Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основы теории композиции




Одним из основных понятий художественного конструи­рования являетсякомпозиция, т.е. построение цело­стного произведения, элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве. Композиция любого технического объекта создается с учетом действующих в данной области тех­ники общих тенденций конструирования, определяемых науч­но-техническим прогрессом.

Основными категориями композиции выступают тек­тоника и объемно-пространственная структура (ОПС). Обе эти категории взаимообусловлены друг с другом: пространст­венная организация формы отражает ее тектонические харак­теристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия.

Тектоникой называют зримое отражение в форме изделия работы его конструкции и организации мате­риала. Понятие "тектоника" неразрывно связывает две важ­нейшие характеристики промышленного изделия - его конст­руктивную основу и форму во всех ее сложных проявлениях (пропорциях, метрических повторах, характере и т. д.). Под конструктивной основой при этом понимают работу несущей части конструкции, характер распределения главных усилий, соотношение масс, организацию конструкционных материалов и т. п. Форма должна четко отражать все эти особенности кон­структивной основы.

Основным условием достижения тектоничности любого инженерного объекта, является то что, конструкционные материалы должны быть использованы оптимально с точки зрения работы системы. Если потенци­альные конструктивные возможности данного материала не используются или, хуже того, его заставляют работать не естественным для него образом, то нарушений тектоники не избежать, а красота машины, станка, прибора останется не­сбыточной мечтой.

Второй не ме­нее важной категорией композиции является объемно-пространственная структура, т.е. проще говоря любая форма так или иначе взаимодействует с пространством. В связи с этим, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство.

По признаку объемно-пространственного строения промышленные изделия можно условно подразде­лить на три большие группы:

· относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;

· открытые технические структуры действующих меха­низмов или несущих конструкций;

· объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Успех работы над ком­позицией промышленного изделия в значительной мере зави­сит от того, понимает ли конструктор роль пространства как равноправного с объемом элемента композиции и умеет ли организовать его. При этом лег­кость восприятия любого конструируемого объекта во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается его композиция.

Согласно одному из правил теории композиции чем сложнее объемно-пространственная структура промышленного изделия, тем большее значение для достижения гармонии приобретает последовательное развитие принципа, положенного в основу ее строения.

Причиной низкого эстетического уровня ряда машин не в последнюю очередь является именно хаотичность их объем­но-пространственного строения.

Для описания основных свойств и качества композиции используют такие понятия, как гармоничная целостность, симметрия, динамичность и статичность

Гармоничная целостность формы отра­жает логику и органичность связи конструктивного реше­ния изделия с его композиционным воплощением. Конст­руктивные элементы изделий необходимо объединить не только технически, но и композиционно, представив любую структуру как гармонич­ную целостность.

Целостность связана с другим средством композиции -соподчиненностью и достигается при соблюдении законо­мерностей соподчинения элементов, а без этого условия она отсутствует.

Целостность формы отражает многие свойства компози­ции и носит как бы общий характер. Организация формы тем сложнее, чем сложнее форма отдельных элементов и связи между ними.

Симметрия. Это наглядно проявляющееся средство композиции. Под ней понимают повторение, отражение лево­го в правом, верхнего в нижнем и т. д.

В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, что обусловливается функциональными и конструктивными факторами.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 915 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2222 - | 2165 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.