Культура рубежа XIX - XX вв. Переломные феномены века: франко-прусская война, вагнерианство, ницшеанство, марксизм. Парижская коммуна. Символизм (Бодлер, Валери, Верлен, Верхарн, Малларме, Метерлинк, Рембо), прерафаэлиты, импрессионизм (Дега, Мане, Моне, Писсаро, Роден, Ренуар), постимпрессионизм (Ван Гог, Гоген, Сезанн), ар-нуво (Гауди), «декаданс» (Д’Аннунцио), неоромантизм (Г. Рид, Барток, Григ, Йитс (Йейтс), Малер, Рильке, Сен-Санс, Сибелиус).
Тема 17. Культура ХХ в. Русская революция 1905 г. как общеевропейский симптом. Эволюция науки. Кризис классической физики. Неклассические теории в естествознании. Теория относительности (Эйнштейн). Теория множеств (Гедель, Кантор). Квантовая теория и ядерная физика (Бор, Гейзенберг, Планк, Резерфорд, Ферми). Генетика (Берг). Развитие информационной, коммуникационной и военной техники (Зворыкин, Сикорский, Эдисон).
Первая мировая война как общеевропейский культурный кризис. Новый тип милитаризма как сознание и поведение. Распад империй. Осмысление трагедии: 1920-е гг. Модели политического мышления: «консервативная революция»; национализм; неолиберализм (Кейнс). Модели экономического мышления: кейнсианство; социализм; радикальный марксизм. Эрозия гуманизма и демократических ценностей. Мотив «отчуждения». Столкновение рационализма и неомифологии. Эзотерические течения. Кризис классических структур западной цивилизации. Первые шаги тоталитаризма: Россия, Германия, Италия. Культурная мифология тоталитарных режимов. Опыт сопротивления и его уроки.
Художественный авангард XX в., его спектр: кубизм (Брак, Пикассо), фовизм (Матисс), абстрактивизм (Кандинский, Малевич), футуризм (Маринетти), экспрессионизм (Мунк), дадаизм, сюрреализм (Дали). Модернизм и авангард: взаимодействие двух культурных канонов (Аполлинер, Шагал). Модернизм и авангардизм в музыке ХХ в. (Бриттен, Веберн, Григ, Дебюсси, Дягилев, Кейдж, Орф, Пендерецкий, Прокофьев, Равель, Рахманинов, Сати, Скрябин, Стравинский, Шёнберг, Шостакович, Штокхаузен, Р.Штраус). Кризис европейского романа в начале ХХ в. Литературный спектр ХХ в.: интеллектуальный роман; психологический роман; «новый роман», неосимволизм; авангардная литература (Джойс, Беккет, Белый, Борхес, Гессе, Кафка, Т. Манн, Музиль, Набоков, Оруэлл, Пруст, Роб-Грийе, Сент-Экзюпери, Сэлинджер, Уайльд, Фолкнер, Хаксли, Хемингуэй, Честертон, Элиот). «Улисс» Джойса как модель новой картины мира. Авангардизм в театре (Арто, Беккет, Брехт, Ибсен, Ионеско, Клодель, Кокто, Мейерхольд, Пиранделло, Стриндберг, Шоу). Рождение и развитие кинематографа (Антониони, Бергман, Бунюэль, Висконти, Годар, Гриффит, Дисней, Кулешов, Ж.Ренуар, Росселини, Феллини, Хичкок, Чаплин, Эйзенштейн). Союз архитектуры и техники (Мис ван дер Роэ).
Экспансия гуманитарного знания. Философия жизни (Бергсон, Ницше, Дильтей, Шпенглер). Феноменология (Гуссерль). Психоанализ (Фрейд, Юнг). Экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Хайдеггер, Сартр, Камю). Структурализм (Леви-Стросс, Соссюр, Р. Якобсон). Неклассические концепции в логике и философии науки (Витгенштейн, Куайн, Кун, Мур, Пиаже, Рассел, Фреге). Модернизм и неоортодоксия в теологии (К.Барт, Бонхёффер, Бультман, Маритен, Х. Кюнг, Тиллих). «Теологии родительного падежа».
Культурные процессы современного мира. Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Контркультура 1960-х и молодежные движения (Маркузе). Коммерциализация авангарда (Уорхол). «Холодная война». Оружие массового уничтожения и его культурно-психологический эффект. Выход в космос. Распад колониальной системы. Экуменизм и синкретизм религиозных движений. Правозащитное движение. Движение «зеленых». Энергетический кризис. Становление постиндустриального общества. Римский клуб и идея «пределов роста» цивилизации. Информационная революция. «Эпоха Маркони» (Маклюэн). Компьютер, мобильная связь, интернет. Гипертекст и проблема авторства. Этические аспекты клонирования, эвтаназии. Кризис культурной идентичности.