Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнализ парциальных программ музыкального развити€

 
¬ современных услови€х развити€ общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в –оссии особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звень€х системы. ѕроцесс обучени€ детей, наход€щихс€ на домашнем воспитании, не поддаетс€ четкой характеристике и анализу, поэтому мы будем рассматривать процесс обучени€ и воспитани€ в услови€х дошкольных учреждений: детского сада, где существуют жесткий регламент и стандарт. ƒетский сад имеет определенное количество групп дл€ детей, как правило, от трех до семи лет. —ады, имеющие одну или несколько групп раннего возраста называютс€ Ђ€сли-садї, иные, полностью ориентированные на возраст до трех лет Ц €сли. ѕоскольку нас интересует образовательный процесс детей раннего возраста, в дальнейшем мы будем рассматривать все дошкольные образовательные учреждени€, где существуют группы раннего возраста, обознача€ их сокращенной аббревиатурой ƒќ”. —уществует определенный стандарт и требовани€ к дошкольному образованию. ƒо 1989 года все дошкольные учреждени€ –оссии работали по единой типовой программе, а сейчас имеетс€ широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменени€ коснулись всех уровней образовани€. Ѕольше стало удел€тьс€ внимани€ фольклору, местным традици€м и обыча€м, развитию логического мышлени€, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. ¬ 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги Ц перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных ћинистерством образовани€ –‘. ¬ насто€щее врем€ любое дошкольное учреждение самосто€тельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ƒќ” может использоватьс€ р€д программ. ¬ыбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждени€:
  • ƒетский сад;
  • ƒетский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
  • ƒетский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
  • ƒетский сад комбинированного вида, складывающийс€ из различного сочетани€ групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
  • ÷ентр развити€ ребенка Ц сад с осуществлением физического и психологического развити€, коррекции и оздоровлени€ всех воспитанников.
≈сли обычный детский сад (ƒќ”) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используетс€ и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развити€ ребенка таких программ используетс€ несколько. ¬ комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровь€ детей, а педагогический процесс охватывает все основные направлени€ развити€ ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое. “аким образом: комплексные или общеразвивающие - это программы, включающие все основные направлени€ воспитательно-образовательной работы ƒќ”. ѕарциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направлени€: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены дл€ реализации отдельных задач. ѕо музыкальному воспитанию тоже есть целый р€д программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы. Ёти программы и будут рассмотрены в рамках данной статьи. –€д программ €вл€етс€ своего рода комплексом из нескольких программ. “аким комплексом может считатьс€ Ђ–осинкаї. ќна нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлека€ не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. Ђ расота Ц радость Ц творчествої, Ђ—интезї Ц это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию. –€д программ выдел€ют приоритетным направлением изучение фольклора. ќни €вл€ютс€ комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаютс€ и музыкальный фольклор, и народна€ хореографи€, и изучение традиций и быта народа. ≈сть р€д парциальных программ, которые смело можно назвать Ђузкої музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной де€тельности: слушание музыки Ђћузыкальные шедеврыї ќ. –адыновой, игру на музыкальных инструментах Ђќркестр в детском садуї Ћ. ћеркуловой, музыкально-ритмические движени€ Ђ–итмическа€ мозаикаї ј. Ѕурениной. ¬от по таким признакам мы разделили все существующие и используемые в насто€щее врем€ специализированные программы по эстетическому в общем и музыкальному в частности развитию. Ќаиболее полно проанализированы те программы, которые адресованы дет€м раннего возраста.     ¬ период существовани€ ———– большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитани€ в детском саду Ќ. ј. ¬етлугиной, изданной в 1981году. ÷елью программы €вл€етс€ развитие у ребенка общей музыкальности. Ёто достигаетс€ через музыкальную де€тельность детей. Ќ. ¬етлугина выдел€ет 4 вида де€тельности: воспри€тие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательна€ де€тельность. ¬ программе выделены 3 формы зан€тий Ц фронтальные (со всей группой), небольшими подгруппами и индивидуальные. ¬ каждой форме зан€тий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движени€, игра на детских музыкальных инструментах. —фера основных видов исполнительства расшир€етс€ за счЄт включени€ элементов песенного, игрового, танцевального творчества. ¬ работе с детьми возрастных групп решаютс€ одни и те же задачи, которые последовательно усложн€ютс€, т.е. используетс€ концентрический способ построени€ программы. √лавна€ цель программы - овладение действи€ми, навыками и умени€ми в области воспри€ти€ музыки, пени€, движени€ и игры на музыкальных инструментах. –епертуар по слушанию музыки в программе Ќ. ј. ¬етлугиной строитс€ на произведени€х советских композиторов - классиков. ƒл€ более полного воспри€ти€ произведени€ детьми автор рекомендует использовать различные нагл€дные пособи€ Ц литературный текст, условные обозначени€, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. –екомендуетс€ одно произведение слушать несколько зан€тий подр€д, с каждым прослушиванием акцентиру€ внимание на форме произведени€, средствах выразительности, ритме и т.д., но репертуар по слушанию не выписан и точно не определен. ¬ разделе Ђѕение на музыкальных зан€ти€хї акцентируетс€ внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонировани€. Ќ. ј. ¬етлугина считает, что дл€ полноценного воспри€ти€ музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. ћетодика обучени€ пению по нотам изложена в Ђћузыкальном буквареї. ћузыкально-ритмические движени€ помогают дет€м наиболее полно восприн€ть музыкальное произведение, музыкальный образ. ¬ажно на зан€ти€х следить за выразительным исполнением движений. ƒл€ зан€тий ритмикой используетс€, в основном народна€ музыка и музыка, написанна€ дл€ детей советскими композиторами. ƒл€ исполнени€ оркестром Ќ. ј. ¬етлугина рекомендует использовать произведени€, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. ¬ процессе игры на музыкальных инструментах формируютс€ элементарные навыки исполнительства, через которые ребЄнок мог бы выразить своЄ настроение, своЄ чувствование музыки. Ѕыло издано и методическое пособие Ќ. ¬етлугиной Ђћузыкальное воспитание в детском садуї. ѕособие состоит из трех разделов, где последовательно освещаютс€ следующие вопросы:
  • обща€ характеристика музыкального воспитани€;
  • определение задач и содержани€ музыкального воспитани€;
  • виды музыкальной де€тельности;
  • развитие музыкальности у ребенка;
  • формы организации музыкальной де€тельности детей;
  • музыкальные зан€ти€;
  • самосто€тельна€ музыкальна€ де€тельность детей;
  • музыка в повседневной жизни детского сада;
  • праздники и развлечени€;
  • методика музыкального воспитани€ в различных возрастных группах.
