Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јктивные формы обучени€




—еминар как организационна€ форма обучени€ представл€ет собой особое звено процесса обучени€. ≈го отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует обучаемых на про€вление большей самосто€тельности в учебно-познавательной де€тельности, так как в ходе семинара углубл€ютс€, систематизируютс€ и контролируютс€ знани€ обучающихс€, полученные в результате самосто€тельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

ƒидактические цели семинарских зан€тий: углубление, систематизаци€; закрепление знаний, превращение их в убеждени€; проверка знаний; привитие умений и навыков самосто€тельной работы с книгой: развитие культуры речи, формирование умени€ аргументированно отстаивать свою точку зрени€, отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы.

—еминарские зан€ти€ тесно св€заны с лекци€ми по изучению нового учебного материала и самосто€тельной работой обучающихс€. ”чебный материал семинаров не дублирует материал, изложенный преподавателем на лекции, но сохран€ет тесную св€зь с его принципиальными положени€ми.

–уковод€ща€ роль преподавател€ про€вл€етс€ в тщательном планировании учебной работы, выделении существенных вопросов дл€ обсуждени€, в подборе литературы дл€ самосто€тельного изучени€, в управлении процессом обсуждени€.

¬опросы плана семинарского зан€ти€ должны охватывать основной материал темы и быть краткими, четкими, пон€тными всем обучающимс€. »х можно формулировать как в утвердительной, так и в вопросительной форме.  ак правило, на семинарские зан€ти€ выноситс€ не более 4Ч6 вопросов.

¬ зависимости от способа проведени€ выдел€ют следующие виды семинаров.

—еминар-беседа - наиболее распространенный вид. ѕроводитс€ в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавател€, предполагает подготовку к зан€ти€м всех обучающихс€ по всем вопросам плана семинара, позвол€ет вовлечь максимум студентов (слушателей) в активное обсуждение темы. ƒостигаетс€ это путем заслушивани€ развернутого выступлени€ нескольких студентов (слушателей) по конкретным вопросам плана, дополнений других, рецензировани€ выступлений, постановки проблемных вопросов.

—еминар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между студентами (слушател€ми) и подготовку ими докладов и рефератов.

—еминар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установлени€ путей ее достоверного решени€. —еминар-диспут проводитс€ в форме диалогического общени€ участников. ќн предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгл€ды и убеждени€, лаконично и €сно излагать свои мысли.

—мешанна€ форма семинара, на котором сочетаютс€ обсуждение докладов, свободные выступлени€ обучающихс€, а также дискуссионные обсуждени€.

ѕедагогическое руководство подготовкой студентов или слушателей к семинару состоит в том, что преподаватель помогает обучающимс€ подготовить план выступлени€, обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста, найти цитаты дл€ обосновани€ выводов и утверждений, сформулировать тезисы выступлени€, наблюдает за самосто€тельной работой, консультирует обучающихс€ по другим вопросам.

”чебна€ экскурси€. Ёта организационна€ форма обучени€ позвол€ет изучать различные предметы, €влени€ и процессы на основе их наблюдени€ в естественных услови€х. Ёкскурсии позвол€ют преподавателю установить непосредственную и более действенную св€зь обучени€ с жизнью. Ёкскурсии развивают познавательные способности обучаемых Ч внимание, воспри€тие, наблюдательность, мышление, воображение. —ильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу.

ѕеред экскурсией обучающиес€ получают задани€, в которых указываетс€, какие наблюдени€ должен провести каждый, на какие вопросы следует самосто€тельно найти ответы, в какой форме собрать материалы, к какому сроку подготовить отчет об экскурсии.

¬ажный этап экскурсии - итогова€ беседа (иногда письменна€ работа), в ходе которой полученна€ на экскурсии информаци€ включаетс€ в общую систему знаний и умений. ќбучающимс€ дают указани€ по обработке данных экскурсии в соответствии с их задани€ми. ќни индивидуально или небольшими группами составл€ют таблицы, готов€т нагл€дные пособи€, доклады, краткие отчеты. ћатериалы экскурсии используют в дальнейшей работе.

”чебна€ конференци€. Ёта организационна€ форма обучени€ обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавател€ и обучающихс€ при их максимумальной самосто€тельности, активности, инициативы.  онференци€, как правило, проводитс€ с несколькими учебными группами и представл€ет собой особую конструкцию обучени€, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

ѕодготовка к конференции начинаетс€ с определени€ темы, подбора вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему.

√лавное в конференции Ч свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов.  онференци€ по своим особенност€м близка семинару и €вл€етс€ его развитием, поэтому методика проведени€ конференций сходна с методикой проведени€ семинаров. “ребовани€ к подготовке рефератов и докладов дл€ конференции значительно выше, чем дл€ семинаров, так как их используют как средство формировани€ у обучаемых опыта творческой де€тельности и предусматривают нарастание трудностей в самом содержании заданий.

