное управление массами подвластных людей.

ћидикоммуникаци€ Ц имеет 5 форм.

- мода, основываетс€ на подражании, передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведени€ и идей эмоционально привлекательных дл€ соц. √рупп.

- переговоры, способ достижени€ соглашений и разрешение конфликтов между соц. √руппами.

- адаптаци€ в среде (миграци€, религи€.)

- √руппова€ иерархи€, где контакты между группами четко регламентированы.

-руководство обществом (художники, поэты)

ћакрокоммуникаци €- взаимодействие культур, информационна€ агресси€

ћассова€ коммуникаци€ Ц это создание единого соц. ѕол€ на основе процесса, включающего в себ€ с одной стороны извлечение, переработку, и передачу с помощью быстродейственных технических средств социально значимой информации осущ. —пец. »нститутами., а с другой - прием и усвоение этой информации численно большими, рассредоточенными аудитори€ми.

¬.7

”ровни коммуникационной де€тельности (межличностна€, группова€, массова€.)

ћассова€ коммуникаци€ Ц это создание единого соц. ѕол€ на основе процесса, включающего в себ€ с одной стороны извлечение, переработку, и передачу с помощью быстродейственных технических средств социально значимой информации осущ. —пец. »нститутами., а с другой - прием и усвоение этой информации численно большими, рассредоточенными аудитори€ми

на межличностном уровне это усвоение форм поведений, умений, внешних атрибутов выбранного образца дл€ подражани€ (копирование образца), обмен иде€ми, доводами, предположени€ми между собеседниками (беседа), либо указани€ дл€ исполнени€ их подчиненным (команда)

- мода, основываетс€ на подражании, передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведени€ и идей эмоционально привлекательных дл€ соц. √рупп.

- переговоры, способ достижени€ соглашений и разрешение конфликтов между соц. √руппами.

- адаптаци€ в среде (миграци€, религи€.)

-руководство обществом (художники, поэты)

¬ 8.

ќбщение Ц это взаимодействие двух и более людей, состо€щих в обмене инфо познавательного или аффективного характера.

—оциальна€ психологи€ выдел€ет три стороны общени€:

-перцептивна€ Ц процесс воспри€ти€ партнерами в общении и установление взаимодействи€

- коммуникативна€ Ц процесс обмена инфо между людьми. передача инфо возможна с помощью знаков и знаковых систем. ≈сть коммуникации: вербальные и невербальные.

-интерактивна€ Ц организована взаимодействием между индивидами

-группова€ интеграци€

-конкуренци€

-конфликт.

»нтерактивна€ сторона характеризуетс€

- уместностью прин€тых управленческих решений

+-четким распределением об€занностей среди собеседников.

-умелым разрешением конфликтов

¬9.

¬ербальна€ коммуникаци€ осуществл€етс€ по средствам речи.

–ечь Ц это естественный звуковой €зык, т. е. система фонетических знаков, включающих два принципа: лексических и синтаксических. ѕри помощи речи случаетс€ кадирование декодирование информации.

¬.10.

Ќевербальна€ коммуникаци€ Ц общение без слов, основные знаковые системы:

1 ќптикокенетическую систему

¬изуальные виды общени€

ѕара и экстраленгвистическую

ќрганизаци€ пространства и времени

∆есты, мимика, позы, (оптикокенетическа€)

“ембр, диапозон, тональность (пара, пауза, смех - экстраленгвистическа€)

—овокупность этих средств призвана исполн€ть следующие функции:

-дополнение речи

-замещение речи

-репрезинтаци€ эмоциональных состо€ний партнера.

¬ 11.

»гра представл€ет собой общение между собой в 3 вариантах.

- игра в рамках невербальной коммуникации (спортивные)

-»гра в рамках вербальной коммуникации (кроссворды, ребусы)

- игра, сочетающа€ вербальную и невербальную коммуникацию (драматическое искусство)

»гра- творческое Ц коммуникационное действие

јрхеокультура Ц праздники, ритуалы, первобытное искусство

ѕалеокультура Ц игра стала досуговой де€тельностью (праздники, турниры, карнавалы)

¬ это врем€ наметилось два русла: народна€ культура, носивша€ игровой характер

Ёлетарно-профессиональна€ культура с неигровыми нормами.

Ќеокультура - возникновение индустрии досуга. ѕо€вилась 3-€ культура. Цкоммерческа€ массова€ культура.

ѕостнеокультура Ц ѕ  игры.

1. »гра есть свободна€ де€тельность.

2. »гра не преследует математических продуктов, получение их. √лавна€ цель игры - выигрыш.

3. ƒостижение выйгрыша требует новаторских решений. ѕоэтому игра Ц это творческа€ продуктивна€ де€тельность.

4. »гра противостоит обыденной реальной жизни (замкнутость игрового пространства), использование, костюмов, масок, обособлением игроков, незыблемостью добровольно прин€тых правил.

 

¬ 12.

—оциальна€ пам€ть Ц это движение смыслов в социальном времени.

—уществует три вида пам€ти:

-генетическа€

-психическа€

-социальна€

—труктура соц. ѕам€ти общества.

—оц. —мыслы бывают естественные и искусственные

 

≈стественные Ц смыслы, передаваемые генетически

»скусственные Ц смыслы культуры.

—оц пам€ть состоит из двух слоев

—оциальна€ Ц бессознательна€ (генетическа€) (инстинкты)

 ультурное наследие состоит из 1) неовеществленной части в виде национального €зыка, обычаев, знаний, умений от предыдущих поколений или созданные данным поколением.

ќвеществленные части состо€т из пам€тников культуры в виде артефактов (искусственно созданное изделие, документов и освоенной обществом природы (пашни, скот, полезные ископаемые).

Ќеовеществленную часть культурного наследи€ можно назвать духовной культурой, а овещ.- материальной культурой. —лои социальной пам€ти:

-пам€тники культуры

- общественное сознание (культурное наследие)

- социальное бессознательное (социальный менталитет)

—оциальный менталитет - жива€ социальна€ пам€ть представл€юща€ собой единство осознанных и неосознанных смыслов.

¬ 13.

√руппова€ социальна€ пам€ть

ћала€ группа (семь€, команда, бригада, компани€)

ћала€ группа это сумма индивидуальных пам€тей их членов, значима€ только в пределах групп.

Ѕольшие социальные группы Ц это совокупность людей, обладающих общими соц признаками.

- соц. ƒемографические группы (возраст, пол, национальность, образование)

-производственно-экономические (професси€, имеющие цензу сослови€, класс, принадлежность)

-общественные объединени€ (партии, профсоюзные молодежные организации, религиозные конфессии)

ћассовые совокупности дел€тс€ на:

-эпизодические (болельщики, зрители)

-стабильные (города, села, деревни)

¬ 14.

 оммуникационный канал Ч это реальна€ или воображаема€ лини€ св€зи (контакта), по которой сообщени€ движутс€ от коммуниканта к реципиенту. Ќаличие св€зи Ч необходимое условие вс€кой коммуникационной де€тельности, в какой бы форме она ни осуществл€лась (подражание, управление, диалог).  оммуникационный канал предоставл€ет коммуниканту и реципиенту средства дл€ создани€ и воспри€ти€ сообщени€, т. е. знаки, €зыки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.

≈стественные коммуникационные каналы Ц использующие врожденные, присущие человеку средства дл€ передачи смыслового сообщени€ в физическом пространстве (вербальные и невербальные каналы)

»скусственные коммуникационные каналы Ц это канал иконических документов (графические изображени€, живопись)

Х канал иконических документов Ч графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображени€;

Х канал символьных документов Ч амулеты, украше≠ни€, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный маги≠ческий смысл, а также €зыческие идолы и вообще изобра≠жени€ богов.

