Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 3. Врачи и физиологи о происхождении жизни




Война Богов. Создать страшный образ человека оказалось не так уж просто. И все же кропотливая работа сотен и тысяч подвижников естественнонаучного захвата мира постепенно давала свои плоды. Количество перерастало в качество, и однажды чело­вечество проснулось настолько потрясенным от ужаса, который ему открылся, что Физиология поняла: свершилось! Теперь души людские в ее власти.

В пору своего «Триумфального шествия» по планете, Физиология ничтоже сум-ляшеся называла себя учением о жизни, насаждая механические взгляды. Этим са­мым она, с одной стороны, безмерно раздувала собственный масштаб, потому что превращала человека во вторую вселенную, состоящую все из той же неживой мате­рии, управляемой законами физической механики. А с другой, говоря о живом как о предмете физики, она превращала человека не только в машину, но и в ходячего мертвеца. Живое — это мертвое, которое самоорганизовалось до сложного! Теперь ты спал в одной постели не только с машиной, но и с мертвецом...

Пора этого опьянения от успехов пришлась на конец девятнадцатого — начало двадцатого века. В России того времени, где физиологией по преиму­ществу занимались врачи, ходили по рукам, в основном, переводные книги по физиологии, и одной из самых читаемых была «Общая физиология» Макса Ферворна (1897), которая, не стесняясь, называла себя «Основами учения о жизни».

Идея, которая должна была поразить воображение читателей и разру­шить основы старого образа мира, была вынесена Ферворном в самые пер-


Глава 3. Врачи и физиологи о происхождении жизни

вые строки сочинения. Это очень верный подход, если замахиваешься на утверждение новых основ, — разрушить старые первым же ударом. Конечно, Ферворн тут не открыватель, а всего лишь эпигон, как говорится, то есть перепевала чужих мыслей, разносчик пыльцы для осеменения умов. И все же: «Живое вещество организмов составляет часть всего вещества, образую­щего наш земной шар. Его отличие от вещества безжизненного не может счи­таться принципиальным, потому что и то, и другое состоит из одних и тех же элементов. Различие между веществом органическим и неорганическим не более различий, существующих между некоторыми неорганическими веществами, и зак­лючается в способе и характере соединения элементарных веществ» (Ферворн, с. 1-2).

Отсюда возможны два пути исследования: первый — через вопрос о том, как же при такой обычности вещественной основы рождается чудо жизни? Второй — в сущности, к средневековому алхимическому убежде­нию, что жизнь можно создать в пробирке, собрав из кубиков «элементар­ных веществ». Естественно, физиологи всегда шли вторым путем, уверяя мир в том, что могут заменить Бога Наукой. Даже задавая вопрос о том, как же возможна жизнь, они на деле не задавали его себе, а только произносили для других, чтобы можно было выступить вперед с загадочным видом фо­кусника и сказать: а возможна она так!.. И выдать свои предположения, на­зываемые научными гипотезами, за уже всем известную истину. Даже совре­менные физиологи, сублимирующие живое вещество и клонирующие живые особи, на мой взгляд, лишь пользуются плодами какого-то неведомого им закона, пропуская сам миг, само движение вхождения жизни в исследуемые ими среды.

Физиологический подход — это не знание, а вера, убеждение и чаро­действо. Да это и открыто звучит в словах Ферворна:

«Весьма важно приучить себя к мысли рассматривать живое вещество не в качестве стоящего вне всякой связи с другими и далее совершенно противопо­ложного другим таинственного вещества, а только как часть того, из чего построена земная кора.

Тогда само собой станет понятно, что жизнь находится в зависимости от условий среды, что развитие живого вещества должно быть неразрывно связано с развитием земного шара...» (Там же, с. 2).

И так далее и тому подобное. И все это очень, очень убедительно. Вот только смущает, что вдруг я убедил себя не видеть чудо, а однажды выяс­нится, что оно все-таки было при творении жизни!.. Но как это выяснится, если все дружно убедят себя и не будут глядеть в ту сторону?! Просто при­учите себя видеть белое не белым и не черным, а таким, как говорит Наука, и дальше все сложится в стройное здание, внутри которого вы не найдете ни одной логической огрехи, позволяющей усомниться в новом образе мира. Кстати, именно так и не находят их сами ученые.