    • √руппы раннего и младшего дошкольного возраста;
    • —редн€€ группа;
    • —тарша€ группа;
    • ѕодготовительна€ к школе группа;
ќчень показательным в пособии Ќ. ¬етлугиной €вл€етс€ наличие схемы Ђѕланирование музыкального репертуараї, где нагл€дно показано распределение учебного материала в одном квартале (с сент€бр€ по но€брь). ¬ схеме представлен материал, но не построение зан€ти€, предполагаетс€, что педагог самосто€тельно выбирает то вариант, который ему больше подходит дл€ того или иного периода обучени€. ¬ тоже врем€ формы зан€тий ограничены только трем€ видами: фронтальные, по подгруппам, индивидуальные, поскольку имеют строгую структуру Ц в одном зан€тии должны быть использованы все виды музыкальной де€тельности детей: пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки. ≈сть определенные недостатки, которые вы€вились в процессе реализации данной программы: нецелесообразность обучени€ абсолютной нотации, ограниченность музыкального репертуара дл€ слушани€ музыки. ¬еро€тно, поэтому данна€ программа в насто€щее врем€ используетс€ мало, то ли счита€сь Ђустаревшейї, то ли под натиском новых более узко направленных современных программ. ¬ насто€щее врем€ существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, дл€ педагогов существует возможность остановить свой выбор на той программе, котора€ кажетс€ ему наиболее приемлемой дл€ музыкального воспитани€ и эстетического развити€ детей. ¬ р€де программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. “аковыми €вл€ютс€: Ђ–осинкаї (от 3 до 7 лет), Ђ расота Ч радость Ч творчествої (от 2 до 7 лет), Ђ— кисточкой и музыкой в ладошкеї (от 3 Ц 10 лет), Ђ—интез искусств в эстетическом воспитанииї, Ђ¬ мире бального танцаї (от 5 до 7 лет), Ђѕутешествие в страну хореографиюї (от 4 до 7 лет), Ђ¬ мире музыкальной драматургииї (от 3 до 7 лет), Ђ¬олшебный мир театраї (от 5 до 7 лет), Ђ“еатр- творчество Ц детиї. Ќесмотр€ на то, что программа общеэстетического развити€ дошкольного воспитани€ –ќ—»Ќ ј авторов  уцаковой Ћ. ¬. и ћерзл€ковой —. ». рассчитана на детей от трех лет, она представл€ет определенный интерес и дл€ нас. ќсновные положени€ программы: Ђраскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращенийї [11;7], должны активно использоватьс€ с раннего возраста. Ќазвание складываетс€ из первых букв определений, характеризующих качества ребенка: развитый, образованный, самосто€тельный, инициативный, неповторимый, культурный, активно-творческий. –ќ—»Ќ ј Ц это педагогическа€ система воспитани€ и развити€ детей дошкольного возраста от 3до 7 лет. Ёто комплекс программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников [11;3] ћузыкальной де€тельности посв€щен достаточно объемный раздел, где выписаны основные задачи по музыкальной де€тельности в саду. ѕрограмма нацеливает педагогов на организацию детской поисковой де€тельности, так как именно детское творчество про€вл€етс€ в процессе поиска, поскольку так Ђразвиваетс€ природна€ любознательность реб€т, формируетс€ активное отношение к окружающему, обогащаетс€ их жизненный опытї [11;8]. Ёти положени€ уместно отнести и к раннему возрасту, поскольку именно эксперимент и поиск Ц основа детской де€тельности (Ќ. ѕоддъ€ков). “ак музыка, художественное слово помогают формированию у детей умени€ сравнивать, сопоставл€ть различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. ’арактер музыки побуждает детей искать возможности передачи эмоционального состо€ни€ самосто€тельно, через пластику, интонацию, танец, а затем отображать в своей художественно-практической де€тельности Ц в рисовании, лепке, художественном труде. Ђ¬се это позвол€ет подводить детей к целостному осмысленному воспри€тию конкретных €влений, событий, гаммы чувствї [11;9]. ¬ программе привлекает внимание обилие циклограмм и схем, отражающих формы музыкальной де€тельности, виды музыкальных зан€тий; в приложении даны примерные конспекты различных зан€тий и праздников, развлечений. ¬ каждой возрастной группе выделены разделы, посв€щенные видам музыкальной де€тельности, определены задачи музыкального развити€ и даны общие рекомендации. ћузыкальный репертуар не выписан, поскольку авторы подчеркивают, что педагогу легче самосто€тельно про€вить инициативу в подборе репертуара.   сожалению, данна€ программа не рассматривает ранний возраст. ¬торое издание программы эстетического воспитани€ детей от 2 до 7 лет Ђ расота. –адость. “ворчествої авторов “.—.  омаровой, ј.¬ јнтоновой, ћ. Ѕ. «ацепиной, исправленна€ и дополненна€ вышла в 2002 году. ¬ названии программы заключена ее направленность. „ерез воспри€тие красоты окружающего мира, ребенок, испытыва€ положительные эмоции, на основе которых формируютс€ чувства восхищени€ и радости. ¬се это вызывает стремление детей передать и запечатлеть €влени€ и предметы через свое творчество. “аким образом, основна€ цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитани€, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой де€тельности. —одержание программы реализуетс€ в следующих разделах:
  • »скусство в жизни ребенка.