Ќевербальные и вербальные каналы послужили основой дл€ формировани€ устной коммуникации, а иконические и символьные дл€ документной коммуникации

Ќевербальный канал Ч древнейший из коммуникаци≠онных каналов, возникший в ходе биологической эволю≠ции задолго до по€влени€ человека. ќн представл€ет со≠бой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным. —одержание зоокоммуникации Ч демонстра≠ци€ переживаемых эмоциональных состо€ний Ч гнев, боль, страх и т. д. ∆ивотными используютс€ звуковые сигналы, позы, движени€, напоминающие жесты. Ќапри≠мер, щенок вил€ет хвостом, когда он доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притвор€етс€ сердитым. Ќевербальный канал активно используетс€ в процессе микрокоммуникации между людьми, и мы специально рассмотрим его особенности.

¬ербальный канал доступен только роду человечес≠кому, обладающему речевой способностью, способностью пользоватьс€ естественным €зыком. ѕодчеркнем, что ре≠чева€ способность Ч отличительный признак хомо сапи≠енс, дл€ реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и анатомические преобразовани€ в телесности пралюдей: образование асимметрии головно≠го мозга, выделение центров управлени€ говорением и пониманием речи (Ђречевые зоныї в мозгу), развитие ар≠тикул€ционного аппарата, грациализаци€ челюстей и т. п. ƒомашние животные не могут говорить именно потому, что они не имеют природных предпосылок дл€ этого. ѕоэтому вербальный канал, подобно невербальному каналу, пра≠вомерно считать естественным.

’удожественные каналы:

-музыка и танец

-поэзи€ и риторика

-графика и живопись

-скульптура и архитектура

-театр

¬. 15.

ќбщественна€ коммуникационна€ система Ц это структурна€ совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами.

ќ — Ц овеществленна€ коммуникационна€ культура в различные эпохи.

—ловесность- уровень ком культуры когда все культурные смыслы передаютс€ по средствам устной коммуникации

 нижность Ц когда передаетс€ по средствам документной ком.

ћультимедиа передает с помощью электронной ком.

ѕерва€ техническа€ революци€ произошла в 19 веке, втора€ в 20 веке.

. ¬ XIX веке произошла про≠мышленна€ революци€, благодар€ которой документна€ коммуникаци€ обрела полиграфическую и целлюлозно-бумажную промышленность, обеспечившую многотыс€ч≠ные тиражи газет, журналов, книг и огромный книжный рынок.

¬месте с тем, по€вились технические изобретени€, зна≠чительно расширившие коммуникационные возможности исходных каналов: невербальный канал обогатилс€ фото≠графией, а вербальный получил звукозапись (изобрете≠ние фонографа “. Ёдисоном в 1877 г.); благодар€ телефо≠ну (запатентован ј. Ѕеллом в 1876 г.) вербальна€ коммуникаци€ избавилась от пространственных ограничений; телеграф, изобретенный еще раньше (1832 г. Ч русский изобретатель ѕ. Ћ. Ўиллинг, 1837 г. Ч американский изобретатель —. ћорзе), позволил мгновенно передавать текстовые сообщени€ с одного материка на другой; фото≠графи€ бросила вызов реалистической живописи, а кино (1895 г.) было объ€влено могильщиком театра. Ќа стыке исков изобрели радио (1895 г. Ч ј. ѕопов, 1897 г. Ч √. ћаркони). ѕроизошла, можно сказать, перва€ техническа€ революци€ в сфере социальных коммуникаций.

¬тора€ €вилась основой дл€ по€влени€ электронной коммуникации.

ћультимедиа Ц текст+ движущеес€ изображение+ звук

Ёлектронна€ коммуникаци€.

ќснователем €вл€етс€ ћаршал ћаклюэн. ¬ 60 г. 20 века вышла книга Ђ√алактика √утенбергаї, Ђћедиум Ц это посланиеї

¬.16

јрхеокультурна€ словесность соответствует общин≠ной ќ — (см. табл. 5.1). ќбщинна€ коммуникационна€ система Ч это первобытнообщинна€ коммуникационна€ система, в которой все члены общины выступают в роли и коммуникантов, и реципиентов, использу€ дл€ переда≠чи смысловых сообщений четыре исходных канала.

ѕеречислим некоторые особенности археокультурной словесности:

1. ќбщинна€ коммуникационна€ система отличалась первобытным равенством, и социальна€ однородность (бесклассовость) первобытных общин сопровождалась синкретичностью (слитностью) вербальных, музыкаль≠ных, иконических каналов в €зыческих ритуальных св€щеннодействи€х. ¬последствии из этой синкретичности выросли изобразительное искусство (первобытна€ живо≠пись, графика, орнамент, скульптура), исполнительское искусство (музыка, танец), наконец, поэзи€ и фольклор как искусство слова. “ворцами первобытных культурных смыслов, образовавших содержание общинной коммуни≠кации, были неведомые нам гениальные художники, му≠зыканты, артисты, поэты.

2. ќбожествление слова, которое нашло отражение в мировых религи€х. √осподь, как известно, творил мир не действи€ми, а словами: Ђ¬ начале было —лово, и —лово было у Ѕога, и —лово было Ѕог... ¬се через Ќего начало бытьї (»оан. 1:1―3); Ђ» сказал Ѕог: да будет свет. » стал светї (Ѕытие, 1:3). ¬  оране написано: Ђ≈го приказ, когда он желает чего-нибудь, Ч только сказать ему: ЂЅудь!ї и оно бываетї (36, 81―82). ¬ одном из гимнов –игведы, об≠ращенном к богу јгни, говоритс€: Ђќн укрепил небо истинными св€щенными словамиї (–игведа. ћандалы I―IV. ћ., 1989. с. 85).

 стати, буддизм Ч это культура размышлени€, кото≠ра€ пошла дальше знаков и отказалась и от слов, и от чи≠сел. Ќирвана достигаетс€ путем самоуглублени€, медита≠ции, а не заклинаний.

3. —в€щенные словеса передавались из уст в уста; их поэтика строилась так, чтобы облегчить запоминание и исключить искажени€ при устной передаче; этому спо≠собствовали ритмический размер, повтор€ющиес€ стан≠дартные фразы, музыкальное сопровождение многих гим≠нов. ƒаже позже, когда стала известна письменность, божественные откровени€ запрещалось фиксировать; они довер€лись лишь слуху посв€щенных.

ѕричем нельз€ считать, что недокументированна€ со≠циальна€ пам€ть не надежна. ƒревнейший из пам€тников словесного искусства Ч собрание гимнов –игведа датиру≠етс€ XVIII ― XII вв. до н. э., а запись (кодификаци€) –игведы состо€лась только в XII ― XV вв. н. э. ќчевидно, что столь сложное литературное произведение не могло сохранить≠с€ более трех тыс€ч лет в народной пам€ти, если бы в арий≠ских племенах »ндии не было бы тыс€челетних традиций устного творчества, восход€щих к неолитической эпохе.

4. “алантливый поэт, сказитель в дописьменных об≠ществах выполн€л роль летописца, служител€ не текущих забот и интересов, а социальной пам€ти, воплощенной в мифах, легендах, предани€х. Ёстетические потребности удовлетвор€ли лирики, способные выразить в слове и музыке эмоциональные переживани€. ѕредставление о поэте как пророке, любимце богов несомненно восходит к археокультурной словесности.

ќбобща€ сказанное, можно сказать, что археокультурна€ словесность обеспечивала, во-первых, консолидацию членов общины: люди, не владевшие общинным €зыком, представл€лись им Ђнемымиї или вовсе Ђнелюдьмиї; во-вторых, организацию общественной жизни, трудовую кооперацию, обыденное общение; в-третьих, функциониро≠вание неовеществленной социальной пам€ти, заключаю≠щейс€ в передаче из поколени€ в поколение социальных норм и традиций, полезных знаний, умений и практичес≠кого опыта, наконец, св€щенного мифологического созна≠ни€ и самосознани€.

¬.17.

