Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


∆итейска€ психологи€




ќт насто€щей науки о душе должно отличать так называемое практическое знание людей, которое приобретает каждый в течение жизни, частью на себе самом, а частью на других.  аждый человек, как существо самосознательное, наблюда€ себ€ и других в различных действи€х и состо€ни€х, мало-помалу отвлекает и собирает разные пон€ти€ о способност€х, свойствах и состо€ни€х души, относ€щиес€ к возрасту, полу, темпераменту, званию, племени и т. под.

Ќо сии познани€ суть частные, необъедин€емые в общем пон€тии души, суть познани€ людей, а не человека, и сами по себе не заслуживают быть предметом наукиї (“ам же, с. 3).

ѕриговор! » приговор неверный. » познани€ людей о душе, народна€ психологи€, заслуживают научного изучени€. » научные представлени€ о душе мелки и ущербны, поскольку как раз не о душе они, а о том, что наука избрала считать дл€ себ€ душой, а точнее, предметом, который как-то сумеет изучить.

ќбидно, больно, но в целом јвсенева изучать надо, потому что он лишь одной ногой стоит в науке, а второй он еще чистый исследователь, чь€ собственна€ душа горит познанием этого странного, привычного и неведомого предмета. » надо отдать ему должное, он мен€лс€ за свою короткую жизнь. ќн шел и, видимо, нашел достаточно, потому что ушел, завершив свое исследование. «а год до смерти он выверил все свои сочинени€ и, убедившись, что они соответствуют его действительным представлени€м, уехал в »талию, где и распрощалс€ с наукой и жизнью.

» чтобы не быть голословным, € приведу несколько его рассуждений из заключительной главы Ђ»стории душиї. √лава эта называетс€ Ђ—осто€ние души по смертиї.

Ђ¬ тихую лунную ночь €вл€етс€ иногда блест€щий метеор, несколько времени плен€ет собою наш взор и вдруг огненной полосой падает на землю. ћы подходим, рассматриваем его свет€щеес€ €дро, ос€заем; но вскоре оно распадаетс€ в прах и свет его Ч откуда вз€лс€ Ч не знаем.

“ак, подобно небесному метеору, €вл€етс€ в царстве жизни и человек; неземной свет, богоподобна€ душа воспламен€ет этот боголепный феномен:  руг четвертый. Ќаучна€ и духовна€ философи€ Ч —лой второй

несколько времени он блистает Ѕожественным светом; но вот падает на одр смертный...

ћы видим,как мало-помалу гаснет его жизнь, Ч наконец перед нами €вл€етс€ один хладный труп, и мы спрашиваем с недоумением: куда скрылс€ невещественный свет, одушевл€вший его, что делаетс€ с душою, по разлучении ее с телом?ї (јвсенев. »стори€, с. 240Ч241).

ќчевидно, это писалось уже тогда, когда мысли об уходе стали посещать философа. ¬се-таки он всю жизнь был платоником, и образ —ократа, уход€щего из жизни философски, не мог не жить в его сознании. » вот слетает, точно шелуха, наука и по€вл€ютс€ рассуждени€ о том, что хочет знать сама душа.

Ђѕо смерти тела душа не совсем отрешаетс€ от всего физического. ясновид€щие вид€т у человека на месте отсеченного члена телесного светоностныи его образ. «начит, из сего тела душа извлекает себе и удерживает некоторый тончайший экстракт, который относитс€ так же к прочему истлевшему телу, как жизненные соки, извлеченные из пищи, к отдел€емой части.

≈стественно, что это, видимое эфирными очами, тело, или лучше Ч эфирна€ тень, удерживает образ и качество прежнего тела и дает возможность €сновид€щим различать души по полам, возрастам, нравственным качествам и прочее. Ёто новое, тонкое тело с одной стороны не ограничивает души, как прежнее, грубое; но с другой Ч и не доставл€ет ей такой опоры быти€, какую доставл€ло то; от того душа представл€ет в себе другое существої (“ам же, с. 242).

¬от такой большой путь проделал ѕетр —еменович јвсенев от страстного увлечени€ наукой и творени€ научной психологии до действительного устремлени€ пон€ть душу, наплевав на всю научность или объективность.

 огда самопознание свершаетс€ и ты вызреваешь в своем теле точно зав€зь, превращающа€с€ в плод, вызревание это, кажетс€ мне, и происходит как выделение нового тела Ч тела души. » тогда ты начинаешь ощущать, что наука верна, но по отношению к тем телам. ѕричем, верна совершенно, потому что им действительно не свойственно и не доступно ничего из того, что наука отрицает, счита€ несуществующим.

Ќо при этом новому телу твоему становитс€ совершенно безразлично, что считают те тела, как бабочке безразлична жизнь гусениц. ѕочему? јвсенев попыталс€ передать те чувства, что рождались у него с вызреванием новой жизни его нового тела:

Ђ—лучаетс€ во сне, что душа силитс€ двинуть члены своего тела, дабы перенести его с одного места на другое; но они отказываютс€ служить ей; тогда она оставл€ет этот образ чувственного движени€, распростран€ет мысленные крыль€ и с быстротою ветра переноситс€ туда, куда хочет.

¬ совершеннейшем отрешении от тела, веро€тно, душа будет иметь способность Ч не мыслию, а действительно, с быстротою ветра, переноситьс€ с места на местої (“ам же, с. 242Ч243). √лава 7. ¬ольф и русское волъфианство

я думаю, он не зр€ перенесс€ в конце жизни в »талию. »тали€ всегда была дл€ русской души образом иного мира, мира, где душа отдыхает...





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1935 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

547 - | 471 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.