Основное— Море организма

И всего-то для счастья нужно не сомневаться в одном-двух исходных основаниях.

Утверждение, что живое является тем же веществом, только иначе со­бранным, довольно естественно вело физиологов к древнему уподоблению живого существа машине. Поэтому все физиологии переполнены, как и фер-ворновская, выражениями вроде «О механизме жизни» или «Механизм кле­точной жизни». И Человек-машина сплошь состоит из механизмов. Это есте­ственно. А физиолог — это Ньютон живой Вселенной, ее Бог-механик. Такова логика рассуждения, если его последовательно разворачивать из заложенной первоосновы.

Она же естественно приводит физиолога сначала к утверждению, что психологию надо отменить, как это было сделано еще в шестидесятые годы XIX века. Зачем плодить лишние сущности, если в механической «живой» вселенной все можно объяснить законами механики?! Лишними сущностя­ми оказались Душа, психология и психологи. А ко времени Ферворна, то есть к концу XIX века, Физиология начинает замахиваться и на социоло­гию, что, впрочем, тоже естественно вытекает из последовательно развора­чивающегося рассуждения: если физиолог — хозяин механики жизни от­дельной живой клетки и отдельного организма, то кто, как не он, должен понимать и механику организаций?!

И вот рождается столь живучее:

«Действительно, мы знаем, что все организмы большей величины суть кле­ точные государства. <...>

Мы находим в клеточных государствах органического ряда осуществленны­ми еще более разнообразные формы устройства, чем те, которые мы видим в человеческом обществе, и было бы весьма благодарной темой рассмотреть со­временную социологию с точки зрения фактических форм устройства различ­ных клеточных государств.

Без сомнения, многие проекты социальных реформ имели бы совершенно дру­гой успех сравнительно с тем, как мы теперь иногда к ним относимся» (Там же, с. 540-541).

В начале двадцатого века эта самоуверенность физиологов и всех, кто им поверил, например, врачей, вела к тому, что они вовсю стремились разжи­гать революционные пожары и громить старый мир. Благо, крови физиолог не боится, а ответственность умеет переложить на политиков. Во всяком слу­чае, после революций они как-то поскромнели и поутихли и теперь занима­ются наукой. Наверное, им снятся призраки загубленных империй и невин­но убиенных детей...

Однако сами взгляды, ведшие к разрушению старого мира, до сих пор живут в умах популяризаторов физиологического очищения организма. Ис­пользуя образ Владимира Высоцкого, было время, когда вся безумная боль­ница возбуждалась мыслями о бермудском треугольнике, а было, когда она


Глава 4. Евангелие от физиолога

хотела перевернуть мир ради торжества Физиологии и механистической кар­тины мира. Впрочем, врачи не безумны, они, скорее, бездумны, как и пола­гается религиозным фанатикам.

Вопрос о происхождении жизни — религиозный даже для Науки и ре­шается только верой и приучением.

Глава 4. Евангелие от физиолога

Война Богов. Физиология долго трудилась, чтобы создать общественное мне­ние, построенное на основах механической Физики и отсутствия души. И когда ей это удалось в конце XIX века, она точно опьянела от успехов и попыталась перепи­сать всю человеческую культуру, основав ее на себе самой.

В начале XX века выходят бесчисленные бульварно-физиологические книжон­ки, написанные врачами, учителями и университетскими преподавателями, кото­рые используют в своих названиях все значимые для человеческой души образы. Они говорят и о духе и о душе. Приват-доцент военно-медицинской Академии К. Яцута выпускает в 1913 году брошюрку, достойную Сократа: «Познай самого себя». Не хва­тает только Евангелия от физиолога. Впрочем, если суммировать основные положе­ния этих книжонок, вполне можно вывести и символ веры интеллигента и даже популярную Библию Физиологии.

Я попробую сделать выборку таких расхожих понятий, за которыми ощу­щается чародейская сила, способная увлекать воображение людей.