ќсобенности палеокультурной книжности вид€тс€ в следующих моментах:

1. ќбожествление —лова, характерное дл€ археокультуры, переноситс€ на  нигу, —в€щенное писание, Ѕиблию.  нижное слово становитс€ гарантом истинности и незыб≠лемости (что написано пером, не вырубишь топором). ќт≠сюда Ч обычай кл€стьс€ на книге (Ѕиблии,  онституции). ’ристианство, ислам, иудаизм Ч это религии ѕисани€, где св€щенные книги Ч основа конфессии. ¬ средние века сло≠жилась своеобразна€ иерархи€ книжных жанров по при≠знаку св€тости. Ќаиболее почитаемой была литургическа€, г. е. используема€ в богослужении литература (—лужебни≠ки, “ребники, „асословы, ћинеи, “риоди и т. п.) и кано≠ническое —в€щенное писание (¬етхий и Ќовый «авет); ниже рангом шли жити€ св€тых (агиографи€), церковна€ учебна€ литература (катехизисы), поучени€ отцов церкви, а в самом низу Ч светска€ (мирска€) литература.

2. ѕроизошла социальна€ дифференциаци€ населе≠ни€ по принципу: грамотный Ч неграмотный. ќвладение грамотой считалось немаловажным личным достижени≠ем, поэтому школа стала форпостом письменности. ≈сли у бесписьменных народов социализаци€ молодежи начи≠налась с освоени€ производственных умений и навыков, то цивилизованные общества приобщали учеников преж≠де всего к счету, чтению, письму. —оциальный престиж и карьера индивида завис€т теперь не столько от его силы, ума, сообразительности, выносливости, сколько от школь≠ной выучки, от доступа к знани€м. „еловек стал зависеть от документированного культурного наследи€, хот€ не может освоить даже сотую его долю. ” члена дописьменного общества такой зависимости нет.

«аметим кстати, что в ƒревней √реции грамотные рабы пользовались некоторыми привилеги€ми: они занимали государственные должности, приобщались к литератур≠ному труду (вспомним легендарного Ёзопа). ¬ –име рабы допускались в публичные библиотеки, использовались дл€ переписывани€ книг (рабы-Ђбиблиографыї).

3. ¬ыделились социальные группы людей, зан€тых умственным, так сказать, Ђинтеллигентскимї трудом, и следовательно, использующих письмо как профессио≠нальный инструмент. ¬ ƒревнем ≈гипте и  итае автори≠тет людей письменной культуры был особенно высок. “руд≠но удержатьс€ от соблазна процитировать древнеегипет≠ское Ђѕрославление писцовї, относ€щеес€ к концу II тыс. до н. э. (перевод ј. јхматовой).

ќсобенно разнообразной, хот€ и не очень многочис≠ленной, была интеллигенци€ демократических полисов ƒревней √реции. ѕомимо жречества, профессионалами умственного труда были учител€, зодчие, врачи, землеме≠ры, де€тели искусства, писатели, философы.

4. ќбретение книжностью статуса общепризнанного коммуникационного канала дл€ передачи основных куль≠турных смыслов происходило не без конкуренции со сто≠роны словесности. ќтказывались от письменного изложе≠ни€ своих учений ѕифагор, —ократ, Ѕудда, ’ристос. ѕрав≠да, если бы прилежные ученики не записывали их слов, мы бы не узнали даже имен этих великих учителей человечества. ¬от как, по словам ѕлатона, его наставник —о≠крат объ€сн€л свою позицию (см. диалог Ђ‘едонї): люди, черпающие мудрость из письменных источников, Ђбудут многое знать понаслышке, без обучени€, и будут казатьс€ многознающими, остава€сь в большинстве невеждами, людьми трудными дл€ общени€; они станут мнимомудрыми вместо мудрыхї.

 ультуру классической Ёллады иногда называют ороакустической, т. е. ориентированной на устное слово и слуховое его воспри€тие. »скусство устной речи счита≠лось необходимым не только дл€ ораторов и поэтов, но и дл€ политиков, историков, философов, которые специаль≠но изучали риторику. ѕо словам ћ. Ћ. √аспарова, Ђдаже философские трактаты, даже научные исследовани€ пи≠сались, прежде всего, дл€ громкого чтени€. ¬ысказывалось предположение, что античность вовсе не знала чтени€ Ђпро себ€ї: даже наедине с собою люди читали книгу вслух, наслажда€сь звучащим словомї[1]. “ем не менее, гос≠подство письменного слова установилось в ƒревней √ре≠ции на рубеже V ― IV вв. до н. э.

5. ѕисьменна€ коммуникаци€, несмотр€ на сдержан≠ность и скепсис некоторых мудрецов и пророков, вызвала преобразование всех областей духовного творчества: ми≠фологическое €зычество вытеснили мировые религии ѕисани€; анонимный фольклор потеснила авторска€ ли≠тература, котора€ стала авторской только благодар€ письменности;

6. предпочтение получили классические фи≠лософские учени€, законспектированные усердными учениками, а не софистические дискуссии; наука же про≠сто невозможна на базе только устной коммуникации. –укописна€ ќ — положила начало документированной социальной пам€ти; начинаетс€ написание человеческой истории; античные историки √еродот (между 490 и 480 ― ок. 425 до н. э.), ‘укидид (ок. 460― 400 до н. э.),  сенофонт (ок. 430 ―355 до н. э.) оставили после себ€ истори≠ческие произведени€ высокой научной ценности. ѕоз≠же к ним присоединились римские историки “ит Ћивий (59 до н. э.Ч17 н. э.), “ацит (58―117), √ай —ветоний (ок. 70―ок. 140) и др.

7. 6. ѕисьменность стала орудием просвещени€ и рас≠пространени€ знаний, в том числе тайных, эзотерических. ѕо свидетельству ѕлутарха, јлександр ћакедонский сильно гневалс€ на просветительскую де€тельность јри≠стотел€ и выговаривал своему учителю:

8. Ђ“ы поступил неправильно, опубликовав те учени€, которые предназна≠чались только дл€ устного преподавани€. „ем же мы будем отличатьс€ от остальных людей, если те самые учени€, на которых мы были воспитаны, сделаютс€ всеобщим досто€нием? я хотел бы не столько могуществом превос≠ходить других людей, сколько знани€ми о высших пред≠метахї.  онечно, о Ђпросветительной функцииї средне-исковой рукописной книги в услови€х массовой неграмот≠ности населени€ (более 90% в XV веке), можно говорить лишь условно.

9. 7. ¬ античную эпоху происходит формирование книж≠ного дела как социально-коммуникационного института, включающего: изготовителей (переписчиков) манускрип≠тов; торговых людей, содержащих книжные лавки; библио≠теки разных типов, в том числе крупнейшую в палеокультуре научную библиотеку в јлександрии.

10. — јлександрийской библиотекой (700 тыс. свитков до пожара в I в. до н. э.) некоторое врем€ соперничала ѕергамска€ библиотека, насчитывавша€ в лучшие свои годы до 200 тыс€ч рукописей.

11. ”бедительным свидетельством расцвета книжной культуры во времена античности €вл€етс€ феномен биб≠лиофильства. »стори€ библиофильства, котора€ продол≠жаетс€ и в наши дни, есть истори€ книжной культуры в Ђчеловеческом измеренииї.

12.  рушение –имской империи в V веке сопровождалось разрушением античной книжности, котора€ не нужна была торжествующему варварству. Ќе только у феодалов книга стала невиданной редкостью, но и духовенство не всегда владело грамотой. ќднако благодар€ документи≠рованию значительна€ часть культурного наследи€ антич≠ности, затаивша€с€ в монастырских библиотеках, дошла до эпохи ¬озрождени€, и европейским гуманистам было что Ђвозрождатьї и возвращать в европейскую культуру после Ђтемных вековї —редневековь€.

13. 8. —редневекова€ социальна€ коммуникаци€ пре≠имущественно представл€ла собой устную микрокомму≠никацию. Ќаселение проживало в обособленных деревн€х и небольших городах, где не было необходимости в пе≠реписке. ƒл€ особо важных поручений использовались гонцы, которые заучивали послание наизусть. √лавным источником знани€ дл€ неграмотной массы была цер≠ковь, а также слухи, которые переносили торговцы, брод€чие театры, цирки и трубадуры. ¬ большинстве селе≠ний не было ни календар€, ни часов. язык делилс€ на множество диалектов, причем диалектические различи€ ощущались на рассто€нии 70―100 км. »звестно, что в XIV веке лондонские купцы, потерпевшие кораблекру≠шение у северных берегов јнглии, были заключены в тюрьму как иностранные шпионы. ѕравда, грамотна€ элита использовала латынь в качестве €зыка междуна≠родного общени€.