»гра в образовательном процессе рассматриваетс€ как произвольна€, внутренне мотивированна€ де€тельность, предусматривающа€ гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет, обраща€сь к своему прошлому, ориентиру€ себ€ к насто€щему и прогнозу будущего в процессе игры.

‘ункции игровых форм обучени€. »гры позвол€ют развивать и закрепл€ть у обучаемых навыки самосто€тельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и управл€ть коллективом, принимать решени€ и организовывать их выполнение. ¬ ходе игры, опира€сь на особенности игровых имитационных моделей, студенты или слушатели вырабатывают следующие умени€ и навыки:

Ј сбор и анализ информации, необходимой дл€ прин€ти€ решений;

Ј прин€тие решений в услови€х неполной или недостаточно достоверной информации, оценка эффективности принимаемых решений;

Ј анализ определенного типа задач и зависимостей в динамике;

Ј установление св€зей между различными сферами де€тельности и параметрами, которые в конкретной де€тельности в €вном виде не про€вл€ютс€;

Ј работа в коллективе, выработка коллегиальных решений с использованием приемов группового мышлени€;

Ј вы€вление соответстви€ игровой имитации и общего информационного обеспечени€ управлени€ в системах;

Ј навыки абстрактного, образного мышлени€ как основы эффективного, творческого использовани€ системного подхода к исследованию процессов и €влений.

¬о всех случа€х игры в обучении выполн€ют познавательную, исследовательскую, воспитательную функции, а также функцию контрол€.

“аким образом, деловые игры, игровое моделирование станов€тс€ универсальным средством воспроизведени€ учебной, производственной, исследовательской и управленческой де€тельности, обеспечивающей прин€тие обоснованных решений в заданных услови€х.

¬ инновационных играх используютс€ самые разнообразные средства и методы работы. »нновационна€ игра организуетс€ в соответствии с р€дом принципов: системности; единства содержани€ и формы; моделировани€; коллективной ответственности; единоначали€ руководител€ игры; прин€ти€ решений, касающихс€ организации игры, в течение всего игрового периода; самопрограммировани€ и саморазвити€; контролируемой борьбы или конкурентности; развивающего обучени€.

–азыгрывание ролей Ц наиболее простой вид имитационного моделировани€ коллективной де€тельности. »спользуетс€ дл€ решени€ плановых, проектных и управленческих задач. ”чебным зан€ти€м, использующим метод разыгрывани€ ролей, присущи следующие признаки:

Ј распределение ролей определенных организационных структур и звеньев управлени€ между участниками игрового зан€ти€;

Ј наличие сложной задачи (проблемы), подлежащей решению;

Ј различие интересов участников, представл€ющих разные службы и подразделени€;

Ј взаимодействие участников игрового зан€ти€ при выработке определенного решени€ посредством проведени€ дискуссии;

Ј ввод преподавателем в процессе зан€ти€ корректирующих условий, новых сведений, которые следует учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в требуемое русло;

Ј оценка результатов обсуждени€ и подведение итогов преподавателем.

¬ таких инсценировках обучаемые, Ђисполн€€ї определенную роль, имеют возможность наблюдать за реакцией своих товарищей на свои решени€, поступки, поведение. Ётот метод направлен преимущественно на выработку навыков поведени€ в коллективе, умение анализировать характер межличностных отношений. ѕри этом решение задачи на оптимум обычно невозможно, оно €вл€етс€ результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых в контексте игры не идентичны.

ћетод Ђмозговой атакиї, или Ђмозгового штурмаї, широко используетс€ как эффективное средство решени€ сложных проблем, требующих группового мышлени€. ¬ учебной практике вузов имеетс€ достаточно много проблем и задач, дл€ решени€ которых можно использовать этот метод, позвол€ющий развивать творческое мышление и воображение.

¬ рамках игровых форм обучени€ Ђмозговой штурмї может использоватьс€ дл€ решени€ частных задач по отдельным наиболее сложным, необычным вопросам и проблемам. ѕроведение сеансов Ђмозгового штурмаї существенно активизирует всех участников игры, создает повышенный психологический настрой и в итоге повышает эффективность зан€тий.

»гровое проектирование (конструирование) используетс€ дл€ решени€ (изучени€) сложных инженерных проектно-конструкторских задач (проблем) по данной специальности и привити€ навыков ее решени€ всем участникам игрового зан€ти€. ƒл€ этого учебна€ группа делитс€ на небольшие соревнующиес€ подгруппы (подгруппу может представл€ть и один обучаемый) по числу вариантов решени€ проблемы (задачи), поставленной преподавателем. »гровые зан€ти€ подобного рода характеризуютс€ высокой эффективностью и во многом способствуют развитию творчества обучаемых.

ƒеловые игры. ƒеловые игры - высша€ и сама€ сложна€ форма игровых зан€тий, в процессе которых имитируетс€ коллективна€ профессиональна€ де€тельность. ¬ насто€щее врем€ они наход€т широкое применение в вузах.