  • Ёстетическа€ развивающа€ среда.
  •  расота природы.
  • «накомство с архитектурой.
  • Ћитература.
  • »зобразительна€ де€тельность.
  • ћузыкальна€ де€тельность.
  • ƒосуг и творчество.
  • “ворчество.
Ёти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка. јвторы подчеркивают свои основные принципы такие как Ђпринципы народности, культуросообразности, взаимосв€зи эстетического воспитани€ с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возрастаї (с.4).   ¬ разделе Ђћузыкальна€ де€тельностьї выписаны задачи музыкального образовани€ и воспитани€ детей, которые включают:
  • развитие музыкального воспри€ти€; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной де€тельности, обеспечивающих базу дл€ последующего самосто€тельного знакомства с музыкой, музыкального самообразовани€ и самовоспитани€;
  • развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии).
  • воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполн€ть ее;
  • развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомлени€ с духовной культурой других народов;
  • приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
  • формирование умени€ использовать полученные знани€ и навыки в быту и на досуге
¬ конце каждого раздела предлагаетс€ информаци€ об ожидаемых результатах, в процессе обучени€ по данной программе.   концу пребывани€ в дошкольном учреждении ребенок:
  • эмоционально реагирует на музыку, испытыва€ при этом радость;
  • внимательно слушает ее;
  • может определить общее настроение, характер музыкального произведени€ в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случа€х Ч интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы;
  • слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;
  • определ€ет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песн€, танец) и на каком из известных инструментов оно исполн€етс€;
  • может выразить свои впечатлени€ от музыки в движении или рисунке;
  • занимаетс€ с огромным желанием музыкальными движени€ми, ритмично двигаетс€ согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий;
  • поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполн€€ их выразительно и музыкально;
  • способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
  • держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует; умеет правильно распредел€ть дыхание;
  • овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведени€, его тембровые и динамические окраски, а также ритм. [10;70].
«аметим, что эти результаты вполне достижимы, в отличие от тех, которые определены в комплексной программе Ђƒетствої. „то же касаетс€ предлагаемого авторами репертуара, то в целом четко прослеживаетс€ перекличка с разделом Ђћузыкальное воспитаниеї программы под редакцией ћ. ¬асильевой, где автором также €вл€етс€ ћ. «ацепина. Ќекоторые программы знаком€т малышей с русской национальной культурой и историей.   ним можно отнести такие программы, как Ђќберегї (от 2 до 7лет), Ђѕриобщение детей к истокам русской народной культуры, Ђћузыкальна€ народна€ культураї (от 4 до 10лет), Ђ√оренкаї (от 4 Ц 7лет). ѕрограмма Ђќберегї ≈. √. Ѕорониной 2003 года предназначена дл€ комплексного изучени€ фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомлени€ с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируетс€ вообще. —одержание программы рассматриваетс€ в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. –аздел ЂЌародоведениеї содержит три темы: народный календарь, обычаи и обр€ды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора. –аздел Ђћузыкальный фольклорї отражает различные виды музыкальной де€тельности: слушание, пение, народна€ хореографи€, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр. —одержание программы реализуетс€ в трех подпрограммах:  √уленьки (от 2 до 3 лет) Ц введение в мир фольклора, где основными видами де€тельности €вл€ютс€ слушание-воспри€тие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым).  “еремок (от 3 до 5 лет) Ц знакомство с основами народной культуры: изучение народного календар€. ѕрактический материал программы имеет четыре раздела в соответствии с календарем и имеет четыре раздела Ц по каждому времени года. »зучаютс€ также: тема дома и домашнего уюта, народный костюм, элементарные игровые хороводы и пл€ски, игра на детских музыкальных инструментах.  