14. ¬ средневековой палеокультуре не было истории Ч ее замен€ли рыцарские романы, не было географии Ч ее за≠мен€ли рассказы прохожих людей, не было науки Ч ее замен€ло —в€щенное писание. Ќо отсутствие достоверных фактов мало кого беспокоило. «емна€ жизнь рассматри≠валась католической церковью как временное пристани≠ще на тернистом пути к спасению, а знать судьбу людей может только Ѕог. ѕоэтому никаких коммуникационных потребностей никто не испытывал.

15. ќднако с XII века началось духовное движение, кото≠рое про€вилось в организации университетов, крупнейшими среди которых были Ѕолонский и парижска€ —орбон≠на. ћежду 1300 и 1500 гг. в ≈вропе было учреждено более 50 новых университетов, которые стали центрами письмен≠ной культуры. ѕомимо церкви и зарождавшейс€ науки, в письменной коммуникации нуждались: королевска€ бю≠рократи€, судопроизводство, купечество, расшир€вшее международную торговлю. Ќеграмотность постепенно из≠живалась. ¬ XIV веке европейцы освоили производство бумаги и изобрели очки. Ќазревала бифуркаци€ письменно≠го канала, котора€ разрешилась в середине XV века изоб≠ретением книгопечатани€.

16. 9. ѕалеокультурна€ письменность Ч предмет изуче≠ни€ палеографии. ѕалеографи€ Ч историко-филологи≠ческа€ дисциплина, изучающа€ закономерности по€вле≠ни€ и изменени€ знаков письменности на различных ма≠териалах. ѕрикладна€ задача палеографии Ч датировка времени создани€ рукописей и определение состава пис≠цов. —лав€но-русска€ палеографи€ подраздел€етс€ на гла≠голическую, изучающую пам€тники, написанные глаголи≠цей, и кириллическую, изучающую разновидности кирил≠лицы: устав, полуустав, скоропись.

17. 10. Ѕыло бы односторонне, а значит неправильно, под≠черкивать одни лишь социально-культурные достижени€ и преимущества, которые подарила письменность циви≠лизованному человечеству. —тановление книжной культу≠ры Ч процесс амбивалентный, ибо были утрачены преимущества дописьменной археокультуры и обнаружились про≠блемы, неведомые неграмотным Ђдет€м природыї.

18. Х ”стна€ коммуникаци€ и недокументированна€ со≠циальна€ пам€ть обладают естественными механизмами, предохран€ющими их от переполнени€. »збыточные со≠общени€ не воспринимаютс€, а неактуальные знани€ за≠бываютс€. ѕисьменна€ культура не обладает такими за≠щитными средствами, она провоцирует бесконечный рост документных фондов и, как следствие, информационный кризис.

19. Х ¬ услови€х бесписьменного общества человек знал только то, что требуетс€ ему дл€ текущей жизнеде€тель≠ности, не больше и не меньше; в книжных культурах ему приходитс€ осваивать много устаревших знаний, изло≠женных в авторитетных трудах мыслителей прошлого. Ѕольша€ часть этих знаний никогда в будущем не пона≠добитс€. ¬ результате индивидуальна€ и общественна€ пам€ть становитс€ кладбищем знаний, предрассудков, суждений часто несовместимых друг с другом. ”трачива≠етс€ цельность и законченность мировоззрени€, свойствен≠ные дописьменным обществам, и растет противоречивость, напр€женность, дезорганизованность цивилизованных сообществ.

20. Х —уществуют несоответстви€ и противоречи€ меж≠ду нормами и требовани€ми, вычитанными из книг, и смыслами, поступающими по каналу непосредственной микрокоммуникации. ¬ итоге образованный человек начинает страдать раздвоением личности и муками совести; неграмотный же варвар всегда действует согласно впитан≠ной с детства традиции, не испытыва€ никаких сомнений и переживаний.

21. ¬ мировой классической литературе не раз обсужда≠лись т€готы цивилизации; достаточно вспомнить образы ƒон  ихота и —анчо ѕансы, ѕьера Ѕезухова и ѕлатона  аратаева. ћануфактурна€ коммуникационна€ система не см€гчила проблемы, унаследованные от письменной культуры, а скорее ужесточила их.

¬.18.

’арактерные черты мануфактурной книжной культу≠ры, господствовавшей в XVI―XVIII веках, вид€тс€ в сле≠дующем:

1. ћануфактурные книги количественно и качествен≠но отличались от манускриптов. «а первые 50 лет книго≠печатани€ европейцы получили в свое распор€жение больше книг, чем за две тыс€чи лет книжного рукописани€. ¬ XVI веке выпущено более 242 тыс€ч названий, в XVII веке Ч 972 тыс€чи, в XVIII веке Ч около 2 млн. на≠званий; тиражи возросли с 200―300 экз. в XV веке до 1000―1200 в XVII веке. ’от€ полиграфическа€ техника остава≠лась мануфактурной (печатный стан и словолитна€ форма √утенберга сохранились в типографи€х до конца XVIII века) облик книги изменилс€ неузнаваемо: книги, к оформлению которых привлекались лучшие художники того времени, стали подлинными произведени€ми искусства. —овершен≠ствовались технологические приемы набора, качество иллюстраций, титульных листов, обложки. ѕо€вились кни≠гоиздательские фирмы, поддерживавшие высокие худо≠жественные и научные стандарты своей продукции. ћировой известностью пользуютс€ четыре фирмы, которые основали италь€нец јльд ћануций, французы јнри Ётьенн и  ристоф ѕлантен, голландец Ћодевейк Ёльзевир. ѕри этом дешевизна и доступность книги постепенно рос≠ли, что означало демократизацию книжного рынка.

2. ћанускрипты предназначались дл€ чтени€ вслух неграмотной аудитории, печатные книги рассчитывались на молчаливое чтение Ђпро себ€ї. —оответственно изменилось ќформление текста: по€вились названи€, разбивка на главы и разделы, спуски, пол€, пробелы между словами, кра≠сочные иллюстрации. »зменилс€ литературный €зык и стиль изложени€, которые приспосабливались к воспри€≠тию зрением, а не слухом.  нигу стали рассматривать не как пособие дл€ устной речи, а как непосредственный ис≠точник знани€, что вызвало следующие изменени€:

Х по€вились пон€ти€ оригинальности, ценности, но≠визны содержани€;

Х возникло авторское право и пон€тие Ђплагиатї (в XVIII веке);

Х выработались литературные жанры и стили изложе≠ни€, нормы литературного €зыка;

Х образовалась читательска€ массова€ совокупность, состо€ща€ из незнакомых друг с другом людей, имею≠щих общие взгл€ды и интересы (по оценке ћ. ј. Ѕарга, дол€ грамотных возросла с 10% в XV веке до 25% в XVII веке);

Х тиражированные в сотн€х экземпл€ров книги нача≠ли Ђжить своей жизньюї, независимо от автора или переписчика. ќни превратились в завершенные и целостные элементы овеществленной и долговре≠менной социальной пам€ти.

3. ћануфактурна€ книжность послужила почвой дл€ нормировани€ и распространени€ светских литературных €зыков. Ќо этого мало. ¬ XVII и XVIII веках, которые по праву считаютс€ временем торжества рационализма, ста≠новлени€ науки и светского просвещени€ (заметим еще раз: все это стало возможным благодар€ книгопечатанию!) по€вилась иде€ лингвопроектировани€, вызвавша€ к жиз≠ни многочисленные проекты искусственных €зыков.

