Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. по-
являются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Панова и др.
Б. Полевому Принадлежит замечательное произведение «Повесть О настоящем человеке», очень популярное не только в СССР но и за границей. По мотивам Повести, был поставлен фильм, 'кот орый стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия, в Котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почти сразу после воины, в 1946 Г., известный поэт А. Твардовский создал стихотворение «Я убит ПОДО Ржевом", ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О событиях войны. Пишут Э. Казакевич ("Звезда", "Весна на Одере"), Л. Соболев ("Зеленый луч"), О. Гончар ("Знаменосцы"), П.Вершигора ("Люди с чистой совестью") Б. Лавренев («За тех, кто в море») и др.
Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее пристальным. В 1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительственных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались Отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литературные произведения распространялась строгая цензура, авторы постоянно были Вынуждены переделывать свои произведения.
На сценах, прежде всего Московских театров начинают ИДТИ пьесы А. Сафронова («Московский характер" и «В одном городе,) Б. Ромашова «Великая сила», А. Крона («Кандидат партии,), А. Kopнеичука («Калиновая роща,) и др.
В заданном ключе ряд драматических Произведений рассказывал о гнилости буржуазного общества, тлетворности его идеологии и особенно об «американском образе жизни»: «Голос Америки» Б.Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Заговор обреченных» Н. Вирте, «Я хочу домой,) С. Михалкова.
Во время войны киносеть в оккупированных фашистами районах была полностью разрушена. Однако ПРОИЗВОДСТВО фильмов не прекратилось. Фильмы создавались на студиях Ташкента и других городов. В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художественных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты («Молодая гвардия", «Подвиг разведчика,), «Повесть О настоящем человеке», «Сельская учительница», «Кубанские казаки», «Весна,), «Встреча на Эльбе,) и Др., до сих пор пользующиеся популярностью.
В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести картины А. Лактионова «Письмо с фронта", В. Костецкого «Возвращение" и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов" И. В. Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного труженика. Здесь нужно отметить творчество П. Корина.
Музыка после войны приобрела новые черты. Появилось такое понятие, как военная песня, массовая песня и Т.Д. Композиторы активно сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких композиторов, как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, приобрело всемирную известность.
Развитие культуры в период «оттепели».
Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но одновременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.
В области киноискусства тоже царила относительная свобода.:
Если раньше требовалось снимать фильм только с четко заданной направленностью, то теперь от этого в тои или иной степени от казались.
При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.
В период «оттепели» произошли сдвиги. В сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата К ленинизму'>, культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив культурный феномен «шестидесятников».