Когда мужчина любит женщину, она так и сияет – от любви и ощущения полнокровности жизни. Большинство мужчин наивно считают, что это сияние останется при ней навсегда. Но ждать от ее любящей натуры постоянства – подобно надеждам, что погода никогда не будет меняться, а солнце никогда не скроется за тучи. Наша жизнь полна всяческих колебаний: день-ночь, жарко-холодно, лето-зима, ясно-непогода.
Мужчины в своих отношениях с женщинами то отдаляются, то приближаются; женщины испытывают взлеты и спады в способности любить себя и других.
Точно так же и взаимоотношения между мужчинами и женщинами подчиняются своим собственным ритмам и циклам. Мужчины отдаляются, потом приближаются; женщины испытывают взлеты и спады в способности любить себя и других.
Мужчина полагает, что внезапная смена настроений женщины связана исключительно с его поведением. Когда она счастлива, он горд и доволен, но когда ей плохо, он чувствует себя ответственным за это. И ему тоже становится плохо, потому что мужчина не знает, как поправить положение. Вот она так и светится от счастья – и он считает себя просто молодцом: но минуту спустя партнерша вдруг превращается чуть ли не в воплощение отчаяния – и, естественно, мужчина шокирован: ведь он-то считал, что все делает как надо.
НЕ НАДО НИЧЕГО «УЛАЖИВАТЬ»
Билл и Мэри были женаты шесть лет. Билл заметил в жене упомянутую волнообразную тенденцию к взлетам и спадам, но, не поняв, в чем дело, стал пытаться как-то «уладить дело», что только ухудшило положение. Он считал, что речь идет о некой странности или отклонении от нормы, поэтому старался объяснить жене, что у нее нет никаких оснований так расстраиваться. А Мэри от этого чувствовала себя еще более непонятой, и ей становилось гораздо хуже.
Билл полагал, что «улаживает дело», но в действительности сам же мешал тому, чтобы жене стало лучше. Мужчина должен знать, что, когда женщина опускается в свой колодец, она нуждается в нем более всего, и это не проблема, которую можно решить или «уладить», а подходящий момент, чтобы поддержать ее своей безоговорочной любовью.
«Я не могу понять мою жену Мэри, – говорил Билл. – В течение нескольких недель подряд она бывает самой чудесной женщиной в мире. Она бескорыстно и безоговорочно отдает свою любовь и мне, и всем на свете. Потом вдруг ударяется в переживания по поводу того, что все, кому не лень, используют ее, и начинает так или иначе выражать мне свое неодобрение. Но ведь не моя вина, если Мэри неизвестно, с чего она почувствовала себя несчастной. Я пытаюсь объяснить это жене, но все заканчивается только ссорами».
Как многие мужчины, Билл совершал ошибку, пытаясь предотвратить «спады» у своей партнерши. Он старался, так сказать, вытащить ее на поверхность. Он не знал, что, когда его жена опускается в колодец, ей необходимо достичь дна, прежде чем снова подняться.
Когда у Мэри начиналась стадия спада, первым симптомом этого был наплыв самых разнообразных чувств. А Билл вместо того, чтобы выслушать ее со всем сочувствием, теплом и заботой, на какие только способен, как бы тянул жену обратно, объясняя, что ей не из-за чего расстраиваться.
Женщина на стадии спада менее всего нуждается в объяснении, почему ей не следует продолжать падать в колодец. Ей нужен кто-то, находящийся рядом во время этого падения, кто слушал бы ее, когда она изливает свои чувства, и сочувствовал, что ей приходится так несладко. Даже если мужчина не понимает причины переживаний партнерши, он может предложить ей свою любовь, внимание и поддержку.