Ѕеседушка (от 5 до 7 лет) содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. —ерьезное внимание удел€етс€ детскому пению и овладению умени€ импровизации на народных музыкальных инструментах. ƒанна€ программа в насто€щее врем€ очень активно используетс€ многими ƒќ”, а также различными коллективами и кружками дополнительного образовани€. Ќо поскольку, фольклор не €вл€етс€ нашей целью, то более подробно мы не будем анализировать эти программы. ќсобое место в насто€щее врем€ занимают специальные программы музыкального развити€: Ђ√армони€ї, Ђ—интезї (от 4 до 7 лет), Ђ амертонї (от 0 до 7лет), Ђћалышї (от 2 до 3 лет), ЂЋадушкиї (от 3 до 7лет). ƒве программы: Ђ√армони€ї и Ђ—интезї ориентированы на средний и старший дошкольный возраст, а потому единственное пожелание авторам, продолжить разработку программ дл€ всех возрастов, чтобы целостность и преемственность обучени€ не нарушалась, чтобы к 4 годам, реб€та были подготовлены и к воспри€тию музыки, и умению отображать ее характер через пластику, вокальную импровизацию или речь. ѕрограмма Ђ√армони€ї дл€ старшего дошкольного возраста  . Ћ. “арасовой, “. ¬. Ќестеренко, “. √. –убан, под общей редакцией  . Ћ. “арасовой. ¬ программе реализуетс€ всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. ÷ель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных дл€ них видах де€тельности. —одержание программы определ€етс€ логикой становлени€ музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. ќно включает все основные виды музыкальной де€тельности, доступные дет€м дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. ÷ентральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру зан€тий. ћузыкальный репертуар программы подобран на основе сочетани€ высокохудожественных и доступных дет€м произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных дет€м. ќн полностью представлен в хрестомати€х музыкального репертуара и частично в запис€х на аудиокассетах. ѕрограмма Ђ—интезї  . ¬. “арасовой, ћ. Ћ. ѕетровой, “. √. –убан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального воспри€ти€ детей от четырех до семи лет. »меет широкий образовательный аспект. ≈е содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. ¬ основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведени€ рассматриваютс€ в едином комплексе с произведени€ми изобразительного искусства и художественной литературы. ѕри этом стержневым видом искусства в программе €вл€етс€ музыка. ¬ программу вошли доступные дет€м произведени€ классического искусства и фольклора. ¬первые нар€ду с камерной и симфонической музыкой в обучении используютс€ синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет. ѕрограмма Ђ амертонї Ё. ѕ.  остиной 2004 года, представл€ет дл€ нас больший интерес, поскольку охватывает ранний возраст, а также тесно переплетаетс€ с комплексной программой развити€ Ђ рохаї. ÷ель программы Ц разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождени€ до семи лет, соответствующее их возрастным возможност€м. ќна разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитани€ дошкольников, основоположником которой признанно в –оссии считаетс€ Ќ. ј. ¬етлугина. Ёто теоретические положени€ о художественно-образной основе музыкальной де€тельности дошкольников; о взаимосв€зи обучени€ и творчества в музыкальном воспитании. ¬ программе учтены и представлены Ђсовременные требовани€ к образовательной программе, а именно:
  • она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие музыкальности каждого ребенка;
  • заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми;
  • учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучи€ каждого ребенка [4,5;4].
ƒанна€ программа представлена в виде семи разделов Ц ступеней развити€, охватывающих весь дошкольный период от рождени€ до семи лет. ¬ каждой возрастной ступеньке выделены основные разделы: характеристика возрастных возможностей, с подразделением на общее и музыкальное развитие, задачи и показатели развити€. ѕомимо этого даны рекомендации, адресованные родител€м, при использовании программы в домашних услови€х. јвтор, выписыва€ определенный репертуар дл€ освоени€ детьми, в то же врем€ говорит о праве выбора репертуара. —истемный подход в выборе изучаемого репертуара дает возможность логично и последовательно усложн€ть музыкально-художественные образы в произведени€х дл€ слушани€. ѕримечательно, что автор выписывает репертуар на каждой ступени развити€, классифициру€ его по темам. Ќа третьем году развити€ (третьей ступени образовани€) выдел€ютс€ следующие темы: мир ребенка; мир природы; мир животных и птиц; мир игрушек. Ё. ѕ.  остина опираетс€ на большой выбор детского репертуара советских композиторов, и композиторов XIX столети€, частично использу€ обработки народных мелодий. Ѕольшое количество музыкальных произведений, подобранных по типу тождества и контраста, позвол€ет реб€там с помощью учител€ все более внимательно прислушиватьс€ к отличи€м в сходных по настроению пьесах. — четвертой ступени добавл€ютс€ такие темы как: предметный мир, рукотворный мир, мир сверстников и взрослых. „то же касаетс€ реализации данной программы, то автор отсылает нас к учебному пособию ќ. ѕ. –адыновой, ј. ».  