Культурно-историческое значение падения Константинополя. Ограниченность понимания Ренессанса как общеевропейской эпохи. Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный. Противостояние ереси и ортодоксии. Орденские движения (Тереза Авильская). Новые тенденции: номинализм, этатизм, успехи науки, ростки гуманизма. Первые версии абсолютизма (Жанна Д’Арк, Людвиг IV Баварский, гибеллины и гвельфы).
Тема 12. Гуманизм и революция в художественной культуре. Эволюция отношения к античности в Итальянском Ренессансе: гуманизация христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Человек, мир и Бог, их соотношение в мировоззрении Ренессанса. Николай Кузанский. Итальянские гуманисты (Валла, Браччолини, Бруни, Патриции, Пико дела Мирандола Полициано, Помпонацци, Салютати, Фичино). Феномен Флоренции (Медичи (Козимо и Лоренцо), Савонарола). Флорентийская Академия.
Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени (Альберти, Брунеллески, Браманте, Ботичелли, Веронезе, Джорджоне, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тинторетто, Тициан, Чимабуэ). Культурологическое значение перспективизма в ренессансной живописи. Гуманизм в итальянской литературе (Ариосто, Боккаччо, Петрарка, Тассо). Эстетика «Северного Возрождения» (Босх, Брейгель Старший, Грюневальд, Дюрер, Рименшнейдер, Чосер, Цельтис).
Тема 13. Реформация. Протобуржуазные формы экономики. Новое понятие личности. Формирование бюргерской культуры. Реформация и ее культурное значение (Гус, Уиклиф (Виклиф), Лютер, Цвингли, Меланхтон). Протестантская этика и капитализм. Трансальпийские процессы как этическая форма перехода к Новому времени. Мартин Лютер и Эразм Роттердамский: гуманистические парадигмы эпохи. Немецкая мистика и религиозный утопизм (Фома Кемпийский). Борьба за религиозную толерантность (Боден).
Специфика ренессансной науки, ее связь с магией, герметизмом, алхимией, астрологией (Бруно, Парацельс).
Ренессансная наука как подготовительный этап науки Нового времени (Браге, Галилей. Коперник).
Европа XVI - нач. XVII вв. Основные черты новой культурной эпохи: формирование национальных абсолютистских государств (Генрих VIII, Макиавелли, Карл V, Франциск I). Предпосылки сближения науки и промышленности (Кальвин, Кардано). Географические открытия, колонизация и миссионерство. Новое правосознание. Культура Контрреформации (Лойола, Суарес, Янсений). Кризис гуманизма и ренессансной эстетики (Рабле, Ронсар, Сервантес, Шекспир, Монтень, Эль Греко). Полифоническая музыка (Палестрина). Маньеризм (Вазари).