ƒеловые игры Ц это Ђживыеї модели, воспроизвод€щие взаимодействие участников конкретной системы труда с определенными объектами. ќсновной элемент игры - люди, подготавливающие и принимающие решени€. »х взаимодействие в игре обусловлено специальными правилами, воспроизвод€щими те закономерности, зависимости, положени€ реальной де€тельности, которые €вл€ютс€ наиболее характерными дл€ рассматриваемого комплекса и интересуют конструкторов игры.

ѕо мнению р€да исследователей, в насто€щее врем€ в нашей стране разработано и используетс€ более 600 деловых игр различного назначени€.  лассификаци€ деловых игр производитс€ по различным критери€м:

а) способы передачи и обработки информации (с применением обычных средств св€зи и обычных носителей информации, с использованием макетов, планов действующих объектов);

б) возможности развити€ игры (с ограниченным, неограниченным числом ходов, саморазвивающиес€ игры без масштаба времени и с масштабом времени);

в) характер моделируемых ситуаций (игра с соперником (борьба сторон); игра с природой; игра-тренировка);

г) характер игрового процесса (противоборствующие отношени€ сторон, взаимодействие подгрупп; сост€зание; игра с применением Ё¬ћ, ј—”, обучающих устройств);

д) динамика моделируемых процессов (ситуационные, оперативные и долгосрочные частично или полностью формализованные сферы де€тельности или объекты управлени€ в системе труда, которую академик ≈.ј.  лимов подраздел€ет на системы Ђчеловек - человекї, Ђчеловек - природаї, Ђчеловек - техникаї, Ђчеловек - знакова€ системаї, Ђчеловек - художественный образї).

ƒидактические свойства деловых игр отражают динамизм обстановки, повтор€емость шагов, сложность сочетани€ возможных альтернатив действи€, сжатие масштаба времени при прин€тии решений. ќт других форм игровых зан€тий деловые игры отличаютс€ следующими наиболее важными признаками, характеризующими их дидактические свойства:

1. Ќаличие важной социально-экономической или социально-психологической проблемы, общей цели дл€ всего игрового коллектива и вместе с тем наличие возможности дл€ каждого участника игры своими действи€ми вли€ть на достижение конечного результата, работа€ на определенной должности.

2. –азличие интересов участников и учет условий неопределенности, которые могут про€витьс€ из-за разного положени€ тех или иных участников по отношению к рассматриваемой проблеме и разного состо€ни€ ресурсов и субъективных оценок их важности, неодинаковой объективной ответственности участников игры за решение проблемы.

3. Ќаличие информационной неопределенности, различного рода сбоев, отклонений, осложнений, неполадок в обстановке, как и в реальной жизни.

4. ѕрин€тие и реализаци€ в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решени€, прин€того данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников.

5. Ќаличие и необходимость развитой системы стимулировани€, реализующей функции побуждени€, подчинени€, обеспечени€ объективной оценки личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели коллектива.

“аким образом, под деловой игровой понимаетс€ процесс выработки и прин€ти€ решени€ в услови€х поэтапного многошагового уточнени€ необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры. ѕараметры ограничений от шага к шагу могут измен€тьс€, в св€зи с чем создаютс€ все новые и новые частные ситуации, решение которых должно подчин€тьс€ общей цели. ќбразно деловую игру можно представить в виде системы взаимосв€занных конкретных ситуаций, вли€ющих друг на друга. ѕоэтому решение может быть получено только с учетом этих вли€ний и конечной цели.

Ёто позвол€ет построить учебной процесс так, чтобы рассмотрение нескольких конкретных ситуаций в общем было не оторванным друг от друга, а подчинено единой цели. “огда, соблюда€ определенную последовательность, из них можно составить деловую игру.  ажда€ отдельна€ ситуаци€ будет представл€ть собой фрагмент деловой игры, котора€ может проводитьс€ отдельно как самосто€тельное зан€тие.

ƒеловые игры, используемые в учебном процессе, обладают широкими дидактическими возможност€ми, поскольку они обеспечивают закрепление и комплексное применение знаний, полученных при изучении разных дисциплин (интеграционна€ роль игр), формирование четкого представлени€ о профессиональной де€тельности в избранной специальности; развитие навыков эффективного управлени€ реальными процессами, в том числе с помощью современных математических методов и технических средств.

ѕрофессиональные игры. ѕрофессиональные игры предназначены дл€ развити€ творческого мышлени€, формировани€ практических навыков и умений, выработки индивидуального стил€ общени€ и поведени€ при коллективном решении задач. ќни в определенном смысле отражают репетицию элементов профессиональной де€тельности выпускника. ѕрофессиональные игры €вл€ютс€ модификацией деловых игр. ¬ то же врем€ их можно подразделить на имитационные игры; операционные игры; исполнение ролей; метод инсценировки; психодраму и социодраму..

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1016 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2083 - | 1935 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.