атинене, ћ. ј. ѕалавандишвили Ђћетодика музыкального воспитани€ї (ћ., 1994). ¬озможно, именно отсутствие разработанных поурочных планов или примерных конспектов зан€тий не дает возможности педагогам более широко примен€ть данную программу на практике. „то касаетс€ предлагаемого репертуара, то, конечно, бросаетс€ в глаза ограниченное количество классической музыки при развернутом репертуаре детской музыки советских композиторов. ќпределенную трудность дл€ педагога будет представл€ть поиск данного музыкального материала, поскольку автор не ограничиваетс€ произведени€ми, используемыми во всех программах. ѕрограмма Ђћалышї ¬. ј. ѕетровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной де€тельности, способству€ приобщению детей к миру музыкальной культуры. ќснову программы составл€ют произведени€ классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведени€ с учетом уровн€ подготовки и развити€ конкретного ребенка. ¬ программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. »здано и методическое пособие Ђћузыка Ц малышамї. ¬ пособии три раздела, каждый из которых посв€щен музыкальному воспитанию детей определенного возраста. ѕервый Ц дет€м младенческого возраста (первый год жизни), второй и третий Ц музыкальному воспитанию детей второго и третьего года жизни. ¬ каждом разделе определены:  ’арактеристика возрастных особенностей;  «адачи развити€;  —одержание и услови€ педагогической работы;  ѕримерный музыкальный репертуар. ћузыкальный материал первых двух разделов включает слушание музыки, песни, музыкально-двигательный показ, пл€ски и игры. јвтором большинства из них €вл€етс€ “. Ѕабаджан. [13,6]. ≈е работа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста особенно ценна, так как проходила совместно с ведущими специалистами (психологами, врачами, методистами, педагогами, группой актива музыкальных руководителей) и €вл€етс€ образцом дл€ всего последующего музыкального материала, разработанного и предложенного другими музыкальными руководител€ми, еще ¬ третьем разделе, посв€щенному музыкальному воспитанию детей третьего года жизни, более подробно освещены все стороны музыкального воспитани€ детей и шире представлен музыкальный материал, даютс€ методические советы и рекомендации музыкальным руководител€м. ¬ конце третьего раздела есть подраздел ЂЌа заметку музыкальному руководителюї о часто встречающихс€ в работе ошибках. ¬ данное пособие включен музыкальный материал советских композиторов, построенных по принципу тождества и контраста, например: Ђ«айчикї √. ‘рида, Ђ«айкаї ≈. “иличеевой, Ђ«айчики бегут по лесуї ј. √речанинова; Ђ«айцыї ≈. “иличеевой.   программе Ђћалышї автором разработаны 24 дополнительных зан€ти€ по слушанию классической музыки и сделана подборка из 54 произведений. ќчень важно, что произведени€ подобраны по принципу тематического контраста, использованы как программные, так и непрограммные сочинени€ различных композиторов: от ∆.-‘. –амо и ».—. Ѕаха до ƒ. Ўостаковича и √. —виридова. ƒанную программу Ђћалышї в качестве дополнительной используют сады, работающие по комплексной программе Ђ»стокиї. ѕрограмма ЂЋадушкиї 1998 года питерских авторов ».  аплуновой, ». Ќовооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. ÷ель программы Ц музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной де€тельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицировани€, пени€, слушани€ музыки, музыкально-игровой де€тельности (пл€сок, игр, хороводов). ќсновна€ задача программы Ц введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. ќсновные методические принципы: создание непринужденной обстановки [6,4], целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем [6,5]. ѕрограмма ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).  аждое музыкальное зан€тие имеет четкое построение:  музыкально-ритмическое движение;  развитие чувства ритма, музицирование;  пальчикова€ гимнастика;  слушание музыки;  распевание, пение;  пл€ски, игры, хороводы. јвторами также разработаны другие пособи€. —ери€ ЂЋадушкиї состоит из:  ѕраздники в детском саду;  »гры, аттракционы, сюрпризы;  “оп-топ, каблучок (танцы в детском саду),  ћузыка и чудеса (развитие музыкальной фантазии);  Ђ ак у наших у воротї (русские песни в детском саду);  ЂЋевой-правой!ї (марши в детском саду);  –азвитие чувства ритма;  јнсамбль ложкарей в детском саду;  ќркестр в детском саду;  ¬ечера развлечений;  —лушание музыки в детском саду;   омплексные зан€ти€;  —портивные вечера развлечений в детском саду;  »граем в театр;  ѕраздники в детском саду;   олыбельные песни. ѕрограмма включает в себ€ разработку музыкальных зан€тий на каждый мес€ц, а также поурочные конспекты дл€ младшей и средней групп, выпущенные в 2007 году. Ќаличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устран€ет проблему поиска нотного и аудиоматериала. –азработка зан€тий сделана с учетом физических и психических возможностей детей, то есть одно зан€тие в младшей группе длитс€ 15 минут. “акже авторы привод€т параметры дл€ диагностировани€ детей по программе ЂЋадушкиї. ¬ списке используемой литературы мы находим самые употребл€емые сборники прошлых лет, которые в насто€щее врем€ можно достать только в личных библиотеках педагогов. »менно поэтому актуально, что авторы при издании конспектов издали полностью и нотный материал, более того сделаны аудиозаписи всего нотного материала, что дает возможность музыкальному руководителю танцевать с детьми, череду€ Ђживоеї исполнение на фортепиано с прослушиванием записи.   