Яцута начинает свою «сократическую физиологию» так, что сразу будит вопросы:

«Привилегированное положение человека среди подвластной ему природы окружило его ореолом божественного происхождения, поднявшим на недосяга­емую высоту над всеми созданиями растительного и животного мира» (Яцу­та, с. 3).

На первый взгляд здесь идет антирелигиозная пропаганда. Мы уже зна­ем, что сейчас божественное происхождение человека будет развенчано вместе с Богом и будет дан очерк «естественного» происхождения человека. Все верно, так и будет. Но понаблюдайте за собой, как за очарованной душой.

Понаблюдайте за тем, как оказывается на нее воздействие. Как отзыва­ется она на слова о божественном происхождении? Как на некий очень важ­ный знак, первую кнопку кодового замка. Она нажата, и душа раскрылась для восприятия. Она знает, что все далеко не просто с ее собственным про­исхождением, и если ты хочешь с ней говорить, говори о божественном происхождении, это вызывает необходимое предвкушение: да, да, скажи мне об этом! Расскажи мне обо мне!

И физиолог говорит, но хитро: я расскажу, но твое происхождение не божественно, тебя обманули, оно еще выше! Так проходимцы Бендеры об­рабатывали бесчисленных Эллочек-людоедок.

«Не отличаясь никакими физическими преимуществами, например, силой, скоростью бега, неутомимостьюперед остальными животными и даже ус-


Основное— Море организма

тупая в этом весьма многим из них, но владея свободным умом и свободными руками, он занял положение в природе, которое даже ему, одаренному высоким умом, кажется исключительным. <...>

И только необыкновенный ум, способный к прогрессу, да и инстинкт обще­ственности, вывели человека на тот славный путь, который увенчал его "тро­ном природы". <...>

Чем выше становился человек в своем умственном развитии, тем острее пробуждалась в нем потребность к самоопределению. Он не довольствовался уже красивыми легендами о своем божественном происхождении и, хотя про­должал считать себя царем природы, но с настойчивостью свободного ума стре­мился узнать свое прошлое, познать себя!» (Там же).

Как видите, человек Евангелия от физиолога очень похож на унтер-офицерскую вдову, которую никто не сек, потому что она сама себя высек­ла и сама себя создала. Но при этом он все равно хочет себя познать, и знаете, что для этого делает? Обращается к своему Богу-физиологу с вопро­сами; а физиолог уже знает все ответы и дает их.

А ответы такие: отбросим сложности. Всем ясно, что раз человеческое тело так похоже на тела животных, значит, человек — животное, обладаю­щее сложным устройством, то есть организацией. Изучать его как человека и даже животное Физиологии не под силу, а потому есть смысл еще раз упро­стить понимание.

«Невольно напрашиваются сравнения организма со сложной машиной, в со­став которой входят различные более или менее самостоятельные части, как бы "органы ее"» (Там же, с. 7).

Человеку-машине слагали целые поэмы. Потом, заболтавшись, впадали в противоречия:

«Действительно, внешнее сходство здесь имеется, но в то же время есть серьезная внутренняя разница. Прежде всего, сила, приводящая в действие ма­шину, лежит всегда вне ее (лошадь, вода, пар, электричество), между тем у орга­низма она лежит где-то внутри его, однако же, определенного места не имеет.

Эта-то "жизненная сила ", которая составляет вечную загадку человека, и заставляет его в самом себе различать два начала: материальное тело и невидимую душу» (Там же, с. 7).

Болтал, болтал и доболтался до души! Вот, казалось бы, вопрос, кото­рый нельзя обойти. Не обольщайтесь. Физиолог помянул душу случайно. Это даже не он, а язык неудачно повернулся. Он даже и не замечает, что ляпнул про душу и уже в следующей строчке принимается так же самозабвенно болтать об анатомии. А завершает всю эту песнь о самопознании совсем ре­волюционно:

«Человеческий организм можно рассматривать как семью различных тка­ней, состоящих из колоний, клеток <... >

Земля ты ecu и в землю отыдеши» (Там же, с. 32).


Глава 5. Физиология и страх смерти

В общем, не рыпайся и принимай лекарства. Они тоже из земли сдела­ны, значит, помогут поддержать твою жалкую жизнь подольше.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1308 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2610 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.