Милость Божия буди с вами!
Теперь вы верно уже получили мое письмо и прочитали, - и видите, в чем причина моего молчания. Довольны ли? Но довольны или не довольны, другого нечего сказать, и не следует, потому что сказана настоящая истина. Я никогда не забываю вас.
Хорошо вы сделали, что переехали в скит. И еще лучше сделаете, если навсегда там останетесь, т.е. совсем переселитесь туда. И внешне будете покойны, и внутренне; потому что если случится что смущающее, имеете врача всегда готового в о. Кассиане.
Вы очень расслабли духом. Думаю, что это от немощей телесных. Усильте приближение к Господу, и Он явит силу Свою в немощах ваших. Как все от Господа, то всеконечно и немощи ваши не мимо воли Его прилучаются вам. Поелику Господь наш есть самая благость и все направляет ко спасению каждого; то, конечно, и немощи ваши посещают вас во благо вам, и именно, во спасение души. Что именно при сем имеет Господь в цели, то предлежит самим вам разрешить. И полагаю, что подумавши немного, и просмотревши вокруг себя, вы то найдете. Когда найдете, примите то в руководство.
В своем ли чине молитва? Молитва всегда служит выражением отношения нашего к Богу. Когда молитва хороша - тепла, усердна, внимательна; тогда и отношение наше к Богу хорошо. Тогда и все хорошо. Потрудитесь подтянуть молитву, если она слаба стала. При молитвенном слове наипаче пекитесь о молитвенных чувствах, - вере, уповании, благодарении, сокрушении, предании себя в волю Божию и все другие. Когда посетит какое молитвенное чувство, останавливайтесь на нем и разогревайте его, пока держится в душе. Позовите другое, когда одно отойдет. Так весь день. Это будет непрестанная молитва. Чувство иногда само собою проходит; а иногда надо его призвать. Как? Богомыслием, или размышлением о всех таинствах веры, особенно о домостроительстве спасения, и конце всего. Проходите почаще мыслью по всем этим предметам, - и непременно какой-нибудь падет на душу. Вот и чувство.
Благослови вас, Господи!
Я здоров. Что будет с глазом, не гадаю; но надежды мало.
Будьте здоровы и благодушествуйте!
Ваш усердный доброхот Еп. Феофан. 6 июня 1888 г.
1026. Средства для оживления чувства к Богу. К истории книги "Митерикон"
Милость Божия буди с вами!
Очень рад, что нашли отдых в скиту. Присматривайтесь, - может быть откроется возможность и совсем там пристроиться. Мне думается, что о. архимандрит будет этим доволен, потому что одним криком меньше будет. Однако ж все, как Бог устроит.
Если можете быть неотходно с Господом; то другого чего и искать нечего. В этом все дело, да живот наш весь сокровенен будет со Христом в Боге. Имея теперь внешний покой, избавляетесь от целой половины препятствий к тому. Другая половина - внутри. И эта тотчас сама собою устраняется, коль скоро на сердце падет какое-либо чувство к Господу; и если такое чувство не отходит, то все внутри мешающее быть с Господом, отступает само собою. Если б кто спросил: как всегда быть с Господом, можно смело отвечать: имей чувство к Господу, - и будешь с Господом. Я кажется вам об этом писал. А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть, и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется не тронутым. Потому очень праведно св. отцы почитают богомыслие, или созерцание свойств и действий Господа ключом молитвы, и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает и с Господом соединяет.
Я передал Афонцам книги, но они у меня пока есть; не много и на после выговорено. Приготовил вам Симеона Богослова, и письма 1886-87 гг.; но пошлю не теперь, а после, теперь не успею.
Афонцы прислали мне книгу - греческую - Аввы Исаии, не того древнего, а какого-либо последнейшего: собрание изречений древних подвижниц, свои ему письма и наставления к некоей Феодоре, и некие сказания. Все сие направлено к инокиням. Речь простая, и можно бы переводить; но почерк писца никуда не гож: мелок, неразборчив, иные буквы пишутся новомодно; есть две-три чертки целый слог, и еще сокращенное писание, как у нас в славянском. Перелистываю пока; и если навыкну так, что все буду разбирать, переведу; а если нет, не стану, - или решусь переводить, что буду разбирать, а прочее оставлять. Рукопись порядочная.
Феодора Студита еще не перечитал. Останавливает то, что надо заголовки ко всякому поучению придумывать.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан. 22 июня 1888 г.