сожалению, пока не издана программа по раннему возрасту, но большинство упражнений по всем разделам из программы дл€ младшей группы уместно использовать и в работе с малышами. ќтдельным видам детской музыкальной де€тельности посв€щены программы: ЂЁлементарное музицирование с дошкольникамиї (от 5 до 7 лет), Ђ»граем в оркестре по слухуї (от 5 до 7 лет), Ђќркестр в детском садуї (от 4 до 7лет), Ђ–итмическа€ мозаикаї (от 3 до 9лет), Ђ“оп-хлоп, малышиї (от 2 до 3 лет), Ђћузыкальные шедеврыї (от 3 до 7лет). ѕрограмма Ђћузыкальные шедеврыї ќ. ѕ. –адынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. ћы рассмотрим ее подробнее, поскольку в насто€щее врем€ это единственна€ программа по слушанию музыки. ÷ель программы Ц формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. ѕрограмма содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формировани€ основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосв€занную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. ѕрограмма ориентирована на две возрастные группы: от трех до п€ти лет и от шести до семи лет. –епертуар основан на использовании произведений Ђвысокого искусстваї, подлинных образцов мировой музыкальной классики. ќсновополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). —одержание выписано в 6 темах, кажда€ из которых изучаетс€ в течение одного Ц двух мес€цев, а затем повтор€етс€ в каждой возрастной группе на новом материале: 1. музыка выражает настроение, чувства, характер людей; 2. песн€, танец, марш; 3. музыка рассказывает о животных и птицах; 4. природа и музыка; 5. сказка в музыке; 6. музыкальные инструменты и игрушки ¬ программе осуществл€етс€ взаимосв€зь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой де€тельности детей в процессе формировани€ у них основ музыкальной культуры. ѕо данным темам автором собраны и систематизированы €рчайшие образцы музыкальной классики Ђшедеврыї, потому и программа получила свое название Ђћузыкальные шедеврыї. ¬ разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. ќ музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о воспри€тии. “акже анализируютс€ методы формировани€ основ музыкальной культуры детей: словесный, нагл€дный, практический. ќсобенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и нагл€дно-зрительные, а затем и нагл€дно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. ќ. –адынова рассматривает и формы организации музыкальной де€тельности детей, поскольку процесс слушани€ (воспри€ти€ музыки) может использоватьс€ в тематических зан€ти€х, театральных постановках или, например, концертах. ¬ыписаны автором и критерии оценки уровн€ Ђсформированности музыкальной культуры детейї [17, 23]. Ќам видитс€, вполне веро€тным адаптировать данную программу и дл€ раннего возраста. ќсновным положительным качеством данной программы, несомненно, €вл€етс€ большое количество изучаемых произведений. —ама автор говорит о более 350 образцов! ÷елесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем €рче и эмоциональный отклик ребенка. „ем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражени€ через музыку. ≈ще одна программа петербуржцев “. Ќ. —ауко и ј. ». Ѕурениной Ђ“оп, хлоп, малышиї. ƒанна€ программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет. ÷ель программы Ц воспитание интереса к музыкально-ритмическим движени€м, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. ѕрограмма интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнени€ заданий и разнообрази€ движени€. ¬се игровые упражнени€ систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно дл€ раннего возраста. –епертуар лежащий в основе Ц это пл€ски, песни с движением или игры с движением советских авторов ≈. “иличеевой, “. Ѕабаджан, ≈. ћакшанцевой и других. ѕрограмма состоит из трех частей: содержание работы в течение года; подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами; и сценарии развлечений и праздничных утренников с родител€ми, на основе изученного материала. ќсновной метод музыкально-ритмического воспитани€ детей Ц Ђвовлекающий показї (—.ƒ.–уднева). Ќо недостаток, который вли€ет на общее впечатление - некорректна€ запись музыки на аудиодиск. Ќедопустимо детей раннего возраста приучать к искусственному звуку, с жесткими битами ритм-секции и т€желыми басами. Ёто портит слух, это раздражает нервную систему. ѕожалуй, наиболее интересной новацией €вл€етс€ привлечение родителей к участию в детских праздников, поэтому программа может €вл€тьс€ большим подспорьем дл€ музыкального руководител€. ¬ целом, программа Ђ“оп, хлоп, малышиї представл€ет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Ќ. ј. ¬етлугиной.  ардинально нового материала в содержании программы мы не обнаружили. »так, все специализированные программы, так или иначе освещающие проблемы музыкального развити€, можно теперь разделить по возрастному критерию. ћы обращаем внимание на то, что только 4 программы обращаютс€ к раннему возрасту: программа Ќ. ј. ¬етлугиной, Ђ амертонї Ё. ѕ.  