 ритический разум Ђгениев XVII векаї быстро распоз≠нал несовершенство естественных €зыков, €вившихс€ ре≠зультатом неконтролируемого и случайного развити€. Ѕыл сделан вывод о необходимости построени€ логичес≠ки выверенного €зыка, который мог бы послужить дл€ не≠противоречивой и однозначной записи научных истин. »дею Ђфилософской грамматикиї высказал в 1623 г. ‘. Ѕэкон;в 1629 г. проблемы проектировани€ всеобщего €зыка обсуж≠дал –. ƒекарт, в 1661 г. проект универсального €зыка пред≠ложил ». Ќьютон,наконец, √. ¬. Ћейбниц довольно се≠рьезно разрабатывал философский €зык в виде математической модели, где вс€кое рассуждение сводилось к вычислени€м. »де€ универсального философского лек≠сикона оказалась утопичной, но стремление ученых к ло≠гичности, системности, однозначности €зыка нашло свое выражение в научной символике (особенно Ч в матема≠тике, символической логике, химии) и в терминологии точных и естественных наук, которые стали складывать≠с€ в XVII―XVIII веках.

4. —войственна€ документам сущностна€ ценностно-ориентационна€ функци€ стала использоватьс€ дл€ до≠стижени€ социально-прагматических целей:

ѕечатна€ книга с самого начала сделалась орудием свет≠ского просвещени€. “олько половина инкунабул относи≠лась к религиозной тематике (гораздо меньше, чем в пото≠ках средневековых манускриптов), четверть Ч к художе≠ственной литературе, 10% Ч к юриспруденции, прочие Ч к другим отрасл€м знани€. ¬ XVII веке не менее 2/3 книг были светскими по содержанию, и эта тенденци€ усили≠лась в Ђпросвещенномї XVIII веке. Ќадо заметить, что многие издатели и типографы рассматривали свою де€тельность как форму борьбы с невежеством и церковным обскурантизмом.

 ороли и власти нового времени стали использовать печать дл€ пропаганды своих идей и привлечени€ сто≠ронников: √енрих VIII и его премьер-министр “омас  ромвель издавали памфлеты дл€ утверждени€ англикан≠ской церкви; –ишелье прибегал к услугам периодической печати.

¬о времена революционных ситуаций в Ќидерландах, јнглии, √ермании, ‘ранции публицистические памфле≠ты, прокламации, воззвани€, издаваемые многотыс€чны≠ми тиражами, революционизировали Ђтретье сословиеї и кресть€нство.

— XVI века сначала церковные, а затем и светские вла≠сти начали ожесточенную борьбу с еретическим вольно≠мыслием. ¬ 1564 г. ¬атикан издал Ђ»ндекс запрещенных книгї, который, посто€нно пополн€€сь, действовал вплоть до XX века; была мобилизована инквизици€. Ќеблагонадежные книги изымали из библиотек, книжных лавок и публично предавали сожжению. »ногда вместе с книга≠ми сжигали их авторов и издателей (вспомним ƒжордано Ѕруно). ÷ензура, судебные преследовани€, варварское уничтожение литературы и другие акты коммуникацион≠ного насили€ стали неизменными спутниками книжной культуры с XVI века до XX века.

5. ѕереход от рукописани€ к книгопечатанию углубил и расширил дифференциацию книжного дела; возник р€д специализированных социальных институтов, в том чис≠ле: книгоиздательский (редакционна€ подготовка + поли≠графическое размножение документов), книготорговый, библиотечный и библиографический. Ќачалось формирование овеществленной социальной пам€ти.

ќсновные изменени€ в библиотечном деле состо€ли в следующем: в результате религиозных войн сильно постра≠дали монастырские библиотеки; на основе конфискован≠ных фондов монастырских библиотек и частных книжных собраний стали возникать городские библиотеки; выпол≠н€вшие функции одновременно публичных и универси≠тетских; в школах (особенно, активно Ч в √ермании) на≠чали организовыватьс€ школьные библиотеки; открыва≠лись дл€ публики личные книжные собрани€ королей и дворцовой знати, стремившихс€ ст€жать славу просве≠щенных и щедрых властителей. “аким образом склады≠вались структуры национальных библиотечных систем, свойственных западной цивилизации.

≈сли библиотечное дело возникло еще в пору рукопис≠ной ќ —, то именно мануфактурна€ книжность вызвала к жизни библиографию Ч вторичный уровень документной коммуникационной системы (см. пункт 4.3.1). ѕо словам  . –. —имона, Ђс распространением книгопечата≠ни€ закончилась предыстори€ библиографии и началась ее истори€ї[2]. ƒействительно, именно с этого времени по≠€вились книготоргова€ библиографи€, отраслева€ биб≠лиографи€ (юридическа€ и медицинска€ Ч прежде все≠го), национальна€ библиографи€, отражающа€ публика≠ции представителей данной страны (в √ермании, јнглии, »талии, ‘ранции, »спании, ѕольше), наконец, универ≠сальна€ международна€ библиографи€, представленна€ таким величественным пам€тником европейского ¬озрождени€ как Ђ¬сеобща€ библиотекаї  . √еснера (1515―1565). ¬ ЂЅиблиотекуї √еснера включены более 15 тыс. книг, принадлежащих почти 5 тыс. авторов. Ѕольша€ часть описаний снабжена подробными аннотаци€ми, оглавле≠ни€ми и выдержками. √еснеру удалось подвести итоги развити€ письменной и мануфактурной книжности в ≈в≠ропе с античности до середины XVI века. Ќичего подоб≠ного ни один библиограф после √еснера сделать не мог. ѕравда, не обошлось без курьезов. Ѕудучи несколько старомодным, √еснер признавал в качестве литературных только греческий, латинский и древнееврейский €зыки и игнорировал Ђварварскиеї французский и италь€нский. ¬ св€зи с этим в кратких заметках о ƒанте и Ѕоккаччо упу≠щены их главные произведени€.

6. ѕомимо библиографии, о созревании книжной куль≠туры свидетельствует зарождение словарно-справочного дела. ≈сли библиографический указатель есть Ђкнига об известных книгахї, то энциклопеди€ (справочник, словарь) Ч это Ђкнига о том, что мы знаемї. ¬ XVII и XVIII ве≠ках в јнглии и во ‘ранции публикуетс€ целый р€д словарей, лексиконов, энциклопедий, пользующихс€ широ≠ким спросом. ¬ысшим достижением, одной из духовных вершин Ђвека ѕросвещени€ї Ч XVIII столети€, бесспор≠но, €вл€етс€ знаменита€ ЂЁнциклопеди€, или толковый словарь наук, искусств и ремеселї. ¬ключающа€ более 60 тыс€ч статей семнадцатитомна€ Ёнциклопеди€ была под≠готовлена и выпущена в свет в 1751―1766 гг. ќсуществить в крайне неблагопри€тных услови€х это колоссальное по объему издание стало возможным только благодар€ неисс€каемой энергии, таланту, поразительной работоспо≠собности и организаторским даровани€м ƒени ƒидро (1713―1784), с начала и до конца остававшегос€ главным идейным вдохновителем и исполнителем всего дела. »з≠вестна историческа€ роль Ёнциклопедии ƒ. ƒиро в идео≠логической подготовке ¬еликой французской революции 1789―1794 гг.

7. ¬ XVII Ч начале XVIII века в европейской культу≠ре лидером становитс€ естествознание. ¬ это врем€ жили и творили √. √алилей (1564 ― 1642), –. ƒекарт (1596―1650), Ѕ. ѕаскаль (1623―1662), ”. √арвей (1578― 1657), √. ¬.Ћейб≠ниц (1646―1716), X. √юйгенс (1629―1695), ». Ќьютон (1642―1727), Ћ. Ёйлер (1707―1783), семь€ математиков Ѕернулли и многие другие выдающиес€ ученые. Ётот пе≠риод ƒжон Ѕернал (1901―1971), основоположник совре≠менного науковедени€, называл Ђнаучной революциейї. ¬ результате этой революции образовалось европейское научное сообщество, кровно заинтересованное в оператив≠ной и полной научной коммуникации. Ќепосредственным откликом на эту потребность стал Ђ∆урнал ученыхї, первый номер которого вышел в свет в ѕариже в €нваре 1665 г. «адачей этого журнала, как и подобных ему периодичес≠ких изданий в јнглии, √ермании, Ќидерландах, было не информирование о новых теори€х, открыти€х, событи€х научной жизни, а сообщение о книгах, в которых об этом говорилось. ƒругими словами, это были Ђжурналы о книгахї, т. е. библиографические, точнее Ч реферативные (о книгах сообщалось посредством их рефератов) издани€.

