Милость Божия буди с вами!
У вас должен быть ныне праздник, - близкий вам более, чем сущим вне вашей епархии. Молитвы святителя Божия да хранят вас, и помогают вам в труде вашем.
Труд ваш - Дуня. Но за то - что то не малое обещается тому, кто изведет честное от недостойного. Сим воодушевляйтесь!
Фелицата жалуется. Не справедлива. Я отписал ей о всем, что нужно было, но она не дождалась.
У вас самих все в порядке, - слава Богу!
Всегда с Господом быть напрягайтесь, и теплоту к Господу сердечную блюдите. Господь да будет с вами и да хранит вас!
Я здравствую. Но брыкание ног лишает сна, и от этого некая слабость. Но она скоро отходит.
Сижу над Максимом исповедником. Великий он созерцатель! И не всегда досязаешь до его высоты, - и проникаешь его глубины. И речь у него, всегда полная и многообъятная. А иной раз сжата. Не редко приходится употреблять перифраз вместо перевода дословного. Что делает и латинский переводчик, мой наилучший помощник. Еще остается пять сотен - глав, или изречений. Иной раз в сутки больше одного изречения и не переведешь. Так бывает трудно добраться до мысли! Общение со Христом Господом широко у него излагается. В чем бывает большая потребность.
А глаз что? Пока еще работает. Но есть знак, что придется и его лишиться. Готовлюсь к этому. А может быть и доктор какой явится. Известили меня, что в С.-Петербурге открылся некий доктор-чудотворец - водою лечит всякого рода боли. Дает воду в бутылках, и все тут, и многих уже вылечил. В числе вылеченных, есть и страдавший бельмом. А моя катаракта и есть бельмо, только внутреннее.
Спрашиваю у одного знакомого питерца о сем докторе. Это некто барон Вревский - Николай Ипполитович.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш богомолец Е. Феофан. 23 ноября 1886 г.
1005. Опять о Дуне. Намерение лечиться водою Вревского. О "Пути ко спасению"
Милость Божия буди с вами!
Се - два письма ваши - одно за другим. - И все. Дуня и Дуня! Вот болячку Бог послал. И я ничего решительного о ней сказать вам не умею. И не знаю, как устроилось, что я согласился на то, чтоб вы взяли ее. Магдалине мать Клеопатра навязывала девочку. Я и руками и ногами. Уволили ее от этого послушания. - А с вашей Дуняшей никакой мысли у меня не было. Взяли, ну и пусть. И доселе никакой мысли нет. Выходит и так можно, и так можно. Но это - никуда негожее решение. Потому говорю: решите с о. Кассианом. Или подождите, не решайте. Но как кажется вы ее берете с собою и в скит, и во Елец. Потому подождите, что выйдет. Или может быть в Ельце что-нибудь относительно ее придумается с м. Клеопатрою, а, может быть, и устроится что-нибудь.
Собираетесь в скит, - добре! - Собираетесь в Елец, - Бог благословит. Проветритесь, освежитесь, и отдохните. Однако ж и ухо держите остро.
Слышали вы новость? - В Спб. появился всецелительный доктор, - некто барон Вревский. Лечит бедных даром; а с богатых берет по 2 р. за бутылку воды, которая служит единственным медикаментом.
Между излечениями стоит и катаракт глазной. Моя болезнь! - Я писал в Спб. к одному знакомому - что се?! Подтверждает. Но говорит: два раза заходил, не добивался. Народу гибель, до 150 в день перебывает. У него бывает и о. Иван Кронштадтский, и служит. В квартире Вревского есть церковь. Мой знакомый обещал добраться, и получить ответ. Главное, чтоб взялся лечить невидавши. Катаракта так всем ведома, - и смотреть ее нечего.
Пишу сейчас к О. Ст. Вурачек, чтоб убедила о. Ивана, а о. Иван Вревского взяться лечить невидавши. Ибо если надо видеть; надо ехать - что невозможно.
Прочее мое здоровье в порядке. Сна что-то мало. Но это не беда!
Благослови вас Господи!
Сейчас перечитываю: Путь ко спасению - новое Афонское издание. Ошибок куча. Было не одно уж издание, и не присылали перечитывать. Ошибки все и увеличивались.
Но книжка, как нахожу не худая. Нахожу, потому, что лет 15 уж будет, как она отдана, а я не читал, и забыл даже содержание. Теперь вижу.
Спасайтесь!
Ваш богомолец Е. Феофан. 10 дек. 86 г.