остиной, Ђћалышї ¬. ј. ѕетровой и программа, котора€ рассматривает только один вид музыкально-ритмическую де€тельность Ђ“оп, хлоп, малышиї “. Ќ. —ауко и ј. ». Ѕурениной. ¬се программы пересекаютс€ в определении репертуара дл€ детей раннего возраста в пении и подпевании, в музыкально-ритмических движени€х, танцах и играх. Ѕольша€ свобода наблюдаетс€ при подборе репертуара по слушанию музыки.   сожалению, только в программе Ђћалышї слушание классической музыки выдел€етс€ в самосто€тельный раздел, автор отдел€ет это слушание от слушани€ песен и рассказов с иллюстраци€ми. »з всех парциальных программ лишь Ђћалышї и Ђ амертонї имеют выписанный репертуар по слушанию музыки. »з комплексных, мы назовем программы под редакцией ћ. ¬асильевой и Ђ»стокиї. ¬ целом вырисовываетс€, что основные пробелы в музыкальном воспитании детей происход€т не из-за недоброкачественности и формальности программ, а формализме педагогов, нежеланию глубоко и полно проработать предлагаемый материал. ≈стественно, что 10 минутные зан€ти€, а именно столько длитс€ зан€тие в первой младшей группе по требованию —Ё—, никак не восполн€ют потребность детей в музыкальном общении. ѕорой наблюдаетс€ и перекос в самих зан€ти€х, когда акцент делаетс€ на те виды музыкальной де€тельности, которые нрав€тс€ музыкальному руководителю, которые нужны дл€ оформлени€ праздника: пение, подпевание и музыкально-ритмические упражнени€, пл€ски. ѕренебрежение педагогами рекомендаци€ми программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных зан€тий. ¬ажно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной де€тельности на зан€ти€х. “олько при соблюдении всех требований к зан€ти€м по программам, а также введению дополнительных зан€тий, у малышей будут про€вл€тьс€ и развиватьс€ основные музыкальные способности, формироватьс€ эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни. ƒумаетс€, что на сегодн€шний момент, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников не посредством создани€ новых программ, методик, а придержива€сь уже существующего материала, максимально погружатьс€ в него. »спользуема€ литература: 1. Ѕоронина, ≈. √. Ђќберегї. ѕрограмма комплексного изучени€ музыкального фольклора в детском саду. Ц ћ.: ¬ладос, 1999. 2. ¬етлугина Ќ. ј. ћузыкальное воспитание в детском саду. Ц ћ.: ѕросвещение, 1981. Ц 240 с., нот. Ц (Ѕ-ка воспитател€ дет. сада). 3. ƒзержинска€, ». Ћ., ћузыкальное воспитание младших дошкольников: ѕособие дл€ воспитател€ и муз. руководител€ дет. сада. (из опыта работы) Ц ћ.: ѕросвещение, 1985 - 160c., нот. 4.  амертон: программа музыкального образовани€ детей раннего и дошкольного возраста / Ё. ѕ.  остина. Ц ћ.: ѕросвещение, 2004,. Ц 223с.- ISBN 5-09-014666-7. 5.  амертон: программа музыкального образовани€ детей раннего и дошкольного возраста / Ё. ѕ.  остина. Ц 2-е изд. Ц ћ.: ѕросвещение, 2006. Ц 223с.- ISBN 5-09-014666-7 6.  аплунова, »., Ќовоскольцева, ». ѕраздник каждый день. ѕрограмма музыкального воспитани€ детей дошкольного возраста ЂЋадушкиї, младша€ группа. —ѕб.: »зд-во Ђ омпозиторї, 1999, - 60с. 7.  н€зева ќ. Ћ., ћаханева, ћ. ƒ., ѕриобщение детей к истокам русской народной культуры. Ц 8.  оренева, “. ‘. Ђ¬ мире музыкальной драматургииї. Ц ћ., Ђ¬ладосї, 1999. 9.  оренева, “. ‘., Ђћузыкально - ритмические движени€ дл€ детей дошкольного и младшего школьного возрастаї в 2част€х. Ц ”чеб.-метод. ѕособие. Ц (¬оспитание и дополнительное образование детей). Ц (Ѕ-ка музыкального руководител€ и педагога музыки). - ћ.: √уманит. изд. центр Ђ¬Ћјƒќ—ї, 2001. Ц ч.1. Ц 112с.: ноты. 10.  расота. –адость. “ворчество. ѕрограмма / сост. [ омарова, “. —., јнтонова, ј. ¬., «ацепина, ћ. Ѕ.], испр. и доп. ћ.,2002. 11.  уцакова Ћ. ¬., ћерзл€кова —. ». ¬оспитание ребенка Ц дошкольника: развитого, образованного, самосто€тельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: ¬ мире прекрасного: ѕрограм.-метод. пособие. Ц ћ.: √уманит. изд. центр ¬Ћјƒќ—, 2004. Ц 368с.: ил. Ц (Ђ–осинкаї).ISBN 5-691-00920-6 12. ќсновные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. ѕособие / ќ. ј. —оломенникова. Ц ћ.: јйрис-пресс, 2006. Ц 192с. Ц (ƒошкольное воспитание и развитие). 13. ѕетрова, ¬. ј. ћузыка-малышам. Ц ћ.: ћозаика-—интез, 2001.-144 с. 14. ѕетрова, ¬. ј., ћы танцуем и поем. Ц ћ.:  арапуз, 2003. 15. ѕраслова √. ј. “еори€ и методика музыкального образовани€ детей дошкольного возраста: учебник дл€ студентов высших педагогических учебных заведений. Ц —ѕб.: ƒ≈“—“¬ќ-ѕ–≈——, 2005. Ц 384 с. 16. ѕрограммы дошкольных образовательных учреждений: ћетодические рекомендации дл€ работников дошкольных образовательных учреждений./ —ост. ќ. ј. —оломенникова. Ц ћ.: ј– “», 2000. Ц 48 с. (–азвитие и воспитание дошкольника). 