ƒидро в своей Ёнциклопедии дал следующее опреде≠ление: Ђ∆урнал Ч периодическое издание, содержащее извлечени€ из вновь напечатанных книг, с отчетом об от≠крыти€х, ежедневно делаемых в науках и искусствах... ќн был изобретен дл€ тех, кто слишком зан€т или слишком ленив дл€ того, чтобы читать книги целиком. Ёто Ч спо≠соб удовлетвор€ть свою любознательность и стать ученым с малым трудомї. ѕрошло не менее 150 лет пока, нар€ду с реферативными научными журналами, без обращени€ к которым до сих пор не обходитс€ никака€ научна€ рабо≠та, по€вилась современна€ научна€ периодика.

8. —видетельством зрелости второго поколени€ книж≠ной культуры могут служить не только формирование национальных документальных систем (ƒќ —) с разви≠тым книжным производством и распределением (контур обобществлени€) и совокупностью разных библиотек и библиографических служб (контур обработки, хранени€, распространени€), но и развитие библиофильства, сопро≠вождаемого библиофильской библиографией, а также формирование теории книговедени€ и библиографии.

“ермин Ђкниговедениеї (Bucherkunde) впервые ввел в научный оборот австриец ћихаэль ƒенис (1729―1800), в труде Ђ¬ведение в книговедениеї (¬ена, 1777―1778 гг.), где он отнес к книговедению историю рукописной и пе≠чатной книги, типографское дело, библиотековедение и каталогизацию.

ќсновоположником библиографической науки, полу≠чившей в наше врем€ название Ђбиблиографоведениеї, счи≠таетс€ Ќэ дел€ –ошель (1751― 1837), опубликовавший в 1779 г. Ђ–ассуждени€ о библиографической наукеї. ¬ своих Ђ–ассуждени€х...ї Ќэ пишет: ЂЅиблиографи€ есть описание мира письменности и того, что его составл€ет, подобно тому, как географи€ Ч описание земного шара; но открыти€ в области земного шара когда-нибудь найдут свою границу, от≠крыти€ жев области письменности никогда не будут иметь границы и изучение библиографии станет тем необходимее, чем большее развитие получат искусства и наукиї[3]. »звест≠но, что во врем€ ¬еликой ‘ранцузской революции, когда возникла проблема сохранить и упор€дочить книжные со≠брани€, реквизированные республиканцами, был издан декрет, предписывающий читать учебный курс Ђбиблиографииї в главных городах всех департаментов.

¬.19.

’арактерные особенности индустриальной книжной культуры, господствовавшей в XIX ― I половине XX века, вид€тс€ в следующем:

1. ¬ первой половине XIX века произошла, можно ска≠зать, промышленна€ революци€ в полиграфии.  нигопе≠чатание включает три полиграфических процесса: изго≠товление печатной формы, печатание тиража, выполне≠ние брошюровочно-переплетных работ. ћануфактурна€ типографи€ базируетс€ на ручном труде печатника, кото≠рый использует печатный станок, установку дл€ отливки букв, собственную сноровку и мастерство. »ндустриаль≠ное производство основано на механизации всех полигра≠фических процессов, свод€ к минимуму участие в них ти≠пографских работников. ¬ этом состоит принципиальное отличие индустриального книгопечатани€ от мануфак≠турного.

¬ начале XIX века (1803 г.) первую печатную машину (не станок, а именно машину!) сконструировал ‘ридрих  Єниг (1774―1833). ¬ 1814 г. ее использовали в јнглии, где он тогда жил, дл€ печатани€ газеты Ђ“аймеї. ¬ 1817 г.  Єниг вернулс€ на родину в √ерманию, где основал фабри≠ку печатных машин. ѕерва€ русска€ печатна€ машина, построенна€ в 1829 г., была установлена в редакции газе≠ты Ђ—еверна€ пчелаї. ¬ 1830-х гг. в јмерике по€вились тигельные машины, специально приспособленные дл€ печати бланков, обложек, иллюстраций. ¬ I860 г. ¬иль€м Ѕуллок построил ротационную машину, печатающую на обеих сторонах бумажного полотна и особенно удобную дл€ выпуска газет. ¬ 1866 г. эту машину снабдил и резальными и фальцевальными аппаратами. ¬ 1884 г. в —Ўј была изобретена строкоотливна€ наборна€ машина, названна€ линотип, а в 1897 г. по€вилась буквоотливна€ наборна€ машина Ч монотип, облегчивша€ корректуру и верстку.  ороче говор€, в XIX веке бурными темпами развивалось полиграфическое машиностроение Ч основа индустриального книгопечатани€.

ѕараллельно шло техническое перевооружение бумаго≠делательного производства. ¬ 1799 г. француз Ћуи –обер построил первую бумагоделательную машину; в 60-е гг. научились делать качественную бумагу из древесины, что значительно удешевило производство и расширило его масш≠табы. ѕо€вилась еще одна отрасль промышленности Ч цел≠люлозно-бумажна€.

“аким образом в первой половине XIX века сложились материально-технические возможности дл€ интенсифи≠кации книжного производства. —тремительно возрастает и выпуск книг. Ќапример, в јнглии в начале века выпуска≠лось около 300 названий книг в год; 1828 г. Ч 1242 книги; 1857 г. ― 5218 книг; 1897 г. ― 7516 книг; 1914 г. ― 1537 книг (рост за столетие в 35 раз!). ¬ —Ўј темпы еще выше: там выпуск книг возрос со 120 названий в 1823 г. до 13470 названий в 1910 г., т. е. более чем в 100 раз!

„то касаетс€ –оссии, то здесь динамика книгопечатани€ имела следующий вид. Ќачало книгопечатани€ Ч 1550-е гг., когда было отпечатано несколько книг в так называемой Ђанонимной московской типографииї; в 1564 г. Ч выход в свет первой датированной книги Ч Ђјпостолї »вана ‘едорова (ок. 1510―1583) Ч русского и украинского первопечатника. ¬ XVI веке в ћоскве было отпечатано около 15 книг.

¬ XVII веке было выпущено более 500 книг, в том числе светские сочинени€ —. ѕолоцкого, Ђ—оборное уложениеї (1649), Ђ”чение и хитрость ратного строени€ї, Ђ“ри чина прис€гї и др. ѕричем продолжалось интенсивное рукописание книг, особенно книг с красочными иллюстраци€ми: старообр€дцы вообще не признавали типографские изда≠ни€ св€щенными. ѕо сути дела до 1708 г., когда был введен гражданский шрифт, русска€ коммуникационна€ культу≠ра находилась в состо€нии палеокультурной книжности.

ћануфактурна€ неокультурна€ книжность началась в –оссии с ѕетра I и характеризовалась следующими ста≠тистическими данными:

1698 ― 1725 гг. Ч около 600 изданий;

1726 ― 1740 гг. ― 175 изданий;

1741 ― 1760 гг. ― 620 изданий;

1760 ― 1800 гг. ― 7860 изданий;

1801 ―1855 гг. ― 35000 изданий. ¬сего в XVIII веке было опубликовано около 10 тыс. сочинений гражданской печати, из которых более трети составл€ли произведени€ из€щной словесности и еще треть Ч научна€ светска€ литература. ¬ первой половине XIX века издавалось: пор€дка 250 названий ежегодно в 1801―815 гг. и более 1000 в 1836―1855 гг. ѕричем отста≠вание от Ђмастерской мираї, бурно капитализирующей≠с€ ¬еликобритании, составл€ло 5 раз, зато —евероамери≠канские —оединенные штаты –осси€ опережала в 2 раза. »ндустриальна€ неокультурна€ книжность пришла в –оссию с јлександровскими реформами. Ѕлагодар€ ис≠пользованию полиграфической техники, ежегодный вы≠пуск книжной продукции в –оссии стал быстро нарастать: с 1500 названий в 1856―1860 гг. до 12 тыс. названий в 1896―1900 гг. ¬ целом во II половине XIX века было опублико≠вано 250 тыс. книг. ¬ 1906―1915 гг. после см€гчени€ цен≠зурных ограничений ежегодный выпуск книг увеличил≠с€ с 24 тыс. до 34 тыс. в год. »звестны пор€дка 20 частных издательств, выпускавших около 100 названий ежегодно, в их числе Ч издательство ». ƒ. —ытина Ч более 800 книг и издательство Ђѕосредникї Ч 270 книг[4]. ѕо числам на≠званий и тиражам –осси€ зан€ла первое место в мире. ƒо 1905 г. тираж 20―30 тыс. экземпл€ров был редкостью, теперь обычными стали тиражи 50―100 тыс. — 1814 г. по 1913 г. выпуск книг в –оссии увеличилс€ с 234 до 34 тыс. названий, т.е. в 140 раз! ¬сего в 1901―1916 гг. вышло в свет 383 тыс. изданий.

