В странах со стабильной экономикой и устойчивыми структурами власти процесс политической социализации опирается на продуманную и последовательную систему приобщения личности к социокультурным нормам общежития. Каждый из институтов социализации (семья, школа, политические партии, государство и т.д.) взаимодополняют друг друга, обеспечивая решение общей задачи — формирования самостоятельного и ответственного субъекта политики, личности с развитым гражданским сознанием. Хотя и в этих странах процесс политической социализации отнюдь не обходится без проблем или неудач.
Иной характер процесс вхождения личности в политическую жизнь имеет в переходных обществах, которые отличаются размытостью политических норм и ценностей, то есть аномией. До 80-х гг. XX в. в советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации, позволявшая контролировать процесс трансля-
Наибольшие возможности формирования политических предпочтений индивидов концентрируются в руках средств массовой информации. В условиях рынка, когда существование СМИ зависит не только от тиража, но и от финансовых возможностей спонсоров, они больше заинтересованы не в предоставлении объективной и беспристрастной информации, а в погоне за сенсациями, скандалами, способными привлечь новых читателей, а еще больше — в выполнении социального и политического заказа спонсоров.
Отсутствие целостной системы политической социализации личности приводит к тому, что политические позиции индивидов обусловливаются не влиянием лидеров, газет, журналов, телевидения, партий, а их экономическим положением. Не случайно наиболее мощным фактором политической социализации в условиях аномии оказываются конкретные экономические (например, колебания курса доллара) и политические события, изменяющие положение индивида. Следовательно, общества, переходящие от тоталитаризма к демократии, характеризуются противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации. С одной стороны, демократизация общественной жизни расширяет возможности политического участия личности, включения в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур. С другой стороны, нарастают политическая апатия, отчуждение, неверие как реакция переживающего психологическую перестройку индивидуального и массового сознания на падение жизненного уровня, крушение идеалов.
Контрольные вопросы к теме
1. Чем важен процесс политической социализации для развития личности и общества в целом?
2. Что означает понятие «политическая социализация»?
3. Почему возникла потребность в создании теории политической социализации?
4. Как осуществляется политическая социализация личности? Кто может быть «агентом» социализации?
5. Какие этапы процесса политической социализации выделяются в политической науке?
6. Раскройте содержание теории «политической поддержки». Какова главная идея теории «политической поддержки» и насколько, на ваш взгляд, она могла бы быть использована в России?
7. Как влияют на процесс социализации исторические, национальные, культурные особенности страны? Проиллюстрируйте это на примере России.
8. Каковы типы политической социализации? По каким признакам они различаются?
9. В чем достоинство плюралистического типа политической социализации?
10. Как взаимосвязаны однородная культурная среда и количество политических партий в обществе? Поясните эту взаимосвязь на примере США.
11. Какие типы политической социализации были характерны для тех или иных этапов истории России?
12. Какие агенты социализации оказывают наибольшее влияние на процесс передачи политического опыта, культуры, знаний подрастающим поколениям в современном российском обществе?
13. Как вы считаете, должны ли школа, вуз заниматься политическим просвещением? Аргументируйте свой ответ.
Логические задания и проблемные вопросы
1. Американский политолог Д. Истон отметил, что каждое общество не может продолжать существовать само по себе; оно сохраняется только в том случае, если ему предписывается какой-то минимум поведенческих норм. Насколько верно это утверждение на ваш взгляд?
2. Решающим фактором политической социализации В.И. Ленин считал знания. «Безграмотный человек стоит вне политики, — замечал он, — его сначала надо обучить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика». Чем, на ваш взгляд, обусловлена столь важная роль политических знаний в процессе социализации?
3. Традиционно семья считается первичным и решающим агентом социализации. Однако так бывает не во всех обществах. Например, в китайском детском саду дети распевают песню, слова которой следующим образом выражают содержание и агентов социализации личности: «Детский сад — это мой дом, а воспитательница — моя мать. Она мне рассказывает так много полезного, что я счастлив учиться здесь, и другого мне не надо». Какие агенты социализации противостоят семье и какое это общество?
4. Американский психоаналитик Г. Ласвелл понимал политическую социализацию как процесс перехода «от чувства неполноценности к богоподобному превосходству». В качестве фактора социализации он рассматривал чувство неполноценности. Именно оно обусловливает «волю к власти». «Власть, —