17. –адынова ќ. ѕ. ћузыкальные шедевры. јвторска€ программа и методические рекомендации. Ц ћ.: Ђ»здательство √Ќќћ и ƒї, 2000. Ц 80 с. (ћузыка дл€ дошкольников и младших школьников.) ISBN 5-296-00136-2, ISBN 5-296-00007-2 18. —ауко “. Ќ., Ѕуренина ј. ». “оп-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитани€ детей 2-3 лет. Ц —ѕб., 2001. Ц 120 с. 19. “арасова,  . ¬., –убан, “. √., ƒети слушают музыку/ методические рекомендации к зан€ти€м с дошкольниками по слушанию музыки/. ћ.: ћозаика-синтез, 2001, - 128с. 20. ‘ольклор Ц музыка Ц театр: ѕрограммы и конспекты зан€тий дл€ педагогов дополнительного образовани€, работающих с дошкольниками: ѕрограмм.-метод. пособие / под ред. —. ». ћерзл€ковой. Ц ћ.: √уманит. »зд. центр ¬Ћјƒќ—, 2003г. Ц 216 с.: ил. Ц (воспитание и доп. образование детей) 21. ѕрограмма по музыке —писок специализированных (парциальных) программ, рекомендованных ћинистерством образовани€ –‘ ѕриоритетные программы по музыкальному развитию 1. Ѕоронина ≈. √. Ђќберегї. ѕрограмма комплексного изучени€ музыкального фольклора в детском садуї. Ц ћ.: Ђ¬ладосї, 1999. 2. ¬оробьева ƒ. ». Ђ√армони€ развити€ї. ѕрограмма интеллектуально-художественного и творческого развити€. Ц —ѕб.: Ћ√ќ”, 1996,1997. 3.  оренева “. ‘. Ђ¬ мире музыкальной драматургииї. Ц ћ.: Ђ¬ладосї, 1999. 4. Ћадушки. ».  аплунова, ». Ќовооскольцева. ѕраздник каждый день/ программа музыкального воспитани€ детей. Ц —ѕб.:  омпозитор, 1999. 5. ћат€шина ј. ј. Ђѕутешествие в страну Ђхореографи€ї. ѕрограмма развити€ творческих способностей детей средствами хореографического искусства. Ц ћ.: Ђ¬ладосї, 1999. 6. ћерзл€кова —. ». Ђ¬олшебный мир театраї. ѕрограмма развити€ сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представленийї. Ц ћ.: Ђ¬ладосї, 1999. 7. Ћ. –. ћеркулова Ђќркестр в детском садуї. ѕрограмма формировани€ эмоционального сопереживани€ и осознани€ музыки через музицирование, - ћ.,1999. 8. ѕетрова ¬. ј. Ђћалышї. ѕрограмма развити€ музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). Ц ћ.: Ђ¬иолантаї, 1998. 9. –адынова ќ. ѕ. Ђћузыкальные шедеврыї. Ц ћ.: Ђ√ном- ѕрессї, 1999. 10. —орокина Ќ. ‘., ћиланович Ћ. √. Ђ“еатр- творчество - детиї. ѕрограмма развити€ творческих способностей средствами театрального искусства. Ц ћ.: ћ»ѕ –ќ, 1995. 11. “арасова  . ¬., Ќестеренко “. ¬., –убан “. √. Ђ√армони€ї. ѕрограмма развити€ музыкальности у детей. Ц ћ.: ÷ентр Ђ√армони€ї, 1993. 12. “арасова  . ¬., ѕетрова ћ. Ћ., –убан “. √. Ђ—интезї. ѕрограмма развити€ музыкального воспри€ти€ на основе трех видов искусств. Ц ћ.: Ђ¬иолантаї, 1999. 13. “рубникова ћ. ј. Ђ»граем в оркестре по слухуї. Ц ћ.: ÷ентр Ђ√армони€ї, 1994. 14. ’азова ћ. ¬. Ђ√оренкаї. ѕрограмма комплексного изучени€ музыкального фольклора. Ц ћ.: Ђ¬ладосї, 1999 15. ÷иркова Ќ. ѕ. Ђ¬ мире бального танцаї. ѕрограмма развити€ творческих способностей детей средствами танцевального искусства. Ц ћ.: Ђ¬ладосї, 1999. ћетодическое обеспечение программы “. ‘.  ореневой Ђ¬ мире музыкальной драматургииї:  “. ‘.  оренева Ђћузыкально - ритмические движени€ дл€ детей дошкольного и младшего школьного возрастаї в 2част€х. Ц ”чеб.-метод. ѕособие. Ц (¬оспитание и дополнительное образование детей). Ц (Ѕ-ка музыкального руководител€ и педагога музыки). - ћ.: √уманит. изд. центр Ђ¬Ћјƒќ—ї, 2001. Ц ч1. Ц 112с.: ноты. ћетодическое обеспечение программы ¬. ј. ѕетровой Ђћалышї.  ¬. ј. ѕетрова ћ”«џ ј-ћјЋџЎјћ. Ц ћ.: ћозаика-—интез, 2001.-144 с.  ¬. ј. ѕетрова Ђћы танцуем и поемї. Ц ћ.: Ђ арапузї, 1998.  Ђ’рестомати€ музыкального репертуараї (сост. ¬. ј. ѕетрова). Ц ћ.: ÷ентр Ђ√армони€ї, 1995. ѕособи€ дл€ педагогов  јудиокассеты с запис€ми музыкальных произведений (сост. ¬. ј. ѕетрова). Ц ћ.: √ƒ–«, 1995. ћетодическое обеспечение программы ќ.ѕ. –адыновой Ђћузыкальные шедеврыї  ќ. ѕ. –адынова Ђћузыкальное развитие детейї в двух част€х. Ц ћ.: Ђ¬ладосї, 1997.  ЂЅаюшки-баюї. ћетодическое пособие. Ц ћ.: Ђ¬ладосї, 1995. ѕособи€ дл€ педагогов  ќ. ѕ. –адынова ЂЅеседы о музыкальных инструментахї.  омплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. Ц ћ., 1997. Ђћы слушаем музыкуї. ”чебное пособие.  омплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендаци€ми (сост. ќ. ѕ. –адынова). Ц ћ.: 1997. ћетодическое обеспечение программы  . ¬. “арасовой Ђ—интезї  Ђ’рестомати€ музыкального репертуараї. ѕ€тый год жизни. Ц ћ.: ÷ентр Ђ√армони€ї, 1993.  Ђ’рестомати€ музыкального репертуараї. Ўестой год жизни. Ц ћ.: Ђ¬иолантаї, 1998. ѕособи€ дл€ педагогов  јудиокассеты с запис€ми произведений камерной и оперной музыки. ѕ€тый год жизни. Ц ћ.: ÷ентр Ђ√армони€ї, 1993.  јудиокассеты с запис€ми камерной и оперной музыки. Ўестой год жизни. Ц ћ.: Ђ¬иолантаї, 1998. “ехнологии  “ютюнникова “. Ё., ЂЁлементарное музицирование с дошкольникамиї. ћетодическое обеспечение технологии “. Ё. “ютюнниковой ЂЁлементарное музицированиеї  јлексеева Ћ. Ќ., “ютюнникова “. Ё. Ђћузыкаї. ”чебно-нагл€дное пособие Ђћузыкаї. Ц ћ.: ј—“, 1998

 

 

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
“ема 3. ћакроэкономическа€ нестабильность: экономические циклы, безработица, инфл€ци€ | √ладка€ мышечна€ ткань висцерального (внутренностного) типа
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 631 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

551 - | 476 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.