Ќадо напомнить, что —оветский —оюз сохран€л статус мирового лидера книжного производства. ¬ 1918―1930 гг. было издано около 200 тыс. книг; 1931―1940 гг. Ч 760 тыс.; 1941―1953 гг. ― 350 тыс. книг. — 1960 г. в ———– ежегодно стабильно издавалось около 80 тыс. книг и брошюр; мак≠симальное значение Ч 84 тыс. в 1985 г. ¬сего за 1918―1988 гг. советские издательства выпустили в свет 3,9 млн. печатных единиц общим тиражом 70,6 млрд. экз.[5] »нте≠ресна€ деталь: в 1988 г. в фондах государственных библиотек насчитывалось около 6 млрд. единиц хранени€. Ёто значит, что примерно 60 млрд. книг прошли через руки советских людей, не счита€ дореволюционных изданий.  онечно, много книг утрачено во врем€ войн, революций, стихийных бедствий, цензурного библиоцида, но все-таки совокупный фонд личных библиотек советских людей поистине колоссален!

2. ћощности машинного полиграфического и бумажно≠го производства позвол€ют, нар€ду с расширением книго≠издани€, обеспечить невиданный рост журнально-газетной продукции. Ѕлагодар€ этим мощност€м произошла бифур≠каци€ III: выделение из книжного коммуникационного ка≠нала прессы Ч нового, нетрадиционного коммуникацион≠ного канала. ѕресса Ч первый из каналов массовой комму≠никации, к которому в XX веке присоедин€тс€ кино, радио, телевидение. Ќа базе вновь открытого канала быс≠тро формируетс€ новый социально-коммуникационный институт Ч институт журналистики, который по€вл€ет≠с€ в третьем поколении книжности, €вл€€сь производным от традиционного дл€ книжной культуры социального института Ђлитератураї. ѕравда, периодические издани€ по€вились отнюдь не в XIX веке, а намного раньше.

ёлий ÷езарь ввел практику оповещени€ населени€ о военных событи€х, государственных назначени€х, пожа≠рах, увеселени€х и пр. посредством записей, которые де≠лались на восковых досках и переписывались заинтере≠сованными лицами. √азета как вид документа по€вилась в XVI веке в ¬енеции, –име, ¬ене, где шустрые Ђписатели новостейї составл€ли рукописные сводки сообщений о придворной жизни, торговле, событи€х в городах, чудес≠ных и интересных €влени€х.  огда в 1493 г. в –име было опубликовано письмо  олумба об открытии западного пути в »ндию, оно сразу же было распространено по дру≠гим городам ≈вропы. “акие рукописные Ђновостиї поку≠пались за мелкую монету Ђгазеттуї, поэтому за ними за≠крепилось им€ Ђгазетаї.

ѕечатные газеты по€вились в начале XVII века снача≠ла в √ермании (Zeitung Ч 1609 г.), затем в јнглии (Weekly News Ч 1622 г.), во ‘ранции (La Gasette Ч 1631 г.). √азе≠ты были рассчитаны на купцов и богатых горожан; они содержали сведени€ о торговых пут€х, ценах, ходе торгов≠ли, внутренней жизни стран, межгосударственных отно≠шени€х. ‘ранцузска€ ЂLa Gasetteї, созданна€ при учас≠тии –ишелье, публиковала политические новости.

— начала XVIII века в √ермании, јнглии, ‘ранции ста≠ли выходить ежедневные газеты, которые готовились про≠фессионалами-газетчиками. »х вли€ние особенно возрос≠ло во врем€ ¬еликой французской революции (вспомним газету –обеспьера Ђ«ащитник  онституцииї или газету ћарата Ђƒруг народаї). Ќо их количество, тиражи и об≠щественное признание не идут ни в какое сравнение с со≠ответствующими параметрами газетной индустрии сере≠дины и конца XIX века.

—тремительный рост газетного бизнеса характерен дл€ —Ўј. Ќачина€ с 1850 г. здесь действовал своеобразный Ђзакон удвоени€ї, при котором за каждое дес€тилетие количество выход€щих в стране газет удваивалось: если в 1850 г. их выходило 2521, то в 1860 г. ― 4051, в 1870 г. ― 5871, в 1880 г. ― 10132, в 1890 г. ― 18536. јналогично росли тиражи: в 1850г. разовый тираж всех газет был 5,1 млн., в 1860 г. ― 13,7 млн., в 1870 г. ― 20,8 млн., в 1880 г. ― 31,8 млн., и 1890 г. ― 69,1 млн., в 1900 г. ― 113,3 млн.[6]

¬ журналистике —Ўј еще в первой половине XIX века обозначились два направлени€:

Х повествовательна€ журналистика, преследовавша€ познавательные, эстетические, воспитательные цели, предлага€ своим читател€м не только факты, но и их осмысление и оценку;

Х информационна€ журналистика, видевша€ назначе≠ние газеты в том, чтобы дать оперативное, полное и объективное сообщение о реальных фактах, предос≠тавл€€ их осмысление читател€м.

¬ течение XIX века повествовательное направление преобразовалось в Ђжелтуюї прессу, ориентированную на невзыскательные вкусы малообразованной массы; здесь был спрос на сенсации, рекламу, фото и карикатуры, раз≠влекательные публикации вплоть до сплетен. »нформационна€ журналистика обращалась к солидной и образованной публике, предлага€ ей правдивую и этически вы≠держанную картину реальной жизни (например, газета ЂЌью-…орк таймсї).

≈сли в —редние века местом обмена информации между жител€ми прихода была церковь, то с XIX века источником новостей сделалась газета.  оммуникантами, формирующи≠ми общественное мнение, стали не проповедники и орато≠ры, а редакции газет и журналов. „итающа€ публика более атомизирована и индивидуализирована, чем слушающа€ аудитори€; отсюда Ч ослабление микрокоммуникации и усиление массовой мидикоммуникации (√ућ).

∆урнал Ч более поздний вид периодического издани€, чем газета. ѕервым журналом считаетс€ французский Ђ∆урнал ученыхї (1665 г.), представл€вший собой сбор≠ник рефератов книг и далекий от современных представле≠ний о журнале как виде издани€.   концу XIX века на «ападе получили наибольшее распространение иллюст≠рированные журналы, рассчитанные на массовую ауди≠торию. ¬ 60-е гг. XX века тиражи такого рода изданий составл€ли около 8 млн. экз. в —Ўј и около 1 млн. во ‘ранции и ¬еликобритании. Ћишь немного отставали от них журналы дл€ женщин. Ќа третьем месте были вли€≠тельные политические журналы, выходившие тиражами от 3 млн. до 100 тыс.  роме того, на журнальном рынке пользовались спросом научно-попул€рные, литератур≠ные, спортивные, сатирико-юмористические журналы. „исленность журналов в —Ўј в это врем€ приближалось к 10 тыс. названий, в западно-европейских странах и япо≠нии Ч около 5 тыс.

¬ самодержавной –оссии начало периодики св€зано не с инициативой частных лиц, а с повелением властей.  ак известно, ѕетр I приказал начать выпуск газет в виде так называемых Ђпетровских ведомостейї (€нварь 1703 г.); с 1728 г. перва€ русска€ газета стала выходить в свет регу≠л€рно под названием Ђ—анкт-ѕетербургские ведомостиї. ќбеспечивала ее выпуск јкадеми€ наук. ѕод эгидой јка≠демии с 1728 по 1742 гг. публиковали первый русский жур≠нал Ђ»сторические, генеалогические и географические примечани€ї к Ђ—анкт-ѕетербургским ведомост€мї, где печатались статьи познавательного и научного характе≠ра, а также поэтические произведени€. ¬ 1755 ―1765 гг. та же јкадеми€ наук вз€ла на себ€ издание второго русско≠го журнала Ђ≈жемес€чные сочинени€, к пользе и увесе≠лению служащиеї, адресованные Ђвс€кому, какого бы кто звани€ или пон€ти€ не былї. ¬ 1756 г. стала выходить вто≠ра€ русска€ газета Ч Ђћосковские ведомостиї, издавае≠ма€ ћосковским университетом.

“аким образом в XVIII веке в –оссии было всего две газеты. „то касаетс€ журналов, то здесь, оп€ть-таки благодар€ личному участию просвещенной ≈катерины II, начина€ с 1769 г., замечаетс€ оживление. ¬ этом году в числе новых 8 журналов по€вилс€ первый толстый литературно-сатирический журнал Ђ“рутеньї, издаваемый II. ». Ќовиковым (1744― 1818). «аметим, что толстые журналы Ч специфическое €вление русской литературы, ставшие в XIX веке общественной трибуной отечествен≠ного Ђлитературоцентризмаї (см. пункт 2.3.2). ¬ нашу за≠дачу не входит обзор истории русской журналистики, мы ограничимс€ общей периодизацией этой истории.

Ёмбриональный период: верховна€ власть непосред≠ственно или через государственные учреждени€ осуществ≠л€ет издательскую де€тельность:

Х петровский период (1703―1725 гг.);

Х академический период (1728―1765 гг.).

—тановление журналистики как социального инсти≠тута: от двор€нской к разночинной журналистике:

Х екатерининское просвещение (1769―1796 гг.);

Х двор€нска€ любительска€ журналистика (1797―1825гг.);

Х переход инициативы к разночинцам, коммерциали≠заци€ журнального дела (1826―1839 гг.).

 апитализаци€ журналистики:

Х наступление демократов-разночинцев (1840―1866 гг.);

Х реформаторска€ эволюци€ (1867―1880 гг.);

Х капитализаци€ под эгидой православной монархии (1881―1905 гг.);

Х признание прессы социальной силой (1906―1917 гг.).

—оветска€ журналистика (1921―1990 гг.) Ч пресса на службе тоталитаризма.

ѕостсоветский период Ч с 1990 г., когда был прин€т закон Ђќ средствах массовой информацииї.

Ќетрудно видеть, что первые два периода относ€тс€ к мануфактурной книжности, а последующие Ч к индуст≠риальной книжности. ќб этом свидетельствуют и коли≠чественные показатели периодических изданий:

1703 ― 1800 гг. ― 15 изданий;

1801 ― 1850 гг. ― 32 издани€;

1851 ― 1900 гг. ― 356 изданий.

¬ 1913 г. в –оссии издавалось 2915 журналов и газет (1757 журналов и 1158 газет). ¬ —оветском —оюзе в 1988 г. выходило в свет 5413 журналов (включа€ сборники и бюл≠летени) и 4430 газет (без низовых и колхозных). ѕричем суммарный тираж журналов примерно вдвое превышал сумму тиражей разовых изданий, а совокупный годовой тираж газет был в 12 раз больше, чем тираж журнальной периодики. √рубо говор€, на каждого грамотного жител€ ———– в 1988 г. приходилось ежегодно 10 книг, 20 номеров журналов и 240 экземпл€ров газет.

ѕриведенные факты показывают, что как в нашей стра≠не, так и в «ападной ≈вропе достижение уровн€ индуст≠риальной книжности означает, что книжна€ культура пе≠рестает быть чисто Ђкнижнойї, а превращаетс€ в книжно-газетно-журнальную культуру, где газеты и журналы служат дл€ массового распространени€ наиболее важных и актуальных культурных смыслов.

3. ¬о второй половине XIX века резко ускорилс€ рост урбанизации. ѕариж, в средние века самый многолюдный город в «ападной ≈вропе, насчитывал в XIV―XV веках сто тыс€ч жителей; в 1801 г. Ч п€тьсот тыс€ч, к 1850 г. Ч один миллион. Ќью-…орк в 1790 г. имел 33 тыс. жителей, в 1850 г. ― 515 тыс., в 1890 г. ― 1 млн. 440 тыс., в 1900 г. ― 3 млн. 473 тыс. ¬ 1900 г. в —анкт-ѕетербурге проживало 1 505200 человек, в ћоскве Ч 1360 тыс. «а последние 40 лет XIX века городское население в –оссии удвоилось. ”мес≠тно заметить, что после Ђћедного всадникаї ј. —. ѕуш≠кина русские поэты и писатели воздерживались от апо≠феоза Ђтворени€ ѕетраї. Ќапротив, ѕетербург становит≠с€ в русской литературе олицетворением безликого зла, казенного бездуши€, одиночества и отчужденности про≠стого человека. Ќачина€ с ЂЅелых ночейї ‘. ћ. ƒостоев≠ского вплоть до Ђѕетербургаї ј. Ѕелого, эта тема звучит посто€нно Ђпо мере того, как город перенасел€етс€, давит жителей многоэтажными домами, покрываетс€ сетью электрических проводов, наполн€етс€ л€згом трамваев, миганием реклам и уличных огнейї[7].

√ородской образ жизни, конечно, существенно отлича≠етс€ от сельского жизненного уклада. –аспались традици≠онные нормы регул€ции поведени€, св€занные с патриар≠хальными обыча€ми, нар€дными гул€ни€ми, религиозны≠ми праздниками. ќбнаруживаетс€ остра€ общественна€ потребность в новых средствах консолидации общества и социальной коммуникации. ¬ качестве таких средств выступили пресса, иллюстрированные газеты и журналы, а и начале XX века Ч кинематограф. Ёти средства способ≠ствовали росту просвещенности населени€, но вместе с тем приводили к упрощению, массовости и стандарти≠зации духовных потребностей. “ак возникли массовые аудитории Ч пр€мое следствие урбанизации.

4. ¬тора€ половина XIX века Ч врем€ первой техни≠ческой революции в социальных коммуникаци€х. ћы уже отметили по€влени€ прессы как следстви€ технической революции в полиграфии, теперь остановимс€ на других первичных технических коммуникационных каналах, вызванных к жизни первой технической революцией (см. рис. 4.1).

Х “елеграф. ¬ революционной ‘ранции был изобре≠тен  лодом Ўаппом оптический телеграф, который при≠мен€лс€ дл€ оперативной передачи депеш из ѕарижа на периферию. ¬ начале XIX века оптический телеграф при≠мен€лс€ в —Ўј дл€ сообщени€ о прибытии кораблей в Ѕо≠стон. ¬ 1820-хЧ1830-х гг. ученые во всем мире работали над созданием электромагнитного телеграфа. ѕриоритет принадлежит русскому ученому ѕ. Ћ. Ўиллингу (1796―1837), который в окт€бре 1832 г. продемонстрировал первую телеграфную передачу. ѕравда, телеграф ѕ. Ћ. Ўил≠линга не обеспечивал запись прин€тых сообщений и имел диапазон действи€, ограниченный несколькими километ≠рами из-за затухани€ сигналов вследствие сопротивлени€ в соединительных проводах.

ѕрактически пригодную схему электромагнитной св€≠зи разработал в 1837―1838 гг. американский изобретатель —амуэл ћорзе (1791―1872). ¬ этой схеме дл€ усилени€ сигналов примен€лись р



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ѕон€тие и виды мер пресечени€. ќсновани€ и пор€док их избрани€ | ѕон€тие граждан-го и хоз-гопроц-са. ÷ели и задачигражд-го и хоз. сдопроиз-ва
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2315 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1555 